Урок на тему "Частное целых чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок математики в 6 классе на тему Частное целых чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastnoe_tselyh_chisel_6_klass.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 6 классе

(по учебнику Никольского)

Тема урока:     «Частное целых чисел».

Тип урока:  урок изучения нового материала

Цели урока:

образовательные:

- познакомиться с историческим материалом по теме, 

- вывести правило деления  чисел,

- научиться делить  отрицательные числа и  числа с разными знаками;

развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, навыки поиска и анализа информации, память, логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала, математическую речь, умение работать с учебной литературой;          

воспитательные:

- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, активность,  самостоятельность,  умение работать в  парах, чувство ответственности, культуру общения, потребность и умение самостоятельно приобретать знания.

Применяемые технологии: ИКТ и ТРКМЧП

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Добрый день,  ребята! Я очень рада снова видеть вас и мы вместе рады видеть гостей на нашем уроке. Одним из проявлений радости является улыбка. Так давайте поприветствуем гостей улыбкой. А теперь улыбнемся друг другу.

Молодцы, садитесь.

Великий русский полководец А.В. Суворов называл математику гимнастикой ума. Я предлагаю вам заняться умственной гимнастикой. Но сначала надо приготовить всё для занятий. Посмотрите на своё рабочее место и рабочее место соседа. У вас всё готово к уроку?

2. Фаза - вызов

1) Целеполагание.

Итак, первое упражнение. Кластер.

Из понятий «целые числа», «сравнение», «сложение», «вычитание», «умножение», «деление», «правила» вам необходимо составить  кластер (все слова обозначают действия, которые дети умеют выполнять с целыми числами, и только деление выделено другим цветом). (Слайд 1)

- Почему, по вашему мнению, «деление» выделено другим цветом? (Т.к. мы ещё не заем, как выполнять деление целых чисел).

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (Научиться делить целые числа).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Деление целых чисел).

- Сравните вашу формулировку с формулировкой темы в учебнике. Как вы думаете, нет ли ошибки в авторской формулировке? (Нет, т.к. разделить два числа значит найти их частное).

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какие задачи вы поставите перед собой для достижения цели? (Сформулировать правило деления целых чисел, научиться его применять при вычислении)

2) Мотивация.

- А нужно ли вам вообще умение делить целые числа? Где оно вам пригодится?

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам продолжить нашу гимнастику и выполнить второе упражнение:

решить уравнения 1)  , 2)  , 3) , 4) ,5) . (Слайд 2)

- Все ли уравнения вы решили?

- При решении  каких уравнений возникли затруднения и почему? (3 и 5, т.к. х находится делением целых чисел, а это правило ещё не изучено).

-Таким образом, умение выполнять деление целых чисел необходимо для решения уравнений, а так же просто для вычислений.

3. Фаза – осмысление

  1. Третье упражнение. Решение уравнений.

- Ребята, я предлагаю вам в парах попробовать решить 3 и 5 уравнения различными способами (способом подбора и способом нахождения неизвестного компонента. Работаем самостоятельно, а затем представители пары продемонстрируют нам своё решение у доски.

- Что можно сказать о корнях одного и того же уравнения, решённого различными способами? (Учащиеся делают вывод о том, что корни уравнения, полученные различными способами будут одинаковыми.)

- Как получить число 3 при делении – 21 на (– 7), и число  (- 5) при делении 45 на (- 9)? (Разделить модули этих чисел и поставить в ответе плюс, если делили отрицательные числа, и минус, если делили числа с разными знаками).

2. Четвёртое упражнение.  Работа с текстом.

- Давайте проверим ваше предположение, обратившись к тексту п. 2.8. на стр. 65.

1) Прочитайте текст, делая пометки. (Слайд 3)

После работы с текстом в ходе фронтальной беседы учитель выясняет, что ребятам было уже известно, что они  узнали нового и т.д. в соответствии с приёмом инсерт.

2) Отобразите графически информацию в виде правила знаков. Учащиеся работают в парах, а затем один ученик показывает у доски то, что сделала их пара. (Слайд 4)

3) Выполните в парах устно № 331, 332, 333.

4. Фаза - рефлексия

  1. –Заканчиваем нашу гимнастику и возвращаемся на исходную позицию (к кластеру и целеполаганию, т.е. на фазу вызова).

- Какое арифметическое действие с целыми числами было нами не изучено? (Деление)

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Какие задачи мы должны были решить на уроке?

- Мы выполнили эти задачи? Достигли поставленной цели?

4. Рефлексивный приём «Светофор»

5. – А теперь оцените свою работу на уроке:

кто выбрал на светофоре зелёный свет, тот может поставить себе «5»,

кто выбрал на светофоре жёлтый свет, тот может поставить себе «4»,

а остальным ребятам надо ещё раз хорошо разобрать тему дома и тогда вы обязательно получите положительную отметку.

  1. Домашнее задание

- А теперь запишите домашнее задание.  Оцениваться задание будет соответственно выбранному уровню.

1. п. 2.8. (правила), № 340 в учебнике

Технологическая карта урока математики  в 6 классе

Этапы урока

Время, мин

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и приемы работы, ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Орг. момент

2

проверить готовность учащихся к уроку, создать благоприятный психологический настрой на работу

Добрый день,  ребята! Я очень рада снова видеть вас и мы вместе рады видеть гостей на нашем уроке. Одним из проявлений радости является улыбка. Так давайте поприветствуем гостей улыбкой. А теперь улыбнемся друг другу.

Молодцы, садитесь.

Великий русский полководец А.В. Суворов называл математику гимнастикой ума. Я предлагаю вам заняться умственной гимнастикой. Но сначала надо приготовить всё для занятий. Посмотрите на своё рабочее место и рабочее место соседа. У вас всё готово к уроку?

М: словесный

П: использование изречения

Ф: Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимания детей, создает эмоциональный настрой на активную деятельность

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим

2. Фаза - вызов

1) Целеполагание

2) Мотивация

7

3

сформулировать цель урока, определить задачи;

обеспечить включение школьников в совместную деятельность по формулировке и анализу темы урока

обеспечить мотивацию учения школьников

  1. Итак, первое упражнение.

Из понятий «целые числа», «сравнение», «сложение», «вычитание», «умножение», «деление», «правила» учащиеся составляют кластер (все слова обозначают действия, которые дети умеют выполнять с целыми числами, и только деление выделено другим цветом).

- Почему, по вашему мнению, «деление» выделено другим цветом? (Т.к. мы ещё не заем, как выполнять деление целых чисел).

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (Научиться делить целые числа).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Деление целых чисел).

- Сравните вашу формулировку с формулировкой темы в учебнике. Как вы думаете, нет ли ошибки в авторской формулировке? (Нет, т.к. разделить два числа значит найти их частное).

- Какие задачи вы поставите перед собой для достижения цели? (Сформулировать правило деления целых чисел, научиться его применять при вычислении)

- А нужно ли вам вообще умение делить целые числа? Где оно вам пригодится? (проверка д/з)

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам продолжить нашу гимнастику и выполнить второе упражнение:

Решить уравнение 1) ,

2), 3), 4),5).

- Все ли уравнения вы решили?

- При решении каких уравнений возникли затруднения и почему? (3 и 5, т.к. х находится делением целых чисел, а это правило ещё не изучено).

-Таким образом, умение вы-

полнять деление целых чи-

сел необходимо для реше-

ния уравнений, а так же про-

сто для вычислений.

М: словесный,

     наглядный,

     логический

П: кластер,

     эвристическая

     беседа  

Ф: Ф

М: практический,

     словесный

П: решение учеб-   ной задачи

Ф: И

Подготавливает

интерактивную презентацию, в ходе беседы подводит учащихся к постановке целей и формулированию темы урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Даёт задание, напоминает, в случае необходимости, обучающимся правила нахождения неизвестного компонента, проводит параллель с ранее изученным материалом, контролирует правильность выполнения задания

Каждый учащийся составляет  кластер индивидуально, а затем демонстрируют его на доске, формулируют цель и тему урока, записывают тему в тетради.

Отвечают на вопросы учителя,

выполняют задание, делают вывод

Личностные: осознавать свои интересы, цели

Регулятивные: определять цель, формулировать задачи, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, выдвигать версии.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, понимать позицию другого.

Познавательные: умение анализировать, делать выводы, определять понятия, строить рассуждение, решать учебную задачу, представлять информацию в графической форме

3. Фаза – осмысление

20

3

вывести правило нахождения частного целых чисел, осуществить непосредственный контакт с новой информацией (текстом учебника), а так жепервичное закрепление нового материала

  1. Третье упражнение.

- Ребята, я предлагаю вам в парах попробовать решить 3 и 5 уравнения различными способами (способом подбора и способом нахождения неизвестного компонента. Работаем самостоятельно, а затем представители пары продемонстрируют нам своё решение у доски.

- Что можно сказать о корнях одного и того же уравнения, решённого различными способами? (Учащиеся делают вывод о том, что корни уравнения, полученные различными способами будут одинаковыми.)

- Как получить число 3 при делении – 21 на (– 7), и число  (- 5) при делении 45 на

(- 9)? (Разделить модули этих чисел и поставить в ответе плюс, если делили отрицательные числа, и минус, если делили числа с разными знаками).

2. Четвёртое упражнение.

- Давайте проверим ваше предположение, обратившись к тексту п. 2.8. на стр. 65.

1) Прочитайте текст, делая пометки.

2) Отобразите графически информацию в виде правила знаков (можно посмотреть предыдущую тему).

 3) Выполните в парах устно

№ 331, 332, 333.

М: частично –по-исковый  (эвристический), репродуктивный

П:инсерт, взаимоопрос, правило знаков (графический приём),

самоконтроль, взаимоконтроль

Ф: П, И

Продумывает задание, подводящее к формулировке правила, и форму работы над ними, отбирает консультанов, контролирует выполнение заданий ими,  консультирует учащихся вместе с помощниками

Ищут способы решения учебной задачи и решают её индивидуально, в парах, самостоятельно с последующей проверкой с доской.

Формулируют правило деления целых чисел.

Читают текст с пометками, осуществляют взаимоопрос в парах, графически интерпретируют правило, выполняют здания и осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Познаватильные: анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: излагать своё мнение в монологе, корректировать своё мнение под влиянием контраргументов, организовывать работу в паре

Личностные: осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать

4. Фаза - рефлексия

5

Осуществить первичную проверку ус-воения материала, проанализировать результаты проверки, рефлексию уч-ся своей  работы на уроке, уровня достижения поставленной цели.

Подвести итог проделанной детьми работы. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности на уроке, своего понимания материала

1–Заканчиваем нашу гимнастику и возвращаемся на исходную позицию (к кластеру и целеполаганию, т.е на фазу вызова).

- Какое арифметическое действие с целыми числами было нами не изучено? (Деление)

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Какие задачи мы должны были решить на уроке?

- Мы выполнили эти задачи? Достигли поставленной цели?

2. Рефлексивный приём «Светофор»

3. – А теперь оцените свою работу на уроке:

кто выбрал на светофоре зелёный свет, тот может поставить себе «5»,

кто выбрал на светофоре жёлтый свет, тот может поставить себе «4»,

а остальным ребятам надо ещё раз хорошо разобрать тему дома и тогда вы обязательно получите положительную отметку.

 

М: словесный, наглядный

П: рефлексивный приём «Светофор»

Ф: И, Ф

Подводит итог урока.

Даёт качественную оценку работы класса в целом и отдельных учащихся.

Продумывает приём рефлексии.

Подводят итог урока вместе с учителем, осуществляют рефлексию своей работы на уроке самооценку.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

5. Домашнее задание

2

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. п. 2.8. (правила), № 340

М: словесный (объяснение)

П: домашнее задание

Объясняет детям принцип дифференциации задания и условия оценивания.

Записывают задание  в дневник.

Познавательные: анализ

Личностные: осознавать свои интересы, цели

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6-м классе "умножение целых чисел"

Предложенный урок для учащихся 6-го класса по теме: «Умножение целых чисел» предполагает самостоятельный поиск учащимися умножения целых отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Тип урока – уро...

Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"

Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»

Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного  математического турнира....

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"

Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Умножение целых чисел и чисел с разными знаками

Урок изучения нового материала...