Урок математики в 5 классе по теме: Обобщение по теме «Действия с обыкновенными дробями»
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Маршева Ирина Владимировна

Урок математики в 5 классе соответствии с ФГОС по теме:

Обобщение по теме «Действия с  обыкновенными дробями»

Учитель математики МБОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова Маршева И.В.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе соответствии с ФГОС по теме:

Обобщение по теме «Действия с  обыкновенными дробями»

Учитель математики МБОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова Маршева И.В.

  1. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

  1. Технологии:

- педагогики сотрудничества

- развития исследовательских навыков

- развития самодиагностики и самокоррекции результатов

- здоровьесбережения

- личностно-ориентированного обучения

- парная деятельность

  1. Решаемые проблемы:

- систематизировать знания учащихся по теме «Действия с  обыкновенными дробями».

  1. Виды деятельности:

- фронтальный опрос

- работа в парах

- работа у доски

- работа в тетрадях

- самостоятельная работа

  1. Цели урока:

Предметные:

- систематизировать знания учащихся по теме «Действия с  обыкновенными дробями»

Метапредметные УУД:

 коммуникативные:

- уметь точно и грамотно выражать свои мысли

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи

- формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме

регулятивные:

- определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

- осознавать уровень и качество усвоения материала

познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения

- создавать и преобразовывать схемы решения задач

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению математики, способам обобщения и систематизации знаний

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- формирования навыков самоанализа и самоконтроля

  1. Ресурсы:

- Презентация к уроку в программе Power Point.

 - Карточки для самостоятельной работы – раздаточный материал

         7.Технические средства обучения:

            Компьютер

            Мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

-  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи

. Знают как решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, воспроизводить изученную с заданной степенью свернутости, подбирать аргументы, соответствующие решению, проводить сравнительный анализ. Могут решать задачи на нахождение целого по части; правильно оформлять работу, аргументировать своё решение, выбирать задания соответствующие знаниям, излагать информацию, обосновывая свой собственный подход.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

- умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы;

- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной.

- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию,, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах;

-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА

Этапы урока 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

Активация учащихся.

– Здравствуйте ребята!
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг  другу улыбнулись.
Все улыбнулись и этим покажите, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня на уроке быть активными.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Сегодня я бы хотела начать урок с устного опроса.

- Какое сегодня число? (29)

- Какую часть этого месяца составляет это число?( 29/30). Почему?

- Какую часть года составляет месяц апрель?

1/12. Почему?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

- Какую часть года составляют эти месяцы?

3/12 = ¼.

- Как называются все названные вами дроби?

-Сколько всего учащихся в вашем классе?

-Сколько мальчиков и девочек в вашем классе?

-Как узнать  какую часть составляют мальчики  и девочки  от всех учащихся в классе?

Предлагает уч-ся решить проблемную ситуацию

А как вы думаете зачем я вам задаю такие вопросы?  

Слайд 2

Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Догадались о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить?
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Проверим домашнее задание.

Какие задачи вызвали затруднения.

Сдайте тетради с домашним заданием.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Часть= Число : знаменатель * числитель.

Число= Часть :

Числитель * знаменатель.

Записать на доске.

Учащиеся проговаривают тему урока.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:

Слайд 3


-Определите, какая часть фигуры закрашена красным цветом;

Слайд 4

Перед вами цепочка обыкновенных дробей.                              

Выберите из них:

  • Правильные дроби;
  • Неправильные дроби;
  • Представьте её в виде смешанного числа.
  • Назовите наибольшую неправильную дробь.
  • Назовите наименьшую неправильную дробь.
  • Те, которые можно сократить, и сократите;
  • Равные 1;
  • Меньшие 1;
  • Большие 1;
  • Расположите дроби в порядке возрастания

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на дроби, решаемых в жизни.

Слайд 5

Графический диктант

Верно ли утверждение:

http://festival.1september.ru/articles/415736/Image378.gif

Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга, выставляют оценки.

(На экране указаны правильные ответы).

Слайд 6

Разделите задачи на две группы:

  1. Магазин принял для продажи 156 кг рыбы.         всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?
  2. Провели 18 опытов, это составило            всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?
  3. Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило       всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить?
  4. Из 72 пятиклассников        занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?
  5.  Для выставки отобрали 30 картин, что составило        имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку?
  6. От веревки 18 м отрезали        ее длины. Сколько метров веревки отрезали?  

(Задачи читают ученики вслух по очереди.)

-Минутку подумайте и назовите номера задач, которые вы отнесете к 1-ой группе.

-Назовите номера задач, которые вы отнесете ко второй группе.

-Каким принципом руководствовались, осуществляя деление задач на группы?

-Как мы можем озаглавить первую группу задач?( Задачи на нахождение части  целого .)

-Как мы озаглавим вторую группу задач? (Задачи на нахождение целого по его части.)

Предлагаю начать нашу работу с решения первых задач в каждой группе.

Организация и контроль за процессом решения задач

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: строить алгоритм решения задачи по действиям с пояснение к каждому действию.

5. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку уч-ся  

Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом.

 десятичная – встаете,

обыкновенная дробь – хлопаете,

натуральное число – поднимаете руки вверх

Осознание ценности здоровья в физкультминутке

6. Общение и систематизация знаний

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Дифференцированный подход.

 Учащиеся выбирают разно-уровневые и дифференцированные карточки, вычисляют значение выражения записанного на карточке.

Приложение 1

Приложение 2

Предлагаю закрепить свои знания и решить тест  из рабочей тетради ( парная работа).

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, умение выбрать задание по силам.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, планирование сотрудничества с учителем.

7.

Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

               Рефлексия деятельности на уроке

Итак, ребята,  пришло время подводим итог урока.

Вы наверное заметили, что на протяжении всего урока мы решали задачи, которые встречаются в нашей повседневной жизни. Значит, умения решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части пригодятся нам в жизни. 

Представьте, что урок уже закончился Вы идете домой после школы и встречаете своего друга или подругу.

  • Что бы вы рассказали ему о урок  математики, который у вас сегодня был?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что бы вы хотели изменить в нашей работе?

- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей).

- Оценки за урок ….

- Как мы справились с поставленной задачей, я попрошу вас оценить следующим образом. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению на данный момент.

Приложение 3

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

У: Стр. 184,  № 1, 2;  Тест, РТ №310

записывают домашнее задание

Приложение 1

Разно-уровневые карточки:

Карточка 1*

(

Карточка5*

Карточка9*

Карточка13

Карточка 2*

 (

Карточка6

Карточка10*

*

Карточка14

Карточка 3*

Карточка7

Карточка11

Карточка15

Карточка 4

Карточка8

Карточка12

Карточка16

Приложение 2

Дифференцированные карточки:

ВАРИАНТ  А1

 1.Найдите значение выражения:

(  -  .  

2. Одна сторона прямоугольника  метра, а вторая на  метра меньше первой.

Найти периметр и площадь многоугольника.  

ВАРИАНТ   А2

1.Найдите значение выражения:

(  + .

2. Одна сторона прямоугольника

Найти периметр и площадь прямоугольника.

ВАРИАНТ  Б1

1.Найдите значение выражения:

(  -  .

2. Одна сторона прямоугольника

метра, а вторая на  метра меньше

первой. Найти периметр и площадь

прямоугольника.

ВАРИАНТ  Б2

1.Найдите значение выражения:

(  + .

2. Одна сторона прямоугольника

метра, а вторая на  метра больше первой.

Найти периметр и площадь

прямоугольника.

Приложение 3

        1.         http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=19090351-25-72&n=21

Мне всё понятно, я уверен в своих знаниях

2.         i?id=32392728-29-72&n=21

Я не совсем уверен в себе

3.         i?id=57047100-18-72&n=21

Мне многое непонятно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредмет – Задача ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ГЛАВЕ 9. ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ

Слайд 2

Действия с дробями целеполагание Знаешь счет, так и сам сочтешь. Кто грамоте горазд, тому не пропасть Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Слайд 3

Устная работа

Слайд 4

Устная работа

Слайд 5

Графический диктант

Слайд 6

Графический диктант

Слайд 7

Разделить на группы

Слайд 8

десятичная – встаете, обыкновенная дробь – хлопаете, натуральное число – поднимаете руки вверх 0,9 1 5,67 90 456,2 23 46,88 . Физкультминутка

Слайд 9

Выполняем тест (часть 1) Проверка полученных результатов. Коррекция ТРЕНАЖЕР Стр. 102-103

Слайд 10

Выполняем тест (часть 2) Проверка полученных результатов. Коррекция ТРЕНАЖЕР Стр. 102-103

Слайд 11

Выполняем тест (часть 3) Проверка полученных результатов. Коррекция ТРЕНАЖЕР Стр. 102-103

Слайд 12

Рефлексия 1. Мне всё понятно, я уверен в своих знаниях 2. Я не совсем уверен в себе 3. Мне многое непонятно

Слайд 13

Краткие итоги урока Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание. Домашнее задание У: Стр. 184, № 1, 2; Тест, РТ №310 Представьте, что урок уже закончился Вы идете домой после школы и встречаете своего друга или подругу. Что бы вы рассказали ему о уроке математики, который у вас сегодня был? Что понравилось на уроке? Что бы вы хотели изменить в нашей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме "Обобщение по теме четырехугольники"

Предоставляю открытый урок в 7 классе по учебнику Погорелова " Обобщающий урок по теме Четырехугольники",...

Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Обобщение по теме "Члены предложения"

Данная презентация поможет провести урок в 5 классе по обобщению материала, связанного с разборм простого предложения. Презентация содержит занимательный материал, разнообразные задания, тест....

Конспект урока математики 7 классе "Действия с целыми числами. Порядок действий"

Конспект урока математики 7 классе "Действия с целыми числами. Порядок действий" предназначен для учителей коррекционной школы VIII вида....

Интегрированный урок математики и географии в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»

Данная разработка интегрированного урока математики и географии предложена для проведения урока математики в 5-ом классе, с учащимися высокого уровня подготовленности. Так как предложенные задания пов...