Работа в парах на уроках русского языка в 6 классе в свете требований ФГОС ООО.
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) на тему

Науменко Людмила Ивановна

В данном материале содержатся оценочные листы и карточки с алгоритмами действия по изучению орфограмм в курсе изучения русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parakh_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Чередующиеся гласные в корне слова

Алгоритм действия

  1. Прочитай слово
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень, подобрав однокоренные слова.
  4. Определи лексическое значение корня.
  5. К какой группе корней относится данное слово. Вспомни правило правописания чередующейся гласной в данном корне.
  6. Определи условия выбора правильного правописания чередующейся гласной в данном корне/ ударение, суффикс  -  после корня, состав корня, лексическое значение слова/
  7.  Запиши слова правильно. Обозначь орфограмму

                                  Оценочный лист

 1 учащийся

синий цвет/

Номер операции

2 учащийся

/зеленый цвет/

Учитель

красный

Номер слова

Номер слова

1             2           3

1        2        3

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый ответ

1.

2.

3.

Чередующиеся гласные в корне слова

Алгоритм действия

  1. Прочитай слово
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень, подобрав однокоренные слова.
  4. Определи лексическое значение корня.
  5. К какой группе корней относится данное слово. Вспомни правило правописания чередующейся гласной в данном корне.
  6. Определи условия выбора правильного правописания чередующейся гласной в данном корне/ ударение, суффикс  -  после корня, состав корня, лексическое значение слова/
  7.  Запиши слова правильно. Обозначь орфограмму

                                  Оценочный лист

1 уч-ся

Номер операции

2 уч-ся

учитель

Исполнитель/синий/

1

Контролер/зеленый/

к

2

и

и

3

к

к

4

и

и

5

к

к

6

и

и

7

к

Результат

1

1

2

2

3

3

4

4

Правописание приставок пре-при-

Алгоритм действия

1.Прочитай слово.

2.Найди и выдели приставку.

3. К какой группе приставок она относится? / неизменяемые приставки, приставки на з,с, приставки пре,при-/

4. Определи лексическое значение приставки:

Приближение

Присоединение

Близость

Неполное действие

 =  очень

 = приставке пере-

При-

 

 

Пре-

5.Запиши слово правильно, обозначь орфограмму

Работа в паре

Оценочный лист

1 уч-ся  /синий/

Номер операции

2 уч-ся/зеленый/

учитель

и

1

к

к

2

и

и

3

к

к

4

и

Результат

1

1

2

2

3

3

4

4

Правописание не с именами существительными

Алгоритм действия

1.Прочитай слово, расположенное рядом с не .

2. Задай к слову вопрос и определи, какая это часть речи.

3. Если это слово существительное , определи

http://festival.1september.ru/articles/514336/img2.gif

7.Запиши слово правильно. Обозначь орфограмму.

Оценочный лист  парной работы

по теме «Правописание не и с именами существительными»

    руковожу

Номер операции

            исполняю

учитель

1

2

3

4

5

6

Результат

1

7

Результат

1

2

2

3

3

                     - синий цвет

                           Зеленый цвет

Работа в паре по теме «Не с именами существительными»

  • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

              1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

              2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

              3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

              4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

              5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

Алгоритм действия

  1. Определи, употребляется ли слово без не. Если не употребляется, то это не вариант ответа.. так как существительное пишется с не слитно!
  2. Если существительное употребляется без не, то выясни, есть ли противопоставление однородных членов с союзом  а? Если есть- выбери это существительное как вариант ответа, запиши это слово раздельно с не и обозначь не как частицу.
  3. Если нет противопоставления однородных членов с союзом а, то такое слово с не пишется слитно. Это не вариант ответа.

 

Урок: «Правописание НЕ с именами существительными» в   6 классе

Цель урока: осознать и запомнить формулировку орфографического правила «Не с именами существительными», научиться обозначать изученную орфограмму, запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила).

Ход урока

1.  Стоят последние дни уходящей осени (чтение учителем текста)

     Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и с палым, повялым листом.

     Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер – сиверко, бороздящий свинцовые воды, стылось, кромешные ночи,  ледяная роса, темные зори.

- Автор этого текста – мастер художественного слова Константин Паустовский.

- К какому типу речи относится этот тест? Докажите.

- Определите стиль речи.  Докажите это.

- Все ли слова в тексте вам знакомы?  (Учащиеся обращают внимание на слово «сиверко»)

Как вы понимаете значение этого слова?  (Региональный компонент)  В словаре Ивана Севастьяновича Меркурьева « Живая речь Кольских поморов» это слово обозначает холодный северный ветер.

- Продолжаем работу с текстом. Прочитайте еще раз текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически  орфограммы, устно подберите проверочные слова (текст есть у каждого учащегося на рабочем  листе).

- С какими орфограммами вы работали? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением). Проверка выполнения задания.

- Найдите среди слов, в которые вы вставляли буквы, имена существительные. Назовите опознавательные признаки этой части речи (на примере одного слова).

- Какое слово не соответствует орфограмме, над которой мы сегодня работали? (Ненастье). Как вы написали это слово? Знаете ли вы правило, объясняющее написание этого слова?

- Нет. Потому что это тема нашего сегодняшнего урока. Мы продолжаем изучать имя существительное, но не с точки зрения морфологии, а с точки зрения орфографии (повторяем, что изучает этот раздел науки о языке). Итак, тема нашего урока – «Правописание НЕ с именами существительными».  Записывает тему урока на рабочих листах.

- Цель нашего урока: осознать и запомнить формулировку орфографического правила «Не с именами существительными», научиться обозначать изученную орфограмму, запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила). Для этого проведем небольшую исследовательскую работу и попробуем самостоятельно сформулировать правило о правописании НЕ с именами существительными.

- На рабочих листах в таблице даны три группы слов. Попробуйте определить, что объединяет слова в каждой группе.

небрежность

не ловкость, а расчет

неточность

невежда

не точность, а приблизительность

неприятель

невежество

неправда

- Чем являются слова во втором столбике?  (Антонимы) Союз «а» обозначает противопоставление.

- В каком столбике вы затрудняетесь объяснить написание?

-Обратимся  к источнику наших знаний – учебнику. Прочитайте правило и установите условия написания слов в первой и в третьей группе. Заполните шапку таблицы. (Слово не употребляется без НЕ, замена слова синонимом без НЕ).

- Итак, повторим еще раз условия слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Чтобы нам легче было пользоваться правилом, давайте составим алгоритм, и какой первый вопрос мы зададим к существительному, применяя данное правило?

Алгоритм.

  1. Употребляется ли слово без НЕ?
  2. Есть ли противопоставление с союзом А?
  3. Можно ли заменить слово синонимом без  НЕ?

- Используя алгоритм, докажем правильность написания НЕ с существительными, помещенными  на доске: ненастье; несчастье; не правда, а ложь; невежа

- А теперь усложним задание. Вернемся к таблице, с которой мы работали в начале урока и дополним ее словосочетаниями, которые запишем под диктовку: устать с непривычки; пришел в негодность; не внимательность, а рассеянность; нерешительность характера; странный незнакомец, ошибка из-за невнимательности; не решительность, а робость. Проверим правильность выполнения задания.

- Но мы должны не только грамотно писать существительные с НЕ, но и правильно употреблять их в речи. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные с НЕ, раскройте скобки, обозначьте орфограмму.

  1. И туман, и …….. осень поздняя несет. 2. В осеннее ………. семь погод на дворе.  3. ………..луна освещает снег летучий. 4 . В решении задачи была допущена ………. .  5. …………, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. ………. доставила нам много …………. .  

Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда,  неприятность. Проверим правильность выполнения задания.

- А теперь проверим знания, полученные на уроке, выполнением задания в виде теста. В нем четыре задания. Обведите правильный ответ у себя на рабочих листах, а затем перенесите их на отдельный листок, чтобы сдать учителю. После выполнения задания и сдачи листков можно проверить правильность ответов.

Тест

Найдите неверное утверждение:

  • Не с существительными пишется слитно:
  1. Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;
  2. Если предложении есть противопоставление с союзом А.

  • Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:

  1. (не)годование        2. (не)внимательность       3. (не)вежа

              4. (не)грамотность       5. (не)вольник                    6. (не)забудка

  • Выберите в каждой строке лишнее слово:

  1. а) ненастье        б) нелепость    в) несчастье      г) небрежность
  2. а) недоверие     б) незнайка      в) невежда        г) невежа

  • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

              1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

              2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

              3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

              4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

              5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

- Итак, подведем итоги нашего  сегодняшнего урока. Мы узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными., научились графически обозначать эту орфограмму, составили схему применения  данного правила, которое вам пригодится в дальнейшем.

Рабочий лист обучающегося _________________________________________

Задание 1.

      Ув…дает  з…мля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже х…лодным сиянием солнца, с густой с…невой небес, с л…тучей паутиной и с палым, повялым листом.

     Потом – (не)настье, обложные дожди, л…дяной северный ветер – сиверко, бороздящий свинцовые воды, стылось, кромешные ночи,  л…дяная  р…са, темные зори.

- К какому типу речи относится данный текст?

- Определите стиль речи, докажите.

- Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Работа с таблицей.

небрежность

невежда

невежество

не ловкость, а расчет

не точность, а приблизительность

неточность

неприятель

неправда

Задание 2 (работа со словами после составления алгоритма)

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 3

Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Раскройте скобки, обозначьте орфограмму.

1. И туман, и _______________ осень поздняя несет.

2.В осеннее ________________ семь погод на дворе.  3._____________________ луна освещает снег летучий.

4 . В решении задачи была допущена____________________ . 5.____________________, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6.___________________ доставила нам много_____________________ .  

Слова для справок: (не)погода, (не)настье, (не)видимка, (не)точность, (не)правда,  (не)приятность.

Тест.

Найдите неверное утверждение:

  • Не с существительными пишется слитно:
  1. Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;
  2. Если предложении есть противопоставление с союзом А.

  • Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:

  1. (не)годование        2. (не)внимательность       3. (не)вежа

4. (не)грамотность       5. (не)вольник                    6. (не)забудка

  • Выберите в каждой строке лишнее слово:

  1. а) ненастье        б) нелепость    в) несчастье      г) небрежность
  2. а) недоверие     б) незнайка      в) невежда        г) невежа

  • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

              1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

              2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

              3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

              4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

              5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

Правописание букв ч-щ  в суффиксах существительных –чик=щик-

Алгоритм действия

1.Прочитай слово.

2.Определи его состав. Выдели суффикс.

3.Посмотри на букву, которая пишется перед суффиксом.

4. Вспомни схему:                   д

                  Ж                                                                    т

                             

                                С                                           З

5.Если перед суффиксом пишутся буквы д-т. з –с,  ж  - ПИШИ –чик-

6.В остальных случаях – пиши –щик- 

Оценочный лист работы в паре

Ученик  

/синий/

Номер

операции

Корректор

/зеленый/

Учитель

/красный/

1

2

3

4

5

 Результат

1

6

1

2

2

3

3

Гласные  о-е  после шипящих в суффиксах существительных

Алгоритм действия

1.Прочитай слово.

2. Определи, какая это часть речи.

2. Найди в слове суффикс

3. Посмотри на букву перед суффиксом.

4.Если перед суффиксом пишутся буквы ж-ш, ч-щ, ц, то поставь в слове дарение.

5. Если гласная после шипящей буквы ударная, то пиши о.

    Если гласная  после шипящей безударная , то пиши –е

6. Запиши слово правильно!

Оценочный лист работы в паре

Ученик  

/синий/

Номер

операции

Корректор

/зеленый/

Учитель

/красный/

1

2

3

4

5

 Результат

1

6

1

2

2

3

3

Гласные  о-е  после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных

Алгоритм действия

1.Прочитай слово.

2. Определи, какая это часть речи.

2. Найди в слове суффикс или окончание

3. Посмотри на букву перед суффиксом.

4.Если перед суффиксом  и окончанием существительного пишутся буквы ж-ш, ч-щ, ц, то поставь в слове дарение.

5. Если гласная после шипящей буквы ударная, то пиши о.

    Если гласная  после шипящей безударная , то пиши –е

6. Запиши слово правильно!

Оценочный лист работы в паре

Ученик  

/синий/

Номер

операции

Корректор

/зеленый/

Учитель

/красный/

1

2

3

4

5

 Результат

1

6

1

2

2

3

3

Чертеж…м, медвеж…нок, плащ…м, поллотенц…м,круж…к,овраж…к.

Гласные  и-е  в суффиксах  существительных –ек-ик- .

Алгоритм действия

1.Прочитай слово.

2. Определи, какая это часть речи.

2. Найди в слове суффикс.

3. Поставь существительное в родительный падеж единственное число.

4. Посмотри на полученное слово:

Если гласная выпадает, то пишется суффикс - ек.

Если гласная не выпадает, то пишется суффикс –ик_

 Ключик- ключика   Замочек - замочка

5. Запиши слово правильно!

Оценочный лист работы в паре

Ученик  

/синий/

Номер

операции

Корректор

/зеленый/

Учитель

/красный/

1

2

3

4

5

 Результат

1

1

2

2

3

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС

Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС

Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС В своей педагогической деятельности использую современные оценочные сред...

Доклад Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»»

Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках.Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут ...