№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Вводно-мотивационная часть урока(5 мин) |
1 | Организационный момент.
| Приветствует учеников. Озвучивает тему и цель урока - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске) - Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая) - Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание) - Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
| Приветствует учителя. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Актуализация знаний. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
| Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. -Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная. - Сравните эти дроби. -Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел. -Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел. -Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски) -Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. |
|
| Основная часть урока (операционная) (25 мин) |
| Изучение нового материала. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
| - Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его. Задание 2. Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама? - Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин. ПЛАН Яб. – 2,7 кг Бан. – 3,580 кг 2,7 + 3,580 = ? - Проблема: как сложить десятичные дроби? - Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел) - А нельзя ли проще выполнить вычисление? - Хорошо! Откройте учебник. - Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу. - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание 3. 3,7 + 2,651= ? - Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651 - Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700 2,561 - Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую 3,700 2,561 6 261 - Поставить в ответе запятую под запятой
3,700 2,561 6,261 | Читают текст задачи. Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания. | Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
|
| Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
| - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. № 1211 - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. - Решим задачу с комментированием (по алгоритму). На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см 3,2 0 320 2,63 263 5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
№ 1213 (а,б,г) (три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму. А) 0,769 + 42,389 Б) 5,8 + 22,191 Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е) (три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8 Д) 88,252 – 4,69 Е) 6,6 – 5,99
Задание 4. (устно) - Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. - Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм - Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
- Уравнять количество знаков после запятой.
- Поставить в ответе запятую под запятой
- Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
|
Ответ: 2, 4, 1, 3 | Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению алгоритма.
| Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
|
| Самостоятельная работа. Самопроверка. Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. - Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно. + | 0,8 | 1,2 | 0,45 |
| - | 1,2 | 2,5 | 1,04 | 2,2 |
|
|
| 2,8 |
|
|
| 1,6 |
|
|
| 3,2 |
|
|
|
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. | Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
| Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание.
| Домашнее задание будет практическое. - Запишите задание: Измерить рост членов вашей семьи и найти их сумму в метрах. Даёт комментарии к домашнему заданию
| Записывают домашнее задание. |
|
| Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин) |
| Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
| Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) - Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
- Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
- Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
- Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
|
| Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |