Своя игра (Физико-математический игровой урок в 9 классе)
план-конспект урока по математике (9 класс)

Гундорова Людмила Павловна

Предлагается разработка игрового урока ,которую  можно использовать и на  внеклассном  мероприятии для итогового повторения материала , повышения интереса учащихся к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка игрового урока88.5 КБ

Предварительный просмотр:

С в о я   и г р а

Физико-математический игровой урок

для учеников 9  класса

Составители: Гундорова Л. П., Шкодырева Т.М.

        Данная игра разработана для проведения интерактивного игрового урока на неделе физики и математики для учеников 9 классов. Аналогичная игра может быть проведена на уроках обобщения темы или всего курса, когда вопросы составляют сами дети, повторяя изученный материал.

         В классе отбираются желающие участвовать в конкурсе. Приглашаются помощники – старшеклассники или одноклассники.

         Вопросы первого и второго туров разные по степени сложности: чем сложнее задача, тем больше баллов можно за нее получить. Кто-то из игроков выбирает вопрос, указывая тему и сумму баллов. Отвечает тот, кто первым оказался готовым. Если игрок дал неправильный ответ, то он теряет заявленную сумму баллов, и другие получают право ответить и заработать очки. Верный ответ увеличивает капитал участника, и он выбирает следующую задачу. Если нет желающих дать решение, то решение объявляет ведущий. Первый тур проводится 20 минут, второй 15.

           В финале игры участвуют только те игроки, сумма баллов которых не отрицательна. Все участники финала обязаны сообщить о своей ставке на последний вопрос и через минуту записать решение на листе. Ведущий собирает ответы и объявляет результаты.

            Подводятся итоги, награждаются победители.

1 тур                                                 2тур

Тепловые явления

10

20

30

40

50

Электрические явления

10

30

40

50

Кинематика

10

20

30

40

50

Расшифруй

20

40

50

60

Логика

10

15

20

30

40

Оптика

10

20

40

50

Ученые

10

20

30

40

60

Сообрази

40

50

60

70

Задачи

10

20

30

40

50

Вопросы   1   тура

Т-10 Почему при распиливании дерева пила нагревается до более высокой температуры? (Теплоемкость пилы меньше теплоемкости дерева.)

Т-20 Можно ли на Марсе сварить яйцо вкрутую? (Нет, так как температура кипения воды меньше температуры свертывания белка.)

Т-30 Почему в кувшине из необожженной глины вода прохладнее, чем окружающие предметы? (Жидкость просачивается через пористые глиняные стенки наружу и там испаряется, отнимая при этом теплоту от сосуда и заключенной в нем жидкости.)

Т-40 Будет ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в кастрюле большего размера, в которой уже кипит вода? (Когда в большой кастрюле вода закипит, там установится температура 100 градусов, и в маленькой кастрюле тоже, но теплообмена не будет.)

Т-50 Может ли изморозь (иней) на деревьях исчезнуть без оттепели?

(Да. Иней – вода в кристаллическом состоянии, поэтому испарение происходит при любой температуре воздуха. )

К-10 Зачем Галилей бросал пушечные ядра с Пизанской башни?  (Он доказал, что тела разной массы падают с одинаковым ускорением.)

К-20 Поезд шел и Москвы в Ленинград без остановок со скоростью 60 км/час. Навстречу ему  шел поезд со скоростью 40 км/час. На каком расстоянии будут эти поезда за 1 час до их встречи? (100 км)

К-30 Есть ли в движущемся поезде точки, которые движутся в два раза быстрее поезда? (Да, верхние точки колес.)

К-40 Два поезда идут навстречу друг другу: один – ускоренно на север, другой – замедленно на юг. Как направлены ускорения поездов? (Одинаково, на север)

К-50 При каком условии летчик реактивного истребителя может рассмотреть пролетающий недалеко от него артиллерийский снаряд? (Если снаряд летит в ту же сторону, что и самолет (скорость снаряда гаубицы 400, самолета 350 км/час) )

У-10 Родилась она в 1850 г. В Москве в семье полковника артиллерии Василия Васильевича Крюковского. Великая русская женщина-математик. (Софья Васильевна Ковалевская)

У-20 19 лет он был ректором Казанского университета, читая  лекции по «своим тетрадям», то есть без существовавшей тогда литературы. Он одним из первых отвергнул постулат о единственности прямой, параллельной данной, проведенной через данную точку; и построил свою строгую теорию. У него через точку в плоскости можно провести по крайней мере две прямые, параллельные данной. (Николай Иванович Лобачевский)

У-30 Он, будучи околдован геометрией, забывал о пище, пренебрегая заботами о своем теле. Он имел возвышенную душу и глубокий ум. С его помощью была организована инженерная оборона города Сиракузы от римских войск. При взятии города войсками он был убит римским солдатом. По преданию, его последними словами были: «Не трогай моих чертежей» (Архимед)

У-40 Он опирался на исследования и выводы своих предшественников – Фалеса, Пифагора, Гиппократа. Его труд, изложенный в 13 томах, более 2000 лет служил учебным пособием по геометрии. Его книги изучали все великие математики. (Евклид)

У-60 Он был путешественником и политиком, изучал музыку, астрономию, арифметику. Неоднократный победитель кулачных боев на олимпийских играх. «Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными», «все есть число» - вот какие положения проповедовали его последователи. (Пифагор)

Л-10 Математик, оказавшись случайно в небольшом городке, решил здесь подстричься , желая хоть как-нибудь убить время. В городке имелось лишь два мастера и у каждого из них своя парикмахерская. У первого в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне второго было идеально чисто, владелец его был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик сделал выбор. Какой и почему? (Пошел к первому, так как именно он стриг второго)

Л-15 Найдите сумму :   - 100 -  99 - 97 - …   + 93 + 95 + 97 Ответ: -199

Л-20 Возьмем тождество  a2 – a2 =  a2 – a2 ,  где  а – любое число.

Разложим на множители:  a(a-a) = (a-a)(a+a). Разделим на  (а – а), получим   а = 2а. Всякое число равно своей удвоенной величине. В чем здесь дело? (При делении на 0 (а – а) можно получить абсурд)

Л-30 Один рыбак поймал 4 рыбы, другой 5 рыб. Они стали жарить их. Тут подошел к ним прохожий и попросил позволения позавтракать. Жареную рыбу разделили на 3 равные части. Прохожий заплатил 900 руб. Как распределить деньги между рыбаками? Ответ: первому 300, второму 600

Л-40 Числа  a  и  b  - целые. Известно, что  а + b = 2006. Может ли сумма  7а + 3b равняться 6899? (Нет. Она всегда будет четной)

З-10 Можно ли из 36 спичек, не ломая их, сложить прямоугольный треугольник? Как, если можно, почему, если нельзя? (Египетский)

З-20 С помощью трех троек составили три числа:  . Найдите отношение большего числа к меньшему. Ответ: 324

З-30 Что задает на плоскости уравнение (х – 3)2 + (у + 5)2=0 ? (Точку)

З-40 Акробат и собачонка весят два пустых бочонка.

Шустрый пес без акробата весит два мотка шпагата.

А с одним мотком ягненок весит – видите – бочонок.

Сколько весит акробат в пересчете на ягнят? (Акробат = 2 ягненка)

З-50 Решите уравнение.(         , так как                 )

Вопросы   2  тура

О-10 Какой должна быть высота зеркала, чтобы увидеть себя в нем можно было во весь рост? (Не меньше половины роста)

О-20 Как нужно расположить две собирающие линзы, чтобы пучок параллельных лучей после преломления в них остался параллельным? (Так, чтобы их фокусы совпали)

О-40 Спецодежда металлургов покрывается тонким слоем металла – великолепного проводника тепла. С какой целью?

Ответ: Передача тепла от раскаленного металла происходит главным образом через излучение. Волны же лучше отражаются металлизированной одеждой.

О-50 Французский флаг состоит из трех полос – синей, белой и красной, ширина которых находится в отношении 30:33:37. Почему?

Ответ: Свойство глаза таково, что синее и белое полотнища кажутся шире красного. При таком отношении все полосы кажутся одинаковой ширины.

 Э-10  Найти общее сопротивление   Э-30 Каково показание амперметра,

                                                                 если напряжение между точками А и В  

                                             1В?                                                      

                                   (R)

                                                                 Ответ: 1 А

Э-40 Как изменится теплоотдача плитки, если укоротить ее спираль в два раза ? (Увеличится в 2 раза)

Э-60 Среди электромонтеров распространено выражение:  «Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка  всегда горячая».  Объясните. (Холодная пайка – скрутка проводов. R велико, значит Q велико. Горячая пайка обеспечивает лучший контакт, поэтому мало греется.)

С-40 Верно ли, что:? Почему? (224 оканчивается на 6)

С-50 Кирпич весит  4 кг. Найдите вес маленького кирпичика, все размеры которого в 4 раза меньше первого. Ответ: 1/16 кг

С-60 Поставьте три знака + или -  между цифрами:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  = 100   и получите верное равенство. Ответ: 123-45-67+89=100

С-70 Что на плоскости задает уравнение:? (Две прямые: y=x, y=-x.)

Р-20 Запись  означает число  , то есть  a, b  и  c  - цифры в записи числа. Расшифруйте   . (99 + 1 = 100)

Р-40 Расшифруй запись    . (102  = 100)

Р-50 Расшифруйте запись    . (98 – 89 = 9)

Р-60 Расшифруйте запись     (3х7х37 = 777)

Вопрос   3  тура

        В шляпной лавке господин средних лет пожелал купить шляпу за тридцать рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи,  и он послал приказчика разменять банкноту в соседний магазин. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился.

        Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина,  сообщил, что банкнота оказалась фальшивой, и потребовал взять ее обратно. Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин сел подсчитывать убытки.

Помогите ему  и скажите, сколько всего он потерял в этот день.

Ответ: 100 рублей: 30 руб. за шляпу, 70 руб. на сдаче. Других убытков нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по русскому языку в 6 классе Тема урока "Местоимение"

Урок русского языка проводится в форме телеигры "Своя игра"....

Презентация для интегрированного урока "Физико-математический турнир" для 8-х классов

Презентация "Физико-математический турнир" для 8-х классов...

Презентация-игра "Своя игра.План местности и карта".6 класс

Цели и задачи игры:1) Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по темам «План местности» и «Географическая карта»;2) Применение и развитие практических навыков;3) Создание условий для повышени...

Познавательная игра по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса

Разработка  познавательной игры по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса включает в себя сценарий и презентацию. Цель игры: формирование  познавательного  интереса...

Интеллектуальная игра "Физико-математический салат"

Игра направлена на развитие мышления, любознательности, скорости реакции, познавательной активности учащихся. Рассчитана на учащихся 5-7 классов....

МАСТЕР-КЛАСС в рамках игры «физико- математические забавы»

Мастер-класс позволит повысить интерес учащихся к изучаемому предмету....