Математическая мозаика спецкурс 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс)
Развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
curs_7_m.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР СШ № 8
_____________ Ю.Н.Плышевский
«__» _________ 2015 г.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Томмот.»
Предмет: МАТЕМАТИКА
Тема спецкурса:
«Математическая мозаика».
(7 класс)
Автор программы:
Иванова Г.Г..
Учитель математики
Средней школы №8
г.Томмот, 2015 г.
Пояснительная записка.
Данный спецкурс примыкает к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Распределение часов по темам дано из расчета 34 часа в год (1 час в неделю). Особое внимание и большая часть времени уделена решению задач.
Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления.
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; творческие работы. Сведения о прохождении программы спецкурса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.
Цель данного спецкурса: повышение уровня математической культуры учащихся.
Задачи:
- расширить рамки школьной программы;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач;
- развить интерес к математике;
- способствовать развитию логического мышления.
ЛИТЕРАТУРА
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка.
Москва: «Просвещение», 1988.
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры.
Москва: «Просвещение», 1990.
- Никольская И.Л. Факультативный курс по математике.
Москва: «Просвещение», 1991.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.
Москва: «Просвещение», 1995.
Тема 1: В мире чисел.
Цель: выработать умение применять накопленный теоретический материал при решении логических задач.
Задачи: образовательная:
- углубить знания учащихся по теории чисел, получаемые ими при изучении основного курса;
развивающая:
- развить интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку;
воспитательная:
- повысить логическую культуру.
Занятие № 1.
Тема: Системы счисления.
Тип занятия (по форме проведения): урок – исторический обзор, лекция.
Оборудование: таблицы «Числовые знаки разных народов», портреты ученых, рисунки, плакаты, листы с заданиями.
Структура занятия.
Этапы занятия | Содержание изучаемого материала | Указание | ||||||||||||||||||||||||||||
I этап Организационный момент. | Знакомство с учащимися и учителем. Краткий обзор спецкурса. | |||||||||||||||||||||||||||||
II этап Актуали зация ранее получен ных знаний. Новые истори ческие сведения. | Развитие систем счислений. Простейшая система записи натуральных чисел требует лишь одной цифры, скажем «палочки» |, которая изображает единицу. Повторяя этот знак, мы можем записать числа два ||, три ||| и т.д. таким способом первобытный человек мог записать небольшие числа с помощью зарубок на дереве (или, как индейцы Америки, узелков на веревке). Например, в России использовали бирки для учета при сборе налога. Бирка разрезалась на две продольные части, одна из которых оставалась, например, у крестьянина, другая – у сборщика налога. По зарубкам на обеих частях и велся счет уплаты налога, который проверялся складыванием обеих частей бирок. Вопрос: Какие слова, употребляемые нами, свидетельствуют о распространении «записей» при помощи зарубок? Это известное выражение, мы говорим его, когда хотим чтобы кто-то, очень хорошо запомнил то, о чем мы просим. Ответ: «Заруби себе на носу». В такой системе счисления очень удобно складывать числа – достаточно просто приписать одно к другому: | | | | | | | → | | | | | | | 3 + 4 = 7 Нетрудно и умножить одно число на другое: 3→ ||||||||||||||||||||| 3 ⋅ 7 = 21 Но, конечно, подобный способ записи неэкономичен и для больших чисел неизбежно приведет к ошибкам в счете. Возникает естественная идея упрощения записи: разбить ее на одинаковые группы и каждую группу заменить специальным знаком. В древнеегипетских иероглифических записях использованы знаки | для единицы, ∩ для десятка, С для сотни (и некоторые другие), скажем, 127 записывалось как . Это пример аддитивной системы счисления (от латинского слова additio – складывание): чтобы узнать, какое число записано, нужно просто сосчитать сумму всех входящих в запись чисел, порядок расположения знаков учитывать не нужно. Нумерация на Руси:
Эта запись означает 26 рублей 47 копеек 3 четверти. Римская нумерация.
1943 = МСМХLIII 1809 = MDCCCIX Крупнейшим недостатком римской нумерации является то, что она совершенно не приспособлена для производства арифметических действий в письменном виде. Эти системы счисления являются непозиционными, т. е. значение символа не зависит от его позиции (места) в записи. Замечательная идея, позволяющая использовать немного цифр для обозначения даже очень больших чисел, - переход к позиционной системе счисления. В такой системе значение каждой цифры в записи зависит от места – позиции, которую она занимает. Позиционные системы счисления. Шестидесятеричная система счисления древних вавилонян, возникшая примерно за 2000 лет до нашей эры. Вопрос. Какие следы оставила эта система счисления? Ответ. Сохранилась в делении времени и углов. Позиционные системы счисления возникли самостоятельно, по крайней мере, у трех различных народов:
Система майя была пятирично – двадцатиричной.
У некоторых древних народов вычисления не записывались, а проводились с помощью различных счетных досок (греческий абак, китайские счеты и т. п.), на которых по существу возникало позиционное представление чисел. Вопрос. Как системой счисления мы пользуемся? Ответ. Десятичной. Счет десятками был у разных народов. Вопрос. Почему он получил широкое распространение? Выдающий русский математик Н. Лузин (1883 – 1950) говорил, «преимущества десятичной системы не математические, а зоологические. Если бы у нас на руках было не десять пальцев, а восемь, то человечество пользовалось бы восьмеричной системой». Современная десятичная запись чисел возникла в Индии. Позднее индийским искусством счета овладели арабы, а от них начиная примерно с Х века его стали перенимать в Европе. Существуют и другие системы счисления, например двоичная. Она, как самая простая, используется для кодирования информации в компьютерах. Более подробно о системах счисления можно прочитать в книге С.В. Фомина «Системы счисления», Москва, 1975. | Литература: Факультативный курс по математике (учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы) Составитель: И.Л. Никольская Москва «Просвещение» 1991 Материал излагается в форме беседы. Учащимся задаются вопросы. Если они затрудняются дать ответ, то учитель сам подробно отвечает. | ||||||||||||||||||||||||||||
III этап Устное решение задач «Без карандаша и бумаги». | Занимательные задания.
15; 36; 48; 90; 102.
дождь – град; нос – глаз; история – математика?
круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник?
| 1+100=101, 2+99=101 и т.д., всего 50 пар, значит сумма равна 50*101= 5050 15 -нечетное Круг Вершина, сторона Числитель, знаменатель Показатель, основание | ||||||||||||||||||||||||||||
IV этап Решение упражне ний. |
(А) 2025,05 (В) 2005,2005 (С) 2005,02005 (D) 2007,05 (Е) 2205,5
(А) 10 (В) 20 (С) 90 (D) 93 (Е) 96
(А) 6 (В) 6 (С) 10 (D) 15 (Е) 33 | Попробуйте умножить наименьшее из таких чисел 123 456 789 на 8. если взять другое число Х, большее этого, то 8Х будет больше, чем 987 654 321. 2005 сотых - это 2005+20,05=2025,05 Ответ: А Чтобы искомое число было наибольшим сумма остальных четырех чисел должна быть наименьшей, а так как они натуральные и различные, то их сумма равна 1+2+3+4=10 100 – 10=90 Ответ: С Т.к. число увеличивается, то надо рассмотреть только числа, у которых десятков меньше, чем единиц. При перестановке цифр меняются местами разряды десятков и единиц, значит рассмотрим те числа, у которых единиц больше не менее, чем в три раза. Это числа: 13,14,15,16,17,18,19,26,27,28,29,39. проверим условие: 31:13<3 41:14<3 51:15>3 61:16>3 71:17>3 81:18>3 91:19>3 62:26<3 72:27<3 82:28<3 92:29>3 93:39<3 Ответ: В | ||||||||||||||||||||||||||||
V этап Подведе ние итога. Домаш нее задание. | Вопросы:
Домашнее задание.
(А) 18 (В) 32 (С) 24 (D) 36 (Е) 48
(А) 9876545 (В) 9876543 (С) 7684969 (D) 6574989 (Е) 5463878
| В непозиционных системах счисления значение символа не зависит от его позиции (места) в записи. В позиционной системе счисления значение каждой цифры в записи зависит от места – позиции, которую она занимает. Письменно–десятичную, устно–десятичную, шестидесятеричную 100 – 4 = 96 90 – 18 = 72 72 и 96 делятся на наибольшее число 24. Ответ: С 1. Самое маленькая цифра соответствует букве Г, она на 4-ом месте, значит, ответы А и В не подходят. 2. На втором месте должна стоять цифра больше, чем самая маленькая, но меньше остальных, не подходит ответ С 3. Подходят два числа, наибольшее из них под буквой D. |
Занятие № 2.
Тема: Числовые головоломки.
Тип занятия (по форме проведения): урок – ролевая игра.
Оборудование: демонстрационные листы с текстами задач, записями для ролевой игра; рисунки к решению задач; иллюстрации: семь чудес света, портрет Монны Лизы и др.
Структура занятия.
Этапы занятия | Содержание изучаемого материала | Указание |
I этап Организаци онный момент. Диагностика памяти. | Иногда думают, что успех в математике основан на простом запоминании большого числа правил, формул, теорем и т.д. Конечно, хорошая память для занятий математикой нужна, но очень многие выдающиеся ученые–математики никакой особенной памятью не обладали, именно систематические занятия математикой помогали им развивать ее. Диагностика памяти на образы. Приложение 1. | Ознакомление с темой занятия, постановка цели. Норма – 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы. |
II этап Введение нового материала и актуализация пройденного в 5 – 8 классах. «Практичность теории». |
| Материал излагается в форме беседы. Учащимся задаются вопросы. Если они затрудняются дать ответ, то учитель сам подробно отвечает (приложение 3). |
III этап Мозаика «древних» задач разных народов мира. | Задачи на применение теоремы Пифагора.
На берегу ручья, ширина которого 4 фута, рос тополь. Порыв ветра сломил его на высоте 3 футов от земли так, что верхний конец его коснулся другого берега ручья (ствол направлен перпендикулярно течению). Определить высоту тополя.
В середине квадратного озера со стороной 10 футов растет тростник, выходящий из воды на 1 фут. Если нагнуть тростник, вершина достигнет берега. Как глубоко озеро?
Определить высоту треугольника, основание которого 15, а боковые стороны 14 и 13.
Определить отрезки, на которые делит основание АС перпендикуляр, опущенный из противоположной вершины В треугольника АВС, если даны его стороны: АВ = 15, ВС = 13, АС = 14. Другие задачи. Из Греция. Три задачи Евклида.
Задачи Вавилона.
Задачи Египта.
Определить длину сторон прямоугольника, если известно их отношение и площадь фигуры (задача из «Московского» папируса). | Цель данного этапа не решать задачи, а познакомиться с их содержанием, сопоставить условия с условиями задач учебников по геометрии.
Можно решить 1 – 3 задачи.
озера со стороной 10 футов растет тростник, выходящий из воды на 1 фут. Если нагнуть тростник, вершина достигнет берега. Как глубоко озеро?» Решение: Рисунок к задаче.
По теореме Пифагора: x2 + 52 = (x + 1)2 x2 + 25 = x2 + 2x + 1 2x = 24 x = 12 Ответ: глубина озера 12 футов.
Решение: Решим задачу в общем виде. Пусть, по условию задачи, отношение сторон равно k, а площадь прямоугольника – S. Пусть длина одной стороны х, тогда длина другой стороны kх, площадь прямоугольника S = k х2. т. к. S > 0 и k > 0. |
IVэтап Психологическая минутка. Тренинг внимания. | Ролевая игра. Действующие лица: Автор, Савва Морозов – купец, Джон Смит – бизнесмен. Действие. Автор. Встретились как-то купец Савва Морозов и бизнесмен Джон Смит. А в то время ходили слухи, что уж больно оба любили приврать. Давайте проверим. Вот их разговор, что в нем неправда? Савва. Доброго здоровья, Джон! Джон. Хелло, Савва! Как дела? Савва. Отлично, Джон! Моя прибыль растет: с каждых 50 копеек получаю полрубля. [50 копеек = 0,5 рубля, т. е. прибыли нет] Джон. О` кей, Савва, а мой доход еще выше – с каждой дюжины долларов я получаю 12 долларов. [1 дюжина – 12 штук, прибыли нет, доллары не принято считать дюжинами] Савва. Я живу в России. Там есть чудесный город Кувандык. Он возник, кажется в Х веке. [в Х веке города Кувандык еще не было] Джон. Да, да, я помню, мы с отцом там были. И сразу же после его основания открыли банк. Это было чудесное здание: в основании квадрат со сторонами 30м, 20м, 20м и 40м, два прекрасных этажа. [это не квадрат] Савва. О, Джон, а я помню, как однажды катался на лифте в здании вашего банка и на десятом этаже меня схватил охранник. [этажей всего два] Джон. Ты же промышленник. А как там заводик по производству стройматериалов? [Савва - купец] Савва. Процветает. Я года два назад пригласил управлять им известного математика Пифагора из Греции, вот благодать то настала. [Пифагор жил гораздо раньше] Джон. Да, знаю его. Он написал: «я помню чудное мгновенье…». [это Пушкин написал] Савва. Ну ладно, пора прощаться. Добрый день. | Ролевая игра «Несоответствие». Цель: развитие внимания, логического мышления. Раздать роли трем учащимся. В игре принимают ученики всего класса. Правила: внимательно слушать диалог героев игры, останавливать диалог, если обнаружится несоответствие действительности (ошибка). Объяснить, почему остановлена игра. Правила игры объясняет учитель. Итог: найдены все несоответствия, если же пропущены, то на них указывает учитель, сразу в ходе игры. |
V этап «Золотое сечение» |
(приложение 4).
| Лекция с иллюстративным сопровождением. Дать определение (простое и понятное) По рисунку и с помощью моделей показать, как Платон представлял вселенную, составленную из огня, воздуха, воды и земли. Показать иллюстрации семи чудес света и др. Показать портрет Монны Лизы и рассказать о том, как она основана на золотых треугольниках. Показать иллюстрации семи чудес света. Сообщения о Леонардо да Винчи, подготовленные учащимися дома. Учитель также готовит данный материал, для того, чтобы дополнить сообщения интересными фактами из жизни итальянского ученого. |
VI этап Итог занятия. | Ролевая игра «Робинзон Крузо». 1-ый ряд – Робинзоны. 2-ой ряд – Пятницы. 3-ий ряд – исследователи. Затем наоборот. Сделать вывод по итогам игры о причинах возникновения геометрии. | Ролевая игра «Робинзон Крузо». Команды по рядам. Каждый ряд по очереди выступает в роли Робинзона, остальные в роли Пятницы. Задание: Предлагается научить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: «у», «на», «и», «под», «над», «если», «то». Все остальное надо показывать с помощью жестов. |
2 | В | ||
СО2 | |||
Приложение 1
34 | 87 | 93 | 48 |
16 | 26 | 52 | 43 |
12 | 64 | 76 | 51 |
Приложение 2
С | Ч | Ф | Т | Ч | Р | Т | Х | Р | Н |
: | I | / | I | = | \ | Х | · | X | : |
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия для 5 классов "Математическая мозаика"
Целью проведения данного мероприятия являются :- Расширение знаний учащихся;- Развитие познавательного интереса к математике;- Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих ...
Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8-х классов "Математическая мозаика"
Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.Б. Паскаль...
Факультативный курс "Математическая мозаика" 5 класс
Посещая данный курс, у учащихся развивается творческое и математическое мышление, появляется заинтересованность математикой. Они учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, готовит...
Внекласное мероприятие по математике 5 класс"Математическая мозаика" учитель Фисенко Лариса Алексеевна
Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Маиематическая мозаика"Данное меропирятие проводится в 5-6 классе. Мероприятие содержит занимательные задания по математике.Цель мероприятия: развивать и...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс
Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс
Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...
Внеклассное мероприятие "Математическая мозаика" дя 8-9 классов.
Внеклассное мероприятие«Математическая мозаика» (игра для учащихся 8 – 9 классов) Цели игры:− развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора...