Познавательная игра по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Кузнецова Альфреда Накиповна

Разработка  познавательной игры по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса включает в себя сценарий и презентацию. Цель игры: формирование  познавательного  интереса  к  предмету биология, углубление и обобщение знаний о строение клетки, органах растений и системах органов животных, процессах жизнедеятельности живых организмов. Нестандартные формулировки вопросов требуют не только знания биологии, но и смекалки. Мероприятие можно провести в рамках декады биологии или как обобщающий урок курса "Биология. Живой организм. 6 класс".

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Своя игра. Тайны организма»

Мероприятие может быть проведено в рамках декады биологии или как обобщающий урок  в конце учебного  для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Жизнедеятельность организма».

Цель: формирование  познавательного  интереса  к  предмету биология, обобщение и систематизация знаний о строении клетки, органах растений и системах органов животных, процессах жизнедеятельности живых организмов.

Задачи:

  • активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;
  • развивать внимание, память, речь, сообразительность, находчивость, аналитико- синтезирующее мышление;
  • воспитывать устойчивый интерес к биологии, положительное отношение к знаниям.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная доска,   презентация  Power Point.

Форма проведения:   познавательная игра по принципу ТV- игры.

Методы и приемы: частично-поисковый,  словесно – наглядно – практический.

Подготовка мероприятия: в кабинете организовано рабочее место для команд, работы жюри, подготовлены призы, команды сформированы заранее и получили здание придумать название и девиз.

Содержание и правила:

Игра состоит из 2 раундов, в каждом члены  команды по очереди выбирают тему, затем вопросы (максимально 5 вопросов). За каждый ответ команда может получить от 10 до  50 баллов, в зависимости от сложности выбранного  вопроса. На обдумывание ответа у вас в первом раунде 1\2 минуты, во втором 1 минута.  Если ответ неправильный, команда штрафуется  соответственно номиналу вопросу. Есть особенные  вопросы:

 «Счастливый случай» - команда получает указанное число баллов.

«Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное  количество баллов.

«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.

«Вопрос-аукцион» - одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

«Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

«Музыкальная пауза» - физкультминутка.

В случае проведения игры на обобщающем уроке,  организовать работу 2 команд, а на внеклассном мероприятие трех команд. Каждая из команд, может выбрать по 5 вопросов в раунде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход мероприятия

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 1

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я приглашаю ваш на состязание команд  «Своя игра. Тайны организма».  Сегодня трем замечательным командам выпала удача показать свои знания, находчивость и смекалку. Прошу представиться команды!

У нас в гостях жюри (представляет жюри)

 Жюри оценивает представление команд: максимально 3 балла

Команды представляются (название и девиз).

Слайд 2 -3

Для успеха в любой игре нужно знать правила.

Девиз игры: 

Соблюдая правила, вы можете заставить их работать на себя.                    

 Неизвестный автор

Знакомит команды с правилами игры.

Изучают правила игры.

Слайд 4

II. Основной этап игры «Тайны организма»

Внимание!

Начинаем 1 раунд!

Первая выбирает вопрос команда, получившая максимальный балл.

Слайд 5

«Тайны организма»

- слайд 23

Слайд 10 «Кот в мешке»

Слайд 12

«Счастливый случай»

Слайд 26 «Музыкальная физкультминутка».

Команды по очереди выбирают тему и вопросы 1 раунда.

Темы: клетка и химический состав, органы растений, органы и системы органов животных

Гиперссылка переводит на слайд с  текстом вопроса. После устного ответа команды, по щелчку, открывается правильный ответ на этом же слайде. С каждого слайда, значок  возвращает игру  на

слайд 5 (выбор вопросов).

Переход к самому вопросу по щелчку на знак

 возвращает игру  на

слайд 5

«Музыкальная физкультминутка». Переход к вопросу по щелчку.

Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно.  Сопоставляют свои ответы с предложенными учителем.

Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

Команда получает призовые баллы без ответа на вопрос.

Все участники игры участвуют в физкультминутке

Слайды 21, 29

«Кот в мешке»

Слайд 23

«Аукцион»

Слайд 24

 «Раунд 2»

Слайды 27,32

«Несчастный случай»

Слайд 36 «Своя игра»

Слайд 38

«Счастливый случай»

Переход к самому вопросу по щелчку на знак

Любая команда может «перекупить» вопрос, увеличив стоимость вопроса, но в случаи ошибки  получает штраф.

Переход к слайду 25 по значку  на слайде 42 (Подведение  итогов).

Начинаем  2 раунд!

Темы вопросов: жизнедеятельность, организм и среда, переведите

 термины

 возвращает игру  на

слайд 24

После принятия решения командой, учитель по щелчку открывает  вопрос, а после ответа, повторный щелчок

Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно. Сопоставляют свои ответы с появляющимися на слайде.

Команда получает штрафные баллы.

Команда принимает решение об уменьшении или увеличении баллов за вопрос, до его появления на слайде

Команда получает призовые баллы без ответа на вопрос.

Слайд 42

«Музыкальная остановка»

Пока жюри подводит итоги, проведем конкурс «Узнай песенку».

 III. Подведение итогов игры.

Жюри  объявляет итоги игры. Поздравляют победителей, награждают  всех участников сладкими призами.

Учащиеся отгадывают детские песни по отрывку мелодии.

Слайды 43

«Интернет –ресурсы»

Литература

  1. Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс»– М.: Дрофа,2011.
  2. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. «Биология: 1600 задач, тестов, проверочных работ для школьников и поступающих в вузы». – М.: Дрофа,1999.- 432с.

Вопросы на слайдах 7,9,11,13,14,15,16,20,28,30 составлены автором данного сценария.

                                                             



Подписи к слайдам:

20
баллов
Самое распространенное неорганическое вещество в теле Миши…

Вода
Счастливый случай

+10 баллов
10 баллов.


Именно это гордое 
животное
 
выбрано талисманом хоккейной команды «
Югра
»

Мамонт
Жизнедеятельность
10
20
30
40
50
Организм и среда
10
20
30
40
50
Переведите
термины
10
20
30
40
50
Счастливый случай
+20 баллов
Соблюдая правила,
вы
можете заставить их работать на себя
.

Неизвестный
автор
В игре принимает участие две команды.
Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
Игра состоит из двух раундов, в каждом члены
команды по очереди выбирают тему, затем вопросы (максимально 5 вопросов).
За каждый ответ команда может получить от 10 до
50 баллов, в зависимости от сложности выбранного
вопроса.
На обдумывание ответа у вас 1 минута.
Если ответ неправильный, команда штрафуется
соответственно номиналу вопросу.
30 баллов
Все системы органов Саши работают согласованно, как единое целое.
Благодаря чему достигается такая согласованность?

деятельности нервной и эндокринной систем
20 баллов
Один ученик считает, что вольвокс питается
автотрофно
, а другой утверждает –
гетеротрофно
. Как вы разрешите этот спор?

Оба правы, такой тип питания называется
миксотрофный
.
50 баллов

хлорофилл
«Зеленый пигмент растений »


10 баллов
Мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции…
Клетка
Может ли ученик 6 класса определить, молодую или старую клетку лука он видит с помощью микроскопа? Как?
вакуоль
Может. В молодой клетке обычно несколько мелких вакуолей, а в старой одна крупная.
50 баллов

Определите тип каждого плода:

1
2
1-костянка 2- семянка 3- боб
4- тыквина 5- померанец
3
4
5
РАУНД
Своя игра
«Тайны
организма»
«Несчастный случай»

- 10 баллов
10 баллов

«Процесс получения организмами веществ и энергии»
Питание



Своя игра

«Тайны организма»

познавательная биологическая игра
(6 класс)



Автор: Кузнецова Альфреда
Накипова

учитель химии и биологии
МБОУ «
Новоаганская
ОСШ №2»
ХМАО,
гп
.
Новоаганск
40 баллов:
«Своя игра»
С помощью какого приспособления данное растение может «осуществить свои сны»?
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей;
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепиться в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далекий отправится путь
.


С
емена имеют шипы

Музыкальная физкультминутка
30 баллов

У Вовы в сосудах течёт кровь, а у пчелы которая его ужалила…

Гемолимфа
40 баллов
«Животные ведущие совместное сосуществование».
Симбионты

Клетка
и
химический состав
10
20
30
40
50
Органы растений
10
20
30
40
50
Органы и системы органов животных
10
20
30
40
50
50 баллов.
«
Кот в мешке
».
+20 баллов.
50 баллов
Изучая амебу, Денис сомневается в том, какова главная функция сократительной вакуоли. Рассейте его сомнения.
Аукцион


удаляет

избыток воды из клетки
50 баллов.

Какой факт доказывает данный опыт?
Растения выделяют кислород на свету в процессе

фотосинтеза
50 баллов
«Своя игра»
5
6
Чаще всего икру рыб переносят на лапах водоплавающие птицы
В степи в озере, которое образовалось из талой воды, через некоторое время появились рыбы. Предположите, как это могло произойти?
30 баллов
«Процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах на свету»
Фотосинтез
РАУНД
Своя игра
«Тайны
организма»
30 баллов
Из этой почки вырастут листочки для коровы Машки или цветочки для Наташки?
Цветочки

Неправильная посадка школьников за партой приводит к сдавливанию грудной клетки и её деформации. Приведите ещё 3 примера отрицательного влияния данного фактора.
Затрудняет работу сердца, легких,
желудочо-кишечного
тракта, уменьшает жизненную емкость легких, снижает обмен
«Несчастный случай»
-20 баллов
40 баллов
Убери лишнее сообщество и объясни свой выбор.
1
2
3
4
4- искусственное сообщество
40 баллов
Какие 3 органоида имеются в клетках любого растения, но не найти ни у одного из нас?
Хлоропласты, вакуоль, клеточная стенка
20 баллов

Какая система органов представлена на рисунках?
Дыхательная

система

40 баллов + 20 баллов.

Какие особенности кровеносной системы соболя определяют его
теплокровность
?
4-камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровь насыщенная кислородом
Интернет ресурсы
1.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник – М.: Дрофа, 2007. – 176 с
2. Материалы сайтов:
Изображение кота в мешке:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/715/73715531_4062230_kot_v_meshke.jpg
Изображение совы с глобусом :
http://de.123rf.com/photo_7572958_abbildung-ein-cartoon-wise-owl-mit-globus.html
Изображения тигра, муравья
http://fotoramochki.com/clipart.html
Изображение огнедышащего дракона
:
http://oboi.kards.qip.ru/list/download/42591/1280x800/ognedyshasshij_drakon.htm
Изображение лягушки:
http://www.fotka2009.narod.ru/carevna_lyaguschka.html
Изображение опыта дыхание растений:
http://artemu238.livejournal.com/4435.html
Изображение растительной клетки:
http://gimn1567.ru/dost/markova/2.html
Изображение животной клетки
:
http://estnauki.ru/biology/2-biology/1475-stroenie-zhivoj-kletki.html
Изображение зеленого листа:
http://samaralifephoto.wordpress.com/category/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-herbarium/
Изображение клевера
:
http://tatiana7326.ru/kartinki-prirodyi/trava-klever
Изображение зеленого листа
:
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/list/zel13.html
Изображение генеративной почки:
http://festival.1september.ru/articles/417187/img5.jpg
Изображение лопуха:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%85_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9
Изображение сливы:
https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&hl=ru&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=hZhWUfPOH-fl4QS6uoGACQ&sqi=2&ved=0CCwQsAQ&biw=1280&bih=632
Изображение рака
:
http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/klass-rakoobraznye/rechnoy-rak
Изображение пчелы
:
http://old.spas-extreme.ru/el.php?SID=3
Изображение соболя
:
http://www.pokupkalux.ru/article/zavisimost_kachestv_meha_ot_areala_obitaniya.html
Изображение питания и дыхания растений
:
http://900igr.net/kartinki/biologija/Pitanie-i-dykhanie-rastenij/016-Pitanie-i-dykhanie-rastenij.html
Изображение крота
:
http://vet.apteka.uz/novosti/jivotnye_pochvy
Изображение крота
:
http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%F0%EE%F2/
Изображение природных сообществ:
http://www.liveinternet.ru/users/4551025/post230927583/
Изображение рыбы:
http://www.aqua55.ru/catalog2/id/16
Изображение птицы
:
http://www.domostroynn.ru/?id=20942
Изображение листа
:
http://media.ls.urfu.ru/chemistry/razdel1/easy_mix/
«
Счастливый случай
»

- команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.
«
Несчастный случай
»

- команда штрафуется на указанное количество баллов.
«
Кот в мешке
»

- вопрос можно отдать команде – сопернику.
«
Вопрос-аукцион
»

- одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.
«
Своя игра
»

- команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.
«
Музыкальная пауза
»-
физкультминутка
30 баллов
.

Некоторые организмы активно накапливают элементы, например моллюски- медь, ряска- радий.
Какой элемент накапливают бурые водоросли?

Йод
20 баллов
Убери лишнее и объясни свой выбор:
А Б В
В - простой лист

Кот в мешке
+ 20 баллов
40 баллов

10 баллов.


Зелёная железа - это орган животного или растения?

Орган выделения животного (рака)
40 баллов

Кот в мешке
+ 20 баллов
30 баллов
Обитателем какой среды является животное, если у него маленькое компактное тело, покрытое густой короткой шерстью, короткие конечности, с хорошо развитыми когтями, органы зрения развиты слабо, но хороший слух и нюх.
Почвенной среды
Подведение итогов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс

 Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...

Познавательная игра по предметам естественного цикла для 7 класса «Кто хочет стать отличником?»

Цели мероприятия:1.     Обобщение знаний по предметам естественного цикла и умение применять их в нестандартных ситуациях.2.     Привитие интереса к изуча...

Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов.

Интеллектуально - познавательная игра «Великолепная семёрка» для учащихся 5,6 классов. Может быть применена как на уроке, так и во внеурочное время. Используются метапредметные связи....

Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки", посвященная Александровской колонне для учащихся 10 класса

Игра рассчитана для учащихся 10 класса. Проводится как классный час. Играют командами. Игра знакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей возведения Александровской колонны, а...

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательная игра «Пуговкомания» по швейному делу для учащихся 5 классов

Цель: активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе...