Программа внеурочной деятельности 11 класса "Математический клуб"
рабочая программа по математике (11 класс)

Данная программа предназначена для обучающихся, интересующихся математикой.Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_11_klass.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № __

от 29 августа 2019 г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № __1        

от  30  августа  2019 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от 30.08.2019 г.

.

http://s3.docme.ru/store/data/000510655_1-00d5f19ce7e6a0198021986a4d057a28.png

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности:

«Математический клуб»

11АБ класс

2019-2020 учебный год

Составитель: Савчук Людмила Ивановна,

учитель высшей квалификационной категории

                                       

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по математике подготовлена для учащихся 11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. Общая характеристика программы В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным образом, на решении трех основных задач: переходе на «Стандарты второго поколения»; включении профильного обучения в образовательную программу в ряде школ; внедрении ЕГЭ как основного показателя качества знаний российских школьников. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика». Практическая значимость программы: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии. Связь с другими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.

Цели организации внеурочной деятельности:

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

 2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику; 4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

 8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.

Задачи по организации внеурочной деятельности: 

Обучающие: 

- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.

- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Метод математической индукции») всех учащихся.
- Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.

- Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач  на последовательности,

- Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.

- Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Графы», «Индукция», «Уравнения», «Инвариант».

Воспитательные: 

- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

 - Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.

 - Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение в занятия сведений по истории математики

 - Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

 Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

 - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии. - Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.

 - Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

 - Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания. Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД.   Метапредметный,  творческий, интегрированный и

исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия. Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.

Курс рассчитан на 34 часа.

 Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.

Режим занятий: в 1 час в неделю

Планируемые результаты освоения курса

Результаты первого уровня (достигаются во взаимодействии с педагогом):

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков по решению нестандартных задач;

 - приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;

- формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.

 Результаты второго уровня (достигаются в дружественной детской среде (коллективе)):

 - самостоятельное или во взаимодействии с педагогом выполнение задания данного типа, для данного возраста;

 - умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

Результаты третьего уровня (достигаются во взаимодействии с социальными субъектами)

 - умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат;

- приобретение опыта исследовательской деятельности;

 - приобретение опыта организации совместной деятельности в группах и опыта публичного  выступления.
                                                      Содержание программы:

Содержание программы курса внеурочной деятельности связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс среднего общего образования (особенно в форме ЕГЭ). Появление задач, решаемых нестандартными методами на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры. При отборе содержания и структурирования программы курса использованы принципы:  доступности,  преемственности, перспективности, развивающей направленности,  учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Формы/методы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, эвристическая беседа, практическая работа. При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как: технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; технология разноуровневого обучения, технология коммуникативного обучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Основные виды деятельности учащихся:  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; поисковая деятельность (поиск информации); самостоятельная работа;  работа в парах, в группах; творческие работы; составление презентаций;  подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся.

Содержание учебного материала

 Введение (2 часа). 

Цели и задачи курса, инструктаж по ТБ. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач.

Задачи, содержащие модуль (10 часов).

 Определение модуля. Свойства модуля и его геометрической смысл. Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

 Уравнения (15 часов).

 Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения. Симметричные уравнения Решение алгебраических уравнений методом введения параметра. Дробно-рациональные уравнения  Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0 рациональных уравнений методом замены переменных.

Неравенства (6 часов). Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.

 Системы уравнений и неравенств (7 часов). Решение систем уравнений. Графический способ решения систем неравенств

Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.

Календарно-тематическое планирование

10а класс

№ п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

Форма деятельности

Примечание

Введение(2ч).

1-2

04/09

11/09

Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач

Лекция, презентация

                                      Задачи, содержащие модуль (5 часов).

3

02/10

Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль

4-5

09/10

Построение графиков функций, содержащих  модуль

6-7

16/10

Уравнения и неравенства, содержащие модуль

Уравнения(15часов)

8

23/10

Преобразование алгебраических выражений и уравнений

9-10

30/10

13/11

Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители

11

20/11

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных.

12

27/11

Однородные уравнения

13

04/12

Симметричные уравнения

14-15

11/12

18/12

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

16

25/12

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

17-18

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

19-20

Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х  0

21-22

Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях

Неравенства (6 часов).

23-24

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

25-26

Доказательство неравенств

27-28

Обобщенный метод интервалов

Системы уравнений и неравенств (7 ч)

29

Системы уравнений: основные методы решения

30-31

Метод Гаусса

32-33

Метод замены переменных

34

Графический способ решения систем неравенств

35

Системы неравенств: алгебраические методы

11б класс

№ п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

Форма деятельности

Примечание

Введение(2ч).

1-2

05/09

12/09

Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач

Лекция, презентация

                                      Задачи, содержащие модуль (5 часов).

3

03/10

Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль

4-5

10/10

Построение графиков функций, содержащих  модуль

6-7

17/10

Уравнения и неравенства, содержащие модуль

Уравнения(15часов)

8

24/10

Преобразование алгебраических выражений и уравнений

9-10

31/10

14/11

Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители

11-12

21/11

28/11

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения

13-14

05/12

12/12

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

15

19/12

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

16

26/12

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

17

Симметричные уравнения

18

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

19-20

Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х  0

21-22

Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях

Неравенства (6 часов).

23-24

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

25-26

Доказательство неравенств

27-28

Обобщенный метод интервалов

Системы уравнений и неравенств (7 ч)

29

Системы уравнений: основные методы решения

30-31

Метод Гаусса

32-33

Метод замены переменных

34

Графический способ решения систем неравенств

35

Системы неравенств: алгебраические методы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математический клуб "Интеллектуал""

Программа  для 5-9 классов содержит  2 модуля :1.Подготовка к олимпиадам                                ...

Рабочая программа внеурочной деятельности политического клуба «Мнение» «Моральные аспекты правовых норм» 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности политического клуба «Мнение»«Моральные аспекты правовых норм» 10 классРабочая программа внеурочной деятельностиполитического клуба «Мнение»«Моральные аспекты ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный клуб. Спортивные игры»

Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего и основного общего образования МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП&r...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: литературный клуб "Алые паруса"

Программа  составлена с целью обучения  написания   журнальных статей....

Авторская программа внеурочной деятельности "Математический клуб" 7-9 класс

Авторская программа внеурочной деятельности "Математический клуб" 7-9 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический клуб»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический клуб» для обучающихся 8 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...