Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании.
статья на тему
Тезисы выступления "Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании. Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы. Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления
Бурак У.Я., педагог ДО, учитель
Бурак О.Р, педагог ДО, воспитатель гпд
Культурно-образовательные практики в дополнительном образовании.
Из опыта работы
Новые подходы к организации учебного процесса предполагают активное освоение окружающего пространства как источника информации самим учеником. Школа теперь не претендует на ведущую роль транслятора знаний, а помогает организовать работу ученика с партнерами по образовательному процессу. В таком взаимодействии наиболее эффективными являются культурно-образовательные практики.
Под культурно-образовательными практиками подразумевают:
- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта[1]
- ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми[2].
- также апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов[3].
Кто может выступать в роли партнеров школы в организации процесса познания? Это библиотеки, музеи, вузы, дома детского творчества и центры воспитательной работы, предприятия, организующие открытые интерактивные экскурсии.
При организации занятий в кружках и отделениях дополнительного образования возможны следующие практики: инсценировка-погружение в эпоху, мастер-класс по изготовлению готовой продукции, игра-путешествие.
Какова роль таких практик? Возможность создать творческую развивающую среду, помочь формированию личностно-значимого образовательного пространства, включить ребенка в активное взаимодействие с окружающим информационным полем, помощь в самоопределении и самопознании.
В ГБОУ СОШ №89 Калининского района на занятиях кружка «Юный экскурсовод» и внеурочной деятельности «Прогулки по Петербургу» сложилась следующая система использования культурно-ориентированных практик:
- Взаимодействие школы с ДДТ и ЦВР: организуются выездные краеведческие игры с элементами инсценировки/ драматизации «Путешествие в Петровский, Елизаветинский, Екатерининский Петербург»
- Взаимодействие школы и музеев города: проект – открытая игра «Разночинный Петербург» с посещением музеев по выбору участников проекта и составлением собственной музейной экспозиции
- Взаимодействие школы и предприятий: посещение производств «Равиолло», «Петрохолод», «Север» и организация мастер-классов
- Взаимодействие школы и библиотеки: работа над проектами и исследовательскими работами с использованием потенциала школьной, районной, Президентской библиотек
- Взаимодействие школы и научно-исследовательских институтов: приглашение сотрудников НПО «Импульс»в качестве членов жюри на защиту исследовательских работ в рамках школьной Ассамблеи Знаний и Академических Чтений.
- Деятельность творческих объединений дополнительного образования: разработка маршрутов и проведение экскурсий для начальной и средней школы учащимися 8-9 классов; создание книжек-мобилей, книжек-сувениров по индивидуальным проектам учащимися 5-6 классов.
Система работы имеет сильные стороны:
- повышение мотивации учащихся
- формирование личностно-значимого образовательного пространства
- привлечение потенциала городского пространства и учреждений-партнеров в качестве альтернативного источника информации
Трудности и риски:
- значительные временные затраты педагогов, организующих практики
- отсутствие материально-технической базы и поддержки для организации такой деятельности
- удаленность школ от учреждений-партнеров
- перегрузка детей: все мероприятия в рамках дополнительного образования проходят после уроков
Нужно ли это детям? Думается, что нужно. Доказательством этому являются творческие и исследовательские работы учащихся, создаваемые не дома, а на занятиях.
Нужно ли это педагогам? Несомненно. Интересно менять ракурс деятельности, переходить от трансляции к тьюторству, создавать условия для формирования Нового Ученика.
[1] Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: «Народное образование», 2000.
[2] Киндерова О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 337-340.
[3] Киндерова О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 337-340.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-культурной образовательной среды в рамках отделения дополнительного образования.
Являясь педагогом дополнительного образования гимназии №271 Художественно-эстетического направления объединения "Ансамблевое музицирование" хочу поделиться опытом работы, а именно каким об...
Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования...
Современные образовательные технологии в практике педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
В докладе дается обзор современнных педагогических технологий, внедренных в практику работы педагога дополнительного образования...
Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»
Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....
Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования
В статье обосновывается роль дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...
Статья "Системно-деятельностный подход к профориентационной работе в практике педагога дополнительного образования"
В статье излагается проблема интеграции задач формирования универсальных компетенций младших школьников, задач ранней профориентации в рамках предметной области. Предлагается универсаль...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...