Из опыта работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по математике
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребѐнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми
учителя математики МБОУ «ООШ № 15» г.Улан-Удэ.
Ветошниковой Татьяны Павловны
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребѐнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
∙ переход к новому содержанию образования;
∙ осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
∙ развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
∙ повышение педагогического мастерства;
∙ Создание системы работы с одаренными детьми.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но тем не менее необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
Методы и средства обучения
Работа с одарёнными детьми на уроке. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учебную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.
Формы организации деятельности одарѐнных детей на уроке:
∙ Исследовательские задания к уроку.
∙ Самостоятельная работа обучающихся (с использованием ИКТ).
∙ Дифференцированное домашнее задание (повышенного уровня сложности).
∙ Работа по индивидуальным образовательным планам.
Индивидуальная образовательная программа (план) может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).
Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуальной образовательной программы ученика таковы:
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
3-й этап – экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором.
4-й этап – реализация индивидуальной образовательной программы и подведение итогов работы. Результатом реализации индивидуальной образовательной программы может быть доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, контрольная работа, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции.
Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.
Главное для учителя - помочь ученику одержать победу над самим собой. А индивидуально-образовательная программа - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Все методы и формы работы с одарѐнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребѐнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребѐнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарѐнные дети, безусловно, нужно следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Необходимо использовать те их них, которые наиболее эффективны.
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и запись для развития критического мышления» | Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор. ● Формирование культуры работы с информацией. ● Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью. ● Развитие исследовательского мышления. ● Формирование культуры работы в команде. ● Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. |
Проектный метод обучения | Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. ● Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других. ● Стимулировать познавательные интересы учеников. ● Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха. ● Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. |
Разноуровневое обучение | Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. ● Создание положительного микроклимата на уроке. ● Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей. |
Исследовательские методы обучения | Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: - мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков. ● Развитие мышления учащихся. ● Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности. ● Создание положительной мотивации учения и образования. ● Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. ● Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Формирование умения работать сообща на единый результат. ● Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. |
Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем.
Результатом работы с одарѐнными детьми является ежегодное участие школьников в межрегиональном развлекательно-образовательный флешмобе по математике «MathCat», в интеллектуальных соревнованиях «Инновации – наука - техника», в олимпиадах по математике «Эрудит», «Быстрый счет», «Математические ростки», в муниципальной олимпиаде по математике «Сагаалган- математик» БГУ, высокие результаты в сдаче ОГЭ по математике.
В каждом классе выявляю наиболее способных учащихся при помощи тестирования, викторин, заданий повышенной сложности, затем этих ребят стараюсь вовлекать в различные конкурсы.
Показатели результативности
(участие не учитывается)
Приложение № 6. Результаты учащихся в олимпиадах, НПК, конкурсах | |||||
№ | Год | Уровень | Тематика | ФИО | Результат |
1 | 2015 | всероссийский | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Котов С. | 3 место |
2 | 2015 | всероссийский | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Белолюбская С. | 2 место |
3 | 2015 | всероссийский | 3-я дистанционная олимпиада по математике «Плюс» | Матвеевская Д. | грамота |
4 | 2016 | всероссийский | Олимпиада «Клад Архимеда» | Белолюбская С Котов С | 2место |
5 | 2016 | межрегиональный | III межрегиональный развлекательно-образовательный флешмоб по математике MathCat 2016 | Котул Т. Матвеевская Д. Белолюбская С. 8 человек | 1 место 2 место 3 место |
7 | 2017 | всероссийский | 5-я дистанционная олимпиада по математике «Плюс» | Коробов Д. КузнецовВ. Разуваева Ю. | грамота |
8 | 2017 | всероссийский | Дистанционная олимпиада по математике «Эрудит» | Васильев А Яковлева Д | Дипломанты 1 степени |
9 | 2017 | городской | НПК «Обыкновенное чудо» | Белолюбская С. Кузнецов В. | грамота |
10 | 2017 | республиканский | Олимпиада «Сагаалган- математик» БГУ | Белолюбская С. | Диплом 1 степени |
11 | 2017 | всероссийский | Математический конкурс «Потомки Пифагора» | 12 учащихся | диплом |
12 | 2017 | всероссийский | Конкурс «Мультмарафон» | Шайдуров Д. Белолюбская С. | Диплом 1 место 3место |
13 | 2017 | межрегиональный | IV межрегиональный развлекательно-образовательный флешмоб по математике MathCat-2017 | 23 учащихся | 1 место 2 место 3 место |
14 | 2018 | межрегиональный | V межрегиональный развлекательно-образовательный флешмоб по математике MathCat-2018 | 32 учащихся | 1 место 2 место 3 место |
15 | 2019 | республиканский | Республиканская олимпиада «Сагаалган - математик» | Белолюбская С. | 3 место |
16 | 2019 | ||||
17 | 2019г | международный | IV Международный конкурс научных работ | Антонова К. | Диплом 3 степени |
18 | 2019 | городской | Интеллектуальный конкурс «Инновации – наука - техника» | 10 учащихся | 2 место |
19 | 2019 | международный | VI межрегиональный развлекательно-образовательный флешмоб по математике MathCat-2019 | 43учащихся | 1 место 2 место 3 место |
Система работы с одарѐнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина. Приведу слова великих людей, с которыми я полностью согласна. Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи. Г. Песталоцци отметил: «Одарѐнность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всѐ, чтобы он вырос и дал обильный плод». По словам В.А. Сухомлинского, создание ситуации успеха - условие развития одарѐнной личности.
В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
"Из опыта работы с одаренными детьми"
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...
Из опыта работы с одаренными детьми
Статья...
Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...