Разработка урока по теме "Тригонометрические тождества" 10 класс
план-конспект урока по математике (11 класс)

Гаврилова Ольга Петровна

Разработка урока по теме "Тригонометрические тождества" 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по алгебре и началам анализа

Тема урока: «Тригонометрические тождества»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Образовательная: формирование понятия тождества, умения доказывать тождества и упрощать тригонометрические выражения с использованием изученных формул.
  2. Развивающая: развитие логического мышления, памяти, умений сравнивать, выявлять закономерности, преодолевать трудности при решении математических задач, развитие познавательного интереса учащихся.
  3. Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебному труду, настойчивости для достижения конечных результатов при решении задач; умение работать в команде.

Материально-техническое оснащение урока: мультимедиа-проектор; экран; раздаточный материал; презентация.


Структура и ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориентировочная часть

  1. Актуализация.

Слово преподавателя:

- На прошлых уроках мы познакомились с понятиями и формулами тригонометрии. Какие это понятия (синуса, косинуса, тангенса, котангенса и формулами зависимости между ними, понятием тригонометрического тождества). Итак, мы продолжаем изучать тему «Тригонометрические тождества».

Преподаватель объявляет тему урока: «Тригонометрические тождества».

Слово преподавателя:

- Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.                                                                 Рене Декарт  

- Повторим основные понятия и формулы тригонометрии с помощью «Графического диктанта».

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  1. Верно, ли что угол  – угол ІІ четверти?
  2. Верно ли равенство ?
  3. Верно ли равенство ?
  4. Верно ли, что ?
  5. Известно, что  и  – отрицательны. Может ли угол   быть углом ІV четверти?
  6. Верно, что ?

Преподаватель предлагает проверить домашнее задание, выполненное на доске.

И анализирует д/з выполненное на сайте РЕШУ ЕГЭ.

Учащиеся отвечают на вопрос фронтально с мест.

Записывают тему урока в тетрадях.

Учащиеся выполняют графический диктант в тетрадях с последующей взаимопроверкой в паре и выставление полученных баллов.

Проверяют решения.

  1. Мотивация.

Слово преподавателя:

- Итак, вы вспомнили изученный ранее материал. Эти знания вам пригодятся при дальнейшем изучении тригонометрии уже на этом уроке и в дальнейшем.

  1. Постановка учебной задачи.

Слово преподавателя:

- Тригонометрия с давних времен является помощником человека в геометрии, астрономии, физике.

                                           

  1. Планирование решения учебной задачи.

Слово преподавателя:

- Сегодня мы совершенствуем ваши умения при упрощении тригонометрических выражений и доказательстве тригонометрических тожеств.

II. Операционно-познавательная часть

Учащиеся в парах выполняют данное задание.

Слово учите:

- Как вы думаете, актуальны ли слова Рене Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять»

        

Выполнение заданий:

  1. Выяснить, существует ли угол , для которого выполняется заданные условия:

а)        (2 балла)

б)       (2 балла)

  1. Зная, что , найдите .                (4 балла)
  2. Упростить выражение:

                   (4 балла)              

  1. Докажите тождество:       (4 балла)

   

Тестирование на компьютерах (формирование навыков решение заданий ЕГЭ тестовой части) Вариант № 27177668

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся работают в парах. Проверяют решенные на доске и в тетрадях задачи.

Учащиеся в своем личном кабинете выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание в группе и представляют свое решение на ватмане.

III. Рефлексивно-оценочная часть

Слово преподавателя:

- Пришло время подвести итоги работы. Трехминутная пауза!

 Продолжите фразу:

  • Я изменил (ла) своё отношение к …
  • Я узнал (ла) больше о …
  • Я удивился (ась) тому, что …
  • Я почувствовал (ла), что …
  • Я относился (ась) к …

Преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты работы учащихся на уроке, типичные ошибки; учащиеся подсчитывают свои баллы.

Задание на дом:

  • Повторить таблицу значений тригонометрических функций, основные формулы тригонометрии.
  • № 470 (7,8), 550 – письменно в тетради

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВА Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Рене Декарт

Слайд 2

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1) Верно , ли что угол – угол ІІ четверти?

