Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
план-конспект урока по математике (6 класс)
Учитель математики МБОУ СОШ № 6 Игнатова Лариса Евгеньевна, г. Лобня, Московская область
Тема урока Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Тип урока урок открытия новых знаний
Класс: 6
Цели по содержанию:
обучающие: получить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, вычислять примеры с использование данного алгоритма
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывающие: воспитание культуры устной речи, внимательности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель деятельности, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления, правильно строить высказывания
познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
Личностные: положительная мотивация к математической деятельности, адекватную самооценку по владению новым материалом
Используемая технология: технология деятельностного подхода
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какой серьёзной темой мы начали заниматься на предыдущих уроках?
( обыкновенными дробями; научились сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
На доске
Выполнить задания самостоятельно
- Сократите дроби:
- Выделите целую часть из дробей:
- Дан ряд дробей:. Привести данные дроби к общему знаменателю. (Выполняют данную работу в тетрадях)
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби?
Приведите все дроби к знаменателю 24.
Прочитайте получившейся ряд чисел.
Задание № 4
- Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)
- ;
Как вы находили сумму и разность дробей? ( Пользовались алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)
- А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? Запишите его в общем виде для дробей .
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Сложить (или вычесть) числители, а знаменатель оставить без изменения
3.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
Задание № 5 Выполните действия:
Предлагаю поработать в группах. Время выполнения: 5 минут.
Записываем ответы на доске каждой группы. Ответы разные или их нет
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы. Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого?
(В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели)
На доске карточки с формулировками возможных затруднений:
| ||||
| ||||
− Посмотрите на карточки и запишите номер той карточки, на которой сформулировано затруднение, которое может у вас возникнуть.
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить возможные затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Используя ранее изученные знания выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
− Почему у вас возникнет затруднение? (Не знаем правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания)
– Можем ли сформулировать цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму)
Какую же тему урока мы должны записать в тетрадь?
(Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
- Запишите тему.
- Реализация построенного проекта.
Задания парам : дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Учащиеся составляют алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Сравниваем алгоритмы полученные в группах, проводится обсуждение, проверяем его работу на конкретном примере
Анализируют свой алгоритм, проверяют его работу на конкретном примере
-Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
Записывают алгоритм:
1.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
2. Найти дополнительные множители для каждой дроби
3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм, будьте внимательны при оформлении задания
- Что необходимо знать для выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?
Знать алгоритм и уметь его применять
- Первичное закрепление во внешней речи.
– Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться использовать алгоритм для выполнения действий с дробями.)
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия, остальные работают в тетрадях.
№ 269(1-4)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:
Вариант 1
Вариант 2
Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону
Называют место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На основе результатов выполненной самостоятельную работу предлагаю разноуровневые задания
Базовый уровень № 268(1-6)
Тест (для сильных учеников)
1)
а) 2 б) ; в) 3; г)
2)
а) б) в) 1; г)
3)
а) б) 2 в) 2; г)
4)
а) ; б) ; в) ; г) 1
5)
а) 1; б) в) ; г)
Домашнее задание: §10, № 269, 272
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика
Я понял тему, но у меня есть сомнение
| Я понял тему и могу выполнить домашнее задание
| Я понял тему и могу объяснить другим
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 87.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики МБОУ СОШ № 6 Игнатова Лариса Евгеньевна, г. Лобня, Московская область
Тема урока Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Тип урока урок открытия новых знаний
Класс: 6
Цели по содержанию:
обучающие: получить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, вычислять примеры с использование данного алгоритма
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывающие: воспитание культуры устной речи, внимательности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель деятельности, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления, правильно строить высказывания
познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
Личностные: положительная мотивация к математической деятельности, адекватную самооценку по владению новым материалом
Используемая технология: технология деятельностного подхода
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какой серьёзной темой мы начали заниматься на предыдущих уроках?
( обыкновенными дробями; научились сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
На доске
Выполнить задания самостоятельно
- Сократите дроби:
- Выделите целую часть из дробей:
- Дан ряд дробей:. Привести данные дроби к общему знаменателю. (Выполняют данную работу в тетрадях)
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби?
Приведите все дроби к знаменателю 24.
Прочитайте получившейся ряд чисел.
Задание № 4
- Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)
- ;
Как вы находили сумму и разность дробей? ( Пользовались алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)
- А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? Запишите его в общем виде для дробей .
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Сложить (или вычесть) числители, а знаменатель оставить без изменения
3.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
Задание № 5 Выполните действия:
Предлагаю поработать в группах. Время выполнения: 5 минут.
Записываем ответы на доске каждой группы. Ответы разные или их нет
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы. Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого?
(В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели)
На доске карточки с формулировками возможных затруднений:
− Посмотрите на карточки и запишите номер той карточки, на которой сформулировано затруднение, которое может у вас возникнуть.
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить возможные затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Используя ранее изученные знания выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
− Почему у вас возникнет затруднение? (Не знаем правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания)
– Можем ли сформулировать цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму)
Какую же тему урока мы должны записать в тетрадь?
(Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
- Запишите тему.
- Реализация построенного проекта.
Задания парам : дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Учащиеся составляют алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Сравниваем алгоритмы полученные в группах, проводится обсуждение, проверяем его работу на конкретном примере
Анализируют свой алгоритм, проверяют его работу на конкретном примере
-Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
Записывают алгоритм:
1.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
2. Найти дополнительные множители для каждой дроби
3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм, будьте внимательны при оформлении задания
- Что необходимо знать для выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?
Знать алгоритм и уметь его применять
- Первичное закрепление во внешней речи.
– Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться использовать алгоритм для выполнения действий с дробями.)
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия, остальные работают в тетрадях.
№ 269(1-4)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:
Вариант 1
Вариант 2
Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону
Называют место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На основе результатов выполненной самостоятельную работу предлагаю разноуровневые задания
Базовый уровень № 268(1-6)
Тест (для сильных учеников)
1)
а) 2 б) ; в) 3; г)
2)
а) б) в) 1; г)
3)
а) б) 2 в) 2; г)
4)
а) ; б) ; в) ; г) 1
5)
а) 1; б) в) ; г)
Домашнее задание: §10, № 269, 272
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика
Я понял тему, но у меня есть сомнение | Я понял тему и могу выполнить домашнее задание | Я понял тему и могу объяснить другим |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Цели урока: - повторение правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приведение к общему знаменателю, основного свойства дроби;- закреп...
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...
Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"
Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...
6 класс Урок- презентация "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Данная презентация прилагается к уроку в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"...
Конспект урока в 6 классе "Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Обобщающий урок...
Зачетная работа по алгебре 8 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление дробей"
Работа состоит из 6 блоков по 10 заданий и охватывает все дейтвия с дробями....