ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
методическая разработка по английскому языку по теме

Светлова Лариса Николаевна

Создавала преподаватель ГБОУ СОШ № 1278 город Москва

Скачать:


Предварительный просмотр:

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА  В  ПРЕПОДАВАНИИ  АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА  

                                          В  ШКОЛЕ

     Почему сегодня так важен компетентностный подход в преподавании английского языка в школе? Ответ очень прост, так как основная цель этого подхода базируется на стремлении формирования у учащихся результата: выпускник должен быть не просто знающим учеником, а учеником умеющим.

     Уроки английского языка – благодатная почва для формирования  знаний и умений учеников, причем язык выступает здесь средством, с помощью которого учащиеся овладевают познанием окружающего мира во всех его проявлениях.

      Например, при обсуждении темы :”Violence on TV” развиваются ценностно-смысловые компетенции учеников, так как рассуждая о том, что “television is damaging not only physical health because instead of walking or going in for sports people are sitting in front of the screen, TV is effecting your mind by showing crime, violence, cruelty”,  учащиеся в ходе дискуссий формируют психологическую грамотность, а также личностные качества.

      При овладении общекультурными компетенциями учащиеся приобщаются к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает. Вот, например, тема “National Holidays”. Очень важно при обсуждении этой темы показать учащимся современный взгляд на традиционные праздники как у народов католической веры, так и православной. Необходимо включить самые широко отмечамые в обеих культурах праздники “Christmas”  и  “Easter” .

      Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Поэтому при овладении общекультурными комптенциями нельзя обойти этот аспект познания стороной. Подбирая русские эквиваленты к английским пословицам и поговоркам, учащиеся убеждаются, что разные народы различными словесными формами и образами выражают одни и те же идеи. Например: “Tell that to the marines” -  «Расскажи это своей бабушке». Или: “ Don’t teach fishes to swim” – « Не учи ученого». Или вот еще: “ To kill two birds with one stone “ – «Убить двух зайцев одним махом». То есть ученики осознают единую основу всех культур, понимают и оживленно участвуют в обсуждении единых культурных ценностей.

     Для реализации учебно-познавательных компетенций можно привести такой пример.Отлично срабатывает освоение задания по теме: “Finding the Way” , когда учитель предлагает начало какого-либо маршрута, прилагая при этом карту, но дальнейший путь к точке назначения учащиеся должны или найти сами, руководствуясь картой, или расспросить полицейского: “ You are at the Victoria Station. Cross the road , turn to the left and proceed till the traffic lights. You are now...” Или учитель просит : “Describe your way from Lloyd’s Bank to Westminster Abbey”...Выполняя такие задания, учащиеся не только расширяют свой словарный запас, но и приобретают навыки систематизации, анализа, укрепляют зрительную память, формируют системный образ строения языка.

     Обучение английскому языку формирует и информационную компетенцию: ведь на сегодняшний  день компьютеры прочно вошли в повседневный обиход каждого ученика. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к Интернету, другим технологиям, совершенствуя таким образом свою информационную компетентность. Например, дав задание по теме “Outstanding Personalities” , можно быть на 100% уверенным, что информация для этого реферата будет составляться с помощью Инернета.

     Добиться формирования коммуникативной компетенции – самая важная задача при обучении английскому языку. На уроках постоянно практикуется такой вид работы как “What can  you tell about yourself?” или “ Share your opinion on...”. Использование диалогов или системы «вопрос-ответ» как нельзя лучше помогает добиться выполнения этой цели.

     В неразрывной связи с коммуникатвной компетенцией находится социально-трудовая компетенция, так как овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения английскому языку. Основной способ – ролевая игра. Например, учитель дает такое задание: “ Find out what time it is now “ или “ What can you advise your friend who has to go to a job interview”. Ученики не только практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе.

      Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию является объектом компетенции личностного самосовершенствования. Главную роль в этом играет сам учитель, его стиль общения с учениками, его духовные ценности и приоритеты. Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы учащимся возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. Возможность развития данной компетенции присутствует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач  учителя.

     Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую –  процесс естественный, дающий ученикам находить применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, пробовать ранее незнакомые роли. Все это также  дает возможность формировать у учащихся компетенции, кратко очерченные в данной статье.