Статья "Работа в паре на уроке технологии"
статья по технологии по теме

Москвина Татьяна Николаевна

В данной  статье приведены возможные варианты парной учебной работы на различных типах уроков технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_v_pare_na_uroke_tehnologii.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Работа в паре на уроке технологии»

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности. Одной и разновидностей форм обучения является работа в парах.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют работу, направленную на получение общего итога.

Виды парной учебной работы:

  • Объяснение товарищу «Я тебя понял так... Ты это имел в виду?»
  • Ответ товарищу «Я не согласен потому, что...  и в связи с тем, что...»
  • Устная и письменная взаимопроверка «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»
  • Выполнение задания вместе «Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»
  • Обсуждение решения «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»
  • Составление задания для товарища
  • Практические и лабораторные работы

Рассмотрим возможную парную форму обучения в зависимости от типа урока технологии:

Тип урока технологии

Структура урока

Виды парной учебной работы

  1. Теоретический урок

Чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура урока

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и целей урока
  3. Изложение материала
  4. Закрепление изложенного материала
  5. Работа по усвоению теоретического материала в виде упражнений и решения технических задач

Возможная парная учебная работа

  • Взаимопроверка устная и письменная
  • Выполнение задания вместе

  1. Практический урок 

Ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков. Они занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой. Практические уроки играют большую роль в развитии культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры учащихся.

Структура урока

  1. Организационная часть (сложнее, чем у теоретического урока, т. к. надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)
  2. Сообщение темы и целей урока включает обоснование - для чего необходимо выполнение работы: чему научатся ученики, какие ЗУН приобретут, и какая будет польза от того изделия, которое они изготовят
  3. Вводный инструктаж
  4. Практическая работа и текущий инструктаж
  5. Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

  • Объяснение товарищу
  • Ответ товарищу
  • Выполнение задания вместе
  • Взаимоконтроль выполненной работы

  1. Комбинированный урок 

Представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача – дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов).

Структура урока

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и целей занятия
  3. Опрос учащихся по изученному материалу
  4. Изложение нового учебного материала и его закрепление
  5. Вводный инструктаж
  6. Пробное выполнение приемов практической работы
  7. Практическая работа и текущий инструктаж
  8. Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

  • Устная и письменная взаимопроверка
  • Объяснение товарищу
  • Ответ товарищу
  • Выполнение задания вместе
  • Обсуждение решения

  1. Урок - лабораторная  работа

Эти уроки являются разновидностью  практических. На них учащиеся занимаются работой,  которая носит не трудовой, а исследовательский характер.

Структура урока

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и целей занятия
  3. Изложение теоретического материала и его закрепление
  4. Выдача задания
  5. Выполнение задания учащимися
  6. Подведение итогов лабораторной работы и всего урока

Возможная парная учебная работа

  • Выполнение задания вместе
  • Обсуждение решения

  1. Урок, по решению технических задач Данный урок занимает промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов, составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.

Структура урока

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и целей занятия
  3. Изложение теоретического материала,  на котором основано решение технических задач и его закрепление
  4. Решение технических задач
  5. Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

  • Объяснение товарищу
  • Ответ товарищу
  • Выполнение задания вместе
  • Обсуждение решения

  1. Контрольно-проверочный урок 

Целью этого урока является  получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических ЗУН. Эти уроки обычно проводятся в конце четверти, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. По сравнению с другими предметами данные уроки по технологии отличаются практическим характером проверки ЗУН. Учащимся выдается задание и по результатам его выполнения (качеству, затраченному времени и т.д.) судят о наличии и уровне соответствующих технических ЗУН.

Структура урока

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и целей занятия
  3. Выдача задания
  4. Выполнение контрольной работы
  5. Подведение ее итогов и урока в целом

Возможная парная учебная работа

  • Устная и письменная взаимопроверка
  • Оценка качества работы по предложенным критериям

 

Литература:

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
  2. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4.
  3. Панова Н.В. Формирование ценностей социальной адаптации подростков в контексте ФГОС в основной школе: методическое пособие. – СПБ.: ЛОИРО, 2015. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

"Униженные и всеми отринутые парии общества" Урок литературы в 10 классе.

Урок по творчеству Ф. М. Достоевского по роману "Преступление и наказание"...

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)

Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....