Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании.
статья на тему

Бурак Ульяна Ярославовна

Тезисы выступления "Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании. Из опыта работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы выступления 

Бурак У.Я., педагог ДО, учитель

Бурак О.Р, педагог ДО, воспитатель гпд

Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании.

Из опыта работы

Новые подходы к организации учебного процесса предполагают активное освоение окружающего пространства как источника информации самим учеником. Школа теперь не претендует на ведущую роль транслятора знаний, а помогает организовать работу ученика с партнерами по образовательному процессу. В таком взаимодействии наиболее эффективными являются культурно-образовательные практики.

Под культурно-образовательными практиками подразумевают:

- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта[1]

- ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми[2]
- также апробация  новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов
[3].

Кто может выступать в роли партнеров школы в организации процесса познания? Это библиотеки, музеи, вузы, дома детского творчества и центры воспитательной работы, предприятия, организующие открытые интерактивные экскурсии.

При организации занятий в кружках и отделениях дополнительного образования возможны следующие практики: инсценировка-погружение в эпоху, мастер-класс по изготовлению готовой продукции, игра-путешествие.

Какова роль таких практик? Возможность создать творческую развивающую среду, помочь формированию личностно-значимого образовательного пространства, включить ребенка в активное взаимодействие с окружающим информационным полем, помощь в самоопределении и самопознании.

В ГБОУ СОШ №89 Калининского района на занятиях кружка «Юный экскурсовод» и внеурочной деятельности «Прогулки по Петербургу» сложилась следующая система использования культурно-ориентированных практик:

  1. Взаимодействие школы с ДДТ и ЦВР: организуются выездные краеведческие игры с элементами инсценировки/ драматизации «Путешествие в Петровский, Елизаветинский, Екатерининский Петербург»
  2. Взаимодействие школы и музеев города: проект – открытая игра «Разночинный Петербург» с посещением музеев по выбору участников проекта и составлением собственной музейной экспозиции
  3. Взаимодействие школы и предприятий: посещение производств «Равиолло», «Петрохолод», «Север» и организация мастер-классов
  4. Взаимодействие школы и библиотеки: работа над проектами и исследовательскими работами с использованием потенциала школьной, районной, Президентской библиотек
  5. Взаимодействие школы и научно-исследовательских институтов: приглашение сотрудников НПО «Импульс»в качестве членов жюри на защиту исследовательских работ в рамках школьной Ассамблеи Знаний и Академических Чтений.
  6. Деятельность творческих объединений дополнительного образования: разработка маршрутов и проведение экскурсий для начальной и средней школы учащимися 8-9 классов; создание книжек-мобилей, книжек-сувениров по индивидуальным проектам учащимися 5-6 классов.

Система работы имеет сильные стороны:

- повышение мотивации учащихся

- формирование личностно-значимого образовательного пространства

- привлечение потенциала городского пространства и учреждений-партнеров в качестве альтернативного источника информации

Трудности и риски:

- значительные временные затраты педагогов, организующих практики

- отсутствие материально-технической базы и поддержки для организации такой деятельности

- удаленность школ от учреждений-партнеров

- перегрузка детей: все мероприятия в рамках дополнительного образования проходят после уроков

Нужно ли это детям? Думается, что нужно. Доказательством этому являются творческие и исследовательские работы учащихся, создаваемые не дома, а на занятиях.

Нужно ли это педагогам? Несомненно. Интересно менять ракурс деятельности, переходить от трансляции к тьюторству, создавать условия для формирования Нового Ученика.


[1] Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: «Народное образование», 2000.

[2] Киндерова О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 337-340.

[3] Киндерова О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 337-340.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-культурной образовательной среды в рамках отделения дополнительного образования.

Являясь педагогом дополнительного образования гимназии №271  Художественно-эстетического направления объединения "Ансамблевое музицирование"  хочу поделиться опытом работы, а именно каким об...

Современные образовательные технологии в практике педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству

В докладе дается обзор современнных педагогических технологий, внедренных в практику работы педагога дополнительного образования...

Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»

Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....

Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования

В  статье  обосновывается  роль  дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...

Статья "Системно-деятельностный подход к профориентационной работе в практике педагога дополнительного образования"

В статье излагается проблема интеграции задач формирования универсальных компетенций младших школьников, задач ранней профориентации в рамках предметной области. Предлагается универсаль...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...