Урок в 6-м классе "умножение целых чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Предложенный урок для учащихся 6-го класса по теме: «Умножение целых чисел» предполагает самостоятельный поиск учащимися умножения целых отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Обучающий аспект предусматривает формирование умений умножать отрицательные целые числа и числа с разными знаками.
Развивающий аспект направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся.
Воспитывающий – на воспитание культуры учебной деятельности.
Освоение нового материала основано на сопоставлении заданий по новому материалу с уже известными приёмами умножения целых положительных (т.е. натуральных) чисел и свойствах умножения.
Логическая последовательность заданий и вопросов учителя помогает учащимся применять уже освоенные знания к осмыслению нового материала.
Историческая справка помогает запомнить правило о знаке результата.
Проверка понимания изученного материала проводится путём решения примеров, осложнённых умножением целого числа на сумму и разность чисел.
А математическая «эстафета» способствует развитию интереса к предмету.
Домашнее задание призвано закрепить умения, которые формировались на уроке.
Урок разработан по учебнику «Математика, 6» С.М. Никольского и др..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_v_6_klasse.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 6 классе.
Разработала и провела учитель математики Логинова Н.Ф.
Тема урока: «Умножение целых чисел».
Цель урока:
Обучающая:
- Формирование навыков умножения целых чисел с разными знаками.
Воспитывающая :
- Воспитание культуры учебного труда и интереса к предмету.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, строить аналогии;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания;
- Развитие математической речи.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока:
- Карточки с заданиями;
- Иллюстрации:
- Правила умножения целых чисел (рис 1);
- Правило знаков при умножении целых чисел(рис.2).
План урока:
- Организационный момент;
- Подготовка к изучению нового материала;
- формулировка темы урока;
- Усвоение новых знаний
- Минутка отдыха;
- Проверка понимания учениками нового материала;
- Подведение итогов;
- Информация учащимся о домашнем задании.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке хочу обратиться к Вам за помощью. Дело в том, что я получила задание: очень аккуратно оформить бланки ответов по заданным примерам. Надеюсь, Вы мне поможете в этом. У каждого на столе лежит лист с заданием и полем для ответов. Прошу Вас быть очень внимательными при решении и записи результатов указанных действий. Номера заданий соответствуют номерам ответов. Каждую цифру полученного цифрового решения записываем в отдельной клеточке, слева направо (демонстрирует образец заполнения поля для ответов). Всем понятно? Решение примеров будем записывать в тетраде для классных работ.
- Подготовка к изучению нового материала.
Перед тем, как приступать к выполнению данного задания, давайте посмотрим, какие правила нам нужно применить.
Ученики: Правила сложения целых чисел.
Учитель: Молодцы!
1) Какие числа называются целыми?
2) Что такое модуль числа?
3) Как сложить числа с одинаковыми знаками?
4) Как сложить числа с разными знаками?
Молодцы! Итак, приступим к решению. Открыли рабочие тетради, записали на полях число.
Вызывается ученик к доске выполнять решение с объяснением. Решаем по порядку и сразу записываем в поле ответов.
Ученики решают задания.
- 2+2+2+2;
- 3+3+3;
- 5+5+5+5+5.
Учитель: Да, боюсь, что за урок мы даже с Вами всё оформить не успеем. Может, как-нибудь можно ускорить процесс вычислений?
Ученики: Да, можно заменить действие сложения на умножение.
- Формулировка темы урока.
Учитель: Молодцы! Это и будет темой нашего урока. Записали в тетради «Умножение целых чисел». И сегодня мы с Вами будем умножать не только натуральные числа, но и научимся умножать отрицательные целые числа и числа с разными знаками.
- Усвоение новых знаний.
Продолжаем решение примеров, записав задание через действие умножения
4) 7+7+7+7+7+7+7+7=8·7=56
Учитель: Посмотрите следующий пример в ваших заданиях (-3+(-3)+(-3)=). Чем отличается этот пример от только что решенного?
Ученики: Дана сумма трех одинаковых отрицательных чисел.
Учитель: А можем записать эту сумму через действие умножения?
Ученики: Да.
Учитель: Как?
5) -3+(-3)+(-3)= -3 · 3 = - 9.
6) -6+(-6)+(-6)+(-6) +(-6)+(-6)= 6 · (-6) (записали)
Учитель: А можно было бы это умножение записать как (-6)·6?
Ученики: Да
Учитель: А как называется закон, позволяющий нам поменять местами множители?
Ученики: Переместительный.
Учитель: Молодцы! И так, все примеры решены, поля ответов заполнены, Спасибо вам за помощь! Сдайте, пожалуйста, бланки.
Учитель: А мы с вами продолжим работу над темой «Умножение целых чисел».
Ребят, посмотрите, пожалуйста, какие числа по знаку мы умножили в первых четырёх примерах?
Ученики: Оба положительные
Учитель: А какой по знаку получили результат?
Ученики: Положительный
Учитель: А в 5 и 6 примерах какие числа по знаку участвуют в действии?
Ученики: положительные и отрицательные.
Учитель: А результат?
Ученики: Отрицательный.
Учитель: А можем сформулировать правило умножения положительных чисел?
Ученики: Да! (формулируют)
Учитель: А умножение чисел с разными знаками?
Ученики: Да! (формулируют)
Учитель: Молодцы! Ребят, а умножение каких чисел мы ещё не рассмотрели?
Ученики: Двух отрицательных.
Учитель: Конечно, давайте попробуем догадаться о результате.
Один ученик работает у доски.
-8·(-5)= +40
Учитель: А почему? Как догадался?
Ученик: Правило раскрытия скобок.
Учитель: Молодцы! Итак, «Правило умножения целых чисел». Запишем (показывает иллюстрацию и проговаривает правило)
a>0, b>0
+a · (-b) = -|a|·|b|
-a·(+b) = -|a|·|b|
+a·(+b) = +|a|·|b|
-a·(-b) = +|a|·|b|
рис.1
И давайте ещё запишем отдельно таблицу знаков при произведении двух целых чисел (показывает иллюстрацию)
(+)·(+)=(+)
(+)·(-)=(-)
(-)·(-)=(+)
рис. 2
Учитель: Послушайте как трактовали эти правила древние математики:
Правила умножения, деления, сложения и вычитания были предложены в 3 веке греческим математиком Диофантом. Они звучали примерно так: «вычитаемое, умноженное на прибавляемое, дает вычитаемое», вычитаемое, умноженное на вычитаемое дает прибавляемое»
В 7 веке индийский математик Брамагупта правила сложения и вычитания отрицательных чисел выражал так: «сумма двух имуществ есть имущество», «сумма двух долгов есть долг».
О знаке результата, получаемого при умножении двух отличных от нуля чисел, известно и такое правило древних:
друг моего друга – мой друг (+) (+) = (+)
друг моего врага – мой враг (+) (-) = (-)
враг моего друга – мой враг (-) (+) = (-)
враг моего врага – мой друг (-) (-) = (+)
- Минутка отдыха.
Учитель: Устали? Давайте отдохнём от математики, займёмся математикой!
1 задание:
Закончите предложения:
Я должен 3 друзьям по 5 рублей. Мой … .
Я проиграл 7 игр по 4 очка. Мой счет …
2 задание:
На эти вопросы нужно отвечать быстро:
Сколько хвостов у семи котов?
Сколько пальчиков у четырех мальчиков?
Сколько ушек у трех старушек?
Сколько ушей у пяти малышей?
Сколько хвостов у семи псов?
Сколько гребешков у пяти петушков?
- Проверка понимания учениками нового материала.
Учитель: Ребята, Вы меня сегодня столько раз удивляли, удивите ещё раз. (Ученик вызывается к доске, остальные работают в тетрадях).
Выполнить действия (под диктовку)
1) (3+4)·3=
2) -5·(7+3)=
3) 6· (8-10) =
4) (-10+3) ·(1-9)=
Учитель: Молодцы! А теперь эстафета. Кто быстрее? Мальчики против девочек!
Правила: решить пример и из списка, выбрать букву с номером полученного ответа. Вперёд!
( примеры для решения заранее записаны на скрытой части доски в столбик, ученики только записывают ответ. Буквы с номерами то же записаны заранее.)
Задания для Задания для
мальчиков девочек
4·(-20)=-80 7·(-8)=-56
-15·5=-75 -40·2=-80
10 ·(-10)=-100 13·3=69
25·(-3)= - 75 -14·(-2)=28
-6·(-11)=66 -2·(-14)=48
4·12=48 5·8=40
-20·(-2)=40 -15·(-4)=60
Ц И ! М Н Л О У Ы Д
48 28 60 -80 69 -100 -75 -56 40 66
- Подведение итогов:
Учитель: Молодцы и умницы!
Итак, ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: мы узнали, как умножаются отрицательные целые числа и числа с разными знаками.
Учитель: На следующем уроке продолжим работать с этой темой и узнаем еще много интересного.
- Информация учащимся о домашнем задании.
В тетрадях запишите, пожалуйста, домашнее задание:
составить кроссворд на основе определений и правил темы «Целые числа» и «действия сложения, вычитания и умножения целых чисел».
В дневниках : Записи правил в тетради. № 289, № 296 по учебнику Никольского «Математика».
Спасибо за урок и еще раз спасибо за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"
Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....
Представление целых чисел в памяти компьютера.
Презентация к уроку информатика и ИКТ по теме "Представление целых чисел в памяти компьютера" 10 класс...
Коррекция вычислительных навыков при сложении, вычитании, умножении и делении целых чисел в пределах 10 000.
Урок соответствует программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н.Перовой, В.В.Эк.Урок входит в курс математики для 6 класса. Данный урок п...
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»
Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного математического турнира....
Натуральные и целые числа. Делимость целых чисел. НОД и НОК натуральных чисел
урок алгебры в 10 классе...
Умножение целых чисел и чисел с разными знаками
Урок изучения нового материала...
Самостоятельная работа по теме «Модуль целого числа. Сравнение целых чисел»
Самостоятельная работа по теме «Модуль целого числа. Сравнение целых чисел» предназначена для текущего контроля в 6 классе...