Представление инновационного педагогического опыта
материал
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta_pevtsovoy_o.v.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление инновационного педагогического опыта
Певцовой Ольги Викторовны, учитель математики
МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск
Введение
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В настоящее время мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Ответственность по формированию этих качеств возлагаются, прежде всего, на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Ученики должны ощущать себя активными участниками процесса обучения, не только получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять, но и находиться в постоянном поиске. Сегодня требуется построить такую модель УВП, которая позволяла бы раскрывать и развивать творческий потенциал личности.
По Закону РФ “Об образовании” система образования должна
обеспечивать “…самоопределение личности, создание условий для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”.
1.Тема инновационного педагогического опыта. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике».
2.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.
Ориентация на личность в педагогике имеет давнюю историю и различные названия: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманная педагогика (Ш.А.Амонашвили), гуманистическая педагогика (У.Глассер, А.Маслоу, К.Роджере и др.), свободное воспитание (США и Европа 70-х годов) и др. Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям.
Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме “ обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний .
Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; учения применять те способы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. Формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи.
Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно полностью реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). И одной из траекторий является учебно-исследовательская деятельность учащихся.
3.Основная идея – это развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью. Отношения к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой активности в условиях постоянно изменяющегося мира.
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, формирование всесторонне развитой личности – мыслящей, нравственной, адаптированной к жизненным условиям и, в конечном счете – на формирование основных компетенций, а в первую очередь – информационно-коммуникативных компетентностей.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научении алгоритму ведения исследования, навыками, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематике. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как учащегося, так и педагога. Данный вид деятельности широко применяется в не только старших классах, но в среднем звене и даже в начальной школе и направлен на решение коммуникативных задач, ориентирован на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся.
4. Теоретическое обоснование опыта
В основе методов проекта лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Исследовательская работа учащихся организуется как в учебное, так и внеурочное время.
Значимые для педагогики положительные стороны исследовательской деятельности:
· направленность на индивидуализацию обучения;
· активизацию учения;
· стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Конечно же, современный аналитический взгляд на исследовательскую деятельность выявляет и слабые стороны:
· недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
· сведение роли учителя только к консультационной;
· невозможность выработать общие подходы к решению задач.
От учителя требуется:
· умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы;
· владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
· переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно - иллюстративного и репродуктивного методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того.
· владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
· способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
· умение устанавливать и поддерживать в группе исследования устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
· владение компьютерной грамотностью;
· умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
· знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
· владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
· владение коммуникативными навыками;
· умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач
Методологической основой описываемого опыта являются следующие труды:
1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся./ М.В.Величко.- Волгоград: Учитель, 2007
2. Видеман Т.И. и др. Математика. 10-11классы: рефераты./ Т.И.Видеман и др.- Волгоград: Учитель, 2009
3. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика её организации. / В.В.Дрозина.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1977
4. Избранные вопросы математики: факультативный курс.- М.: Просвещение, 1980.
5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А.Ильницкая – М: Знание, 1985.
6. Матюнин Б.Г. О сущности познания. / Б.Г.Матюнин // Педагогика. 1995 - №3
7. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. / Б. Хантер. - М.: Просвещение, 1989
5.Новизна
Новизна – одна из наиболее существенных характеристик актуального педагогического опыта. С точки зрения творческой новизны мой опыт носит исследовательский характер. Он ценен тем, что включает учащихся в исследовательскую деятельность. Вкус к исследованию и поиску закономерностей, по выражению У.У. Сойера, - одно из характерных качеств, содействующих росту математика. На мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность учащихся является ключевой. Проект позволяет интегрировать различные умения обучающихся в одном направлении. Организация исследовательской деятельности может происходить на разных уровнях: от мини-проекта в рамках одного урока до целостного глобального исследования на заданную тему в течение нескольких месяцев. Проектно-исследовательская деятельность занимает ведущее место в учебном процессе нашего лицея, так как она позволяет развивать творческий потенциал обучающихся, способствует формированию аналитического мышления, самореализации и самосовершенствованию учащихся. Большая роль в рамках данного вида деятельности отводится учителю, так как от грамотного распределения ролей в проектах с учетом индивидуальных особенностей учащихся зависит результат обучения. Значимость проектно-исследовательской деятельности определяет и то, что роль учителя в данном виде деятельности сдвигается. Учитель становится таким же участником проекта, как и учащиеся. Он направляет, координирует, корректирует процесс, являясь консультантом для учащихся. Итогом проектной деятельности является защита учебно-исследовательского проекта на уроке или в рамках научно-практической конференции учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке», конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей», Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное Будущее Мордовии» и др.
Проектно-исследовательская деятельность является современной педагогической технологией, позволяющей успешно применять накопленные знания, навыки и умения. Важной особенностью проектной деятельности является принцип самореализации и самосовершенствования. В ходе работы над тем или иным проектом каждый учащийся является ответственным за свой блок выполняемого задания в рамках единого группового исследования. Таким образом, учащиеся овладевают и основами делового общения. в ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно накапливают знания, учатся обобщать, анализировать, представлять материал. Благодаря проектно-исследовательской деятельности учащиеся получают возможность быть успешными не только в стенах лицея, но и за ее пределами.
6. Технология опыта.
Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся это проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением учебной деятельности это реферативная работа (9-11 кл.), проектная работа по интересам (5-11 кл.), учебно-исследовательские работы (10-11 кл.), научные работы (10-11 кл.).
Более подробно хочу остановиться на организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно выделить следующие этапы:
I этап. Диагностика, Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.
На этом этапе предлагаю ученикам ту или иную ситуацию, содержащую в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Далее попробовать найти способы решения этой проблемы. Ученикам, нашедшим наиболее интересные решения, предлагаю «попробовать» себя в научно-исследовательской деятельности.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач.
На этом этапе работы, предлагаю ученикам темы, а учащиеся
руководствуются своими желаниями и интересами, выбирают. После выбора темы ставиться цель, которую необходимо достигнуть, определяются задачи
исследования.
III этап. Выполнение работы.
Можно провести диагностику детей, предрасположенных к исследовательской работе, определить тему, цели, задачи, но не довести проект до конца. Поэтому самым сложным считаю это III этап. Его можно разделить на три части.
- Подготовительный (поиск литературы по определенной теме, выбор литературы, определение круга справочных пособий).
- Исполнительный (чтение книг, ведение записей прочитанного).
- Заключительный (обработка имеющихся материалов, написание работы, составление списка литературы).
На каждом из этапов возможно и необходимо применение ИКТ.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находиться в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в форумах, конференциях, конкурсах …
В ходе работы над проектом ученикам приходится знакомиться с научной, исследовательской литературой, как в реальной, так и виртуальной библиотеке, обрабатывать информацию, используя новые технологии и ИКТ, помогают в реализации их творческого потенциала.
Обращение к глобальным ресурсам сети Интернет, использование информационных программ и технологий дает больше возможностей в организации исследований на основе поиска, сопоставлении разнообразного материала, создании собственных проектов.
Использование ИКТ в исследовательской деятельности способствует включению школьников в процесс получения и применения знаний, повышению мотивации, умению делать выбор и оценивать последствия данного выбора и полученные результаты собственной деятельности. В результате данной деятельности прогнозируется повышение коммуникативной культуры, диалоговый характер освоения мира, формирование чувства ответственности, реализация потребности в самоактуализации.
Научно-исследовательской работе с учащимися в нашем лицее уделяется большое внимание. Научно-практические конференции в лицее проводятся уже в течение 20 лет. Наши учащиеся были неоднократно победителями и призерами городских, республиканских научно-практических конференций, и в том числе - по математике. В зависимости от возраста учащихся предлагала им следующие темы: «История возникновения обыкновенных и десятичных дробей», «Истории календаря», «Волшебный квадрат», «Приемы быстрого счета», «Превращение квадрата» и другие ( 5-6 кл.); "Геометрия в Древнем Египте», «Теорема Пифагора», