ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
методическая разработка по математике (7 класс)
Что такое «культурные практики»? Как их можно использовать в образовательной деятельности – урока, игры, проекта. Характеристики культурно-образовательных практик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1teoreticheskie_aspekty_kulturno.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Важное место в духовно-нравственном развитии, формировании личности учащегося занимает его эмоциональное самочувствие. В современном образовании все большее внимание уделяют формам активной творческой деятельности учащихся, которая позволяет осваивать опыт прошлых поколений и созидать новую реальность. В понятийный аппарат новых образовательных стандартов вошло понятие «культурно-образовательных практик».
В статье «Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат», говорится, что «культурными практиками» стали называть различные виды образовательной деятельности, предполагающие активную позицию ребёнка: игра, чтение, творчество и пр. Этот термин ввела Н.Б. Крылова, и рассматривались они в контексте дошкольного образования. Если понятие «культура» рассматривается как отдельная область человеческой деятельности, то к культурным практикам можно отнести события, происходящие в культурной среде и имеющие творческое начало. К этому можно отнести и поход в театр и музей, выставку. И, таким образом, это понятие стало собирательным термином, обозначающим арсенал активных форм образовательной деятельности[1]. По ФГОС к культурно-образовательным практикам относят всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий[2].
Но если культуру воспринимать как смысловое пространство, а образование – как вхождение в культуру, то культурные практики помогут обеспечить осмысленный диалог личности с миром в процессе деятельностного освоения культуры. И тогда культурные практики станут одной из форм образовательной деятельности – урока, игры, проекта. Такая деятельность способствует формированию образа мира и человека и, с этой точки зрения, целесообразно использовать для их обозначения более точный термин «культурно-образовательные практики».
По материалу данной статьи можно выявить следующие характеристики культурно-образовательных практик:
- Принцип субъектности
Практика должна дать ученику навык деятельности в разнообразных обстоятельствах, инициировать поиск и апробацию новых форм деятельности. И итогом должно быть рождение собственных текстов культуры. В современном мире личности необходимо адаптироваться к стремительно меняющейся действительности и выстраивать стратегии поведения.
- Принцип культуросообразности
Культурно-образовательная практика разворачивается в поле культуры и соответственно вписывается в те естественные процессы, которые происходят в культуре. Таким образом, в рамках культурной практики знания и навыки осваиваются не абстрактно, а применительно к определенным культурным контекстам, что дает возможность постигать модели деятельности, накопленные в культуре, и применять их в реальных жизненных ситуациях.
- Принцип итерации
Предполагает согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами образовательного процесса. Для культурно-образовательной практики это приобретает решающее значение, т. к. она имеет творческий, отчасти непредсказуемый характер и открытый финал.
-Принцип деятельностного участия
Результатом практики, реализованной в духе культуры участия, являются реальные изменения в среде, в социальных отношениях, в системе коммуникации, в собственном самоопределении.
-Принцип внеаудиторности
Культурное наследие не осваивается путем прямого транслирования, передачи информации, ее восприятие происходит только в результате собственного практического освоения знаний, действий и норм общения, выработки своей линии поведения, существования в культуре.
Таким образом культурно-образовательные практики могут помочь в достижении реальных личностных результатов, а это и является основной образовательной деятельности.
[1] Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования №3(64), 2017
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/(дата обращения 26.11.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе
В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....
теоретические аспекты использования активных методов обучения
теоретические аспекты использования активных методов обучения...
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе для учителя возникает острая необходимость быть в курсе того, что и в какой степени осваивает учени...
Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического н...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Создавала преподаватель ГБОУ СОШ № 1278 город Москва...
Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании.
Тезисы выступления "Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании. Из опыта работы...
Культурно-образовательные практики как механизм развития качеств личности обучающихся при реализации ФГОС
Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в процессе внедрения образовательных стандартов нового поколения.В Федера...