Статья " Работа в паре на уроке музыки"
статья по изобразительному искусству (изо)

Каткова Марэна Рэнольдовна

Статья "Работа в паре на уроке музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm_rabota_v_pare_na_uroke_muzyki.docx20.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КатковаМ.Р. учитель музыки

ГБОУ СОШ №608

Кировского района Санкт-Петербурга

Семинар ТРКМ

" Работа в паре на уроке музыки"

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являлись членами консорциума «За демократическое образование».

Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Технология ТРКМ является новой в российской дидактике, появилась и распространяется с 1997 года, ее используют педагоги Москвы, Санкт - Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска. М. О. Чошанов, разработчик технологии проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьник обладает критическим мышлением.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.

Технология ТРКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Особенности концептуала.

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Особенности организации.

Технология РКМ – надпредметная, проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, развивающее обучение.

Технология РКМ предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях (филология, математика, естествознание).

Технология РКМ применима для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения , так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Учащемуся необходимо выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль преподавателя, в основном, координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала).

Приемы: «Мозговой штурм», «Версии».

Вторая стадия- осмысление нового материала.

Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал)

Третья стадия – размышление (рефлексия).

Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Занятия на уроках музыки предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Индивидуализация обучения детей на уроках музыки  осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают групповые формы работы работа в парах. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником. Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена. Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения». К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим. В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. 
Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом;
  2. Работаем вместе;
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает;
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»;
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки;
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга;
  7. Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук).

Парная работа формирует:

  1. Уважительное отношение к мнению одноклассников;
  2. Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь;
  3. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации;
  4. Усвоение механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы. 

Пример:

Цель урока:
Разбор нового произведения .
Материал для слушания:

Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

Ход урока:

На стадии вызова обращаемся к учащимся с просьбой вспомнить все, что они знают, или думают, слушая данное произведение. Что могут сказать о композиторе, веке в котором жил композитор, о тональности произведения, размере и т.п. Через 3-5 минут просим поделиться своими знаниями с соседом. Обсудив варианты, каждая пара озвучивает идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этим? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Смысловая стадия.  Каждая пара, самостоятельно делают анализ произведения. Преподаватель обращается с просьбой по ходу слушания произведения делать в пометки.
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ -это новая для меня информация; 
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..

На стадии размышления, после того, как слушание закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Преподаватель убирает с доски неверную информацию.
Стадию размышления продолжает беседа о произведении. 
Возможные вопросы
· Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него).
· Все ли понятно? Какие появились вопросы ?
Если у учащихся возникли вопросы, необходимо порекомендовать источники, к которым можно обратиться для поиска ответов.
Практическое применение знаний: самостоятельно дома ещё раз прослушать произведение.


Литература:

1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.

2. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

3. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 101 – 114.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 - 178.

5. Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.Б. Первина — М.: Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

"Униженные и всеми отринутые парии общества" Урок литературы в 10 классе.

Урок по творчеству Ф. М. Достоевского по роману "Преступление и наказание"...

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...