Статья Работа в парах на уроке математики.
статья по математике

Статья Работа в парах. Из опыта работы учителя математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah_na_urokah_matematiki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя математики).

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.  При фронтальной реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность ученика - деятельность класса", при коллективной форме реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность класса - деятельность ученика",  при групповой форме деятельности - "деятельность учителя - деятельность группы - деятельность ученика", и с помощью  индивидуальной    формы деятельности реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность ученика".

В рамках деятельностного подхода на уроках математики целесообразно применять парную форму работы. 

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:

Личностных (в паре ученик самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)

Регулятивных (партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)

Познавательных (за счет общения в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задач умственных действий)

Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми)

Задача обучения:

  • учить умению сотрудничать и работать в паре,
  • уметь слушать и слышать партнера,
  • свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Формирование пар:

- статистическая (пара постоянного состава)- в этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Это самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

- динамическая (пара сменного состава) «коллективное взаимодействие» можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем. Детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

- вариационная (пара сменного состава) «обработка разнообразных материалов» ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд.

Для работы в паре есть правила. Их можно вывесить на доску или каждый раз напоминать их.

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Примеры работы в парах на уроке математики:

  1. Первый ученик в тетради изображает координатную плоскость и отмечает на нем 5 точек, а сосед по парте записывает в свою тетрадь координаты 5 точек. Ученики обмениваются тетрадями. И первый ученик отмечает на координатной плоскости указанные соседом точки, а второй ученик записывает координаты отмеченных первым учеником точек.
  2. Учащимся предлагается найти значение числового выражения:    (23,4+76,2)*3+(853,4-222,9):19,4. Данный пример нужно решить следующим образом: один ученик расставляет порядок действия, другой проверяет и выполняет первое действие, далее учащиеся выполняют все действия попеременно.
  3. Математический диктант. Задания в диктанте предлагаются сразу в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта.

Например:

Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 5643,

Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе тысяч, сотен, десятков, единиц.

Вариант 1: Число 56000 уменьши в 1000 раз,

Вариант 2: Полученное число увеличь в 100 раз.

Вариант 1: Запиши наибольшее четырехзначное число,

Вариант 2: Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Вариант 1: Запиши число, которое на 1 сотню больше, чем 900,

Вариант 2: Полученное число уменьши на 1000.

  1. В парах школьники могут  проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, домашнее задание и т.д. В парах дети могут тренироваться (устный счет, проверка знания формул, свойств геометрических фигур,  выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Статья "Работа с учебником на уроках математики"

Статья  "Работа с учебником на уроках математики"...

Работа в парах на уроках русского языка в 6 классе в свете требований ФГОС ООО.

В данном материале содержатся оценочные листы и карточки с алгоритмами действия по изучению орфограмм в курсе изучения русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Работа в парах на уроках английского языка.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, п...

Статья "Работа в паре на уроке технологии"

В данной  статье приведены возможные варианты парной учебной работы на различных типах уроков технологии....

Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)

Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....

Статья " Работа в паре на уроке музыки"

Статья "Работа в паре на уроке музыки"...