Слайд 3

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2) Верно ли равенство ?

Слайд 4

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 3) Верно ли равенство ?

Слайд 5

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 4) Верно ли, что ?

Слайд 6

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 5) Известно , что и – отрицательны. Может ли угол быть углом ІV четверти?

Слайд 7

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 6) Верно , что ?

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!!

Слайд 10

1. 3 sin 2 α + 3 cos 2 α 2. (1 – cos α)(1 + cos α) при α =90° 3. 1- sin 2 40 0 4. 5. tg α∙ ctg α 6. (ctg 2 α + 1)(1 – sin 2 α ) 7. tg α∙ ctg α -1 8. cos 2 α + ctg 2 α + sin 2 α и с т П к у 1 cos 2 40° 3 ctg 2 α 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Получите имя математика, в книге которого впервые встречается термин – «тригонометрия». 1 2 3 4 5 6 7 8 П и т и с к у с 2-2 cos(-60 0 )

Слайд 11

Бартоломе́ус Пити́скус (или Бартоломео Питиск , нем. Bartholomäus Pitiscus , 1561—1613) — немецкий математик, астроном, теолог-кальвинист. Внёс вклад в развитие тригонометрии, в том числе предложил сам термин «тригонометрия» в качестве названия этой науки. Т итульный лист «Тригонометрии» Питискуса , давшей название этой науке (1612)

Слайд 12

Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. Рене Декарт

Слайд 13

Решу ЕГЭ (профильный уровень) Вариант № 27177668

Слайд 14

Трехминутная пауза! Я изменил (ла) своё отношение к … Я узнал (ла) больше о … Я удивился (ась) тому, что … Я почувствовал (ла), что … Я относился (ась) к …

Слайд 15

Домашнее задание: Повторить таблицу значений тригонометрических функций, основные формулы тригонометрии. № 470 (7,8), 550 – письменно в тетради



Предварительный просмотр:

  1. Выяснить, существует ли угол , для которого выполняется заданные условия:

а)        (2 балла)

б)       (2 балла)

  1. Зная, что , найдите .                (4 балла)
  2. Упростить выражение:

                   (4 балла)              

  1. Докажите тождество:       (4 балла)  

  1. Выяснить, существует ли угол , для которого выполняется заданные условия:

а)        (2 балла)

б)       (2 балла)

  1. Зная, что , найдите .               (4 балла)
  2. Упростить выражение:

                   (4 балла)              

  1. Докажите тождество:       (4 балла)  

  1. Выяснить, существует ли угол , для которого выполняется заданные условия:

а)       (2 балла)

б)      (2 балла)

2. Зная, что , найдите                 (4 балла)

  1. Упростить выражение:

                 (4 балла)              

  1. Докажите тождество:      (4 балла)  

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

Докажите тождества:

  1. ;                    2) .

Упростить выражение:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА УРОК

Вариант № 27166586

Тригонометрические выражения 12.02.20

1. Задание 9 

Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/51/5109f2bba671ceff4332c0b6f3a316b5p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/1b/1b8957f98d027997667b4fc83116d804p.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/65/657f17745d3684597b40e6e9bf08fa52p.png

Решение.

Поскольку угол альфа лежит в четвёртой четверти, его тангенс отрицателен. Поэтому

https://ege.sdamgia.ru/formula/09/095b78d1f85f2edfa4061ded6bce5c00p.png

 

Ответ: −3.

2. Задание 9 

Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/baa683cf98d8c26df65dd7e4be57c7b2p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/e6/e6456157a5d19786c735839f02b527b8p.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/65/657f17745d3684597b40e6e9bf08fa52p.png

Решение.

Поскольку угол α лежит в четвертой четверти, его косинус положителен. Поэтому

https://ege.sdamgia.ru/formula/13/1334d5e40d7f65c31111444c9c6a1ebap.png

 

Ответ: 1.

3. Задание 9 

Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/51/5109f2bba671ceff4332c0b6f3a316b5p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/5e/5e36c828c70d4509cab5c00142c9efd8p.png 

Решение.

Разделим числитель и знаменатель на https://ege.sdamgia.ru/formula/4d/4dc86bcc4da107ee7959075512d77e7ap.png:

https://ege.sdamgia.ru/formula/56/5697ba532f0fe1b31e4b69a6c9e3a634p.png

Тогда

https://ege.sdamgia.ru/formula/37/378c2e264d36700f7f11c7f9573e0005p.png

 

Ответ: 8.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  1. Верно, ли что угол  – угол ІІ четверти?
  2. Верно ли равенство ?
  3. Верно ли равенство ?
  4. Верно ли, что ?
  5. Известно, что  и  – отрицательны. Может ли угол   быть углом ІV четверти?
  6. Верно, что ?

Тестирование РЕШУ ЕГЭ

1. Задание 9 

Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png

Решение.

Выполним преобразования:

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d38d752c7e9c12d67d408a75f45b55d5p.png

 

Ответ: 36.

2. Задание 9 

Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png

Решение.

Поскольку угол https://ege.sdamgia.ru/formula/7b/7b7f9dbfea05c83784f8b85149852f08p.pngлежит в третьей и четвёртой четвертях, его синус отрицателен. Поэтому

https://ege.sdamgia.ru/formula/15/15ad4cadb34e7333ac8d87dbeee9111cp.png

 

Ответ: −0,8.

3. Задание 9 

Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

Решение.

Способ 1: https://ege.sdamgia.ru/formula/48/48afb623ee54fe5eb0bb087c5c31d77bp.pngТогда:

https://ege.sdamgia.ru/formula/04/043099578ce5e7c3a225257a9b1ebf4fp.png

Способ 2: разделим числитель и знаменатель дроби на https://ege.sdamgia.ru/formula/f9/f923693232b87820b204e106f291f23fp.pngТогда:

https://ege.sdamgia.ru/formula/19/192a705f3ff2966da410185b4647bdfap.png

 

Ответ: −9.

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png

  1. Найдите значение выражения https://ege.sdamgia.ru/formula/7a/7a3aed51e1ec5d85d936472e541c8d71p.png
  2. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/5a/5ae75e6987dd68ddac8d7ad4795764dfp.pngесли https://ege.sdamgia.ru/formula/b6/b631c772ed159232b16528225a10e5efp.pngи https://ege.sdamgia.ru/formula/4b/4b0a8b311f22d97f76471358ded28f58p.png
  3. Найдите https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a6926499a701edb514ae7e27443d502p.png, если https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63c73b3745860c4bafd94a2eb21a0462p.png



Предварительный просмотр:

Ф. И. учащегося

Ф. И. учащегося

Дата

Фронтальная работа:

Фронтальная работа:

Математический диктант:

Математический диктант:

Работа в группе (паре):

Работа в группе (паре):

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа:

Тест:

Тест:

Дополнительные баллы:

Дополнительные баллы:

ИТОГ:

ИТОГ:

Ф. И. учащегося

Ф. И. учащегося

Дата

Фронтальная работа:

Фронтальная работа:

Математический диктант:

Математический диктант:

Работа в группе (паре):

Работа в группе (паре):

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа:

Тест:

Тест:

Дополнительные баллы:

Дополнительные баллы:

ИТОГ:

ИТОГ:

Ф. И. учащегося

Ф. И. учащегося

Дата

Фронтальная работа:

Фронтальная работа:

Математический диктант:

Математический диктант:

Работа в группе (паре):

Работа в группе (паре):

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа:

Тест:

Тест:

Дополнительные баллы:

Дополнительные баллы:

ИТОГ:

ИТОГ:

Ф. И. учащегося

Ф. И. учащегося

Дата

Фронтальная работа:

Фронтальная работа:

Математический диктант:

Математический диктант:

Работа в группе (паре):

Работа в группе (паре):

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа:

Тест:

Тест:

Дополнительные баллы:

Дополнительные баллы:

ИТОГ:

ИТОГ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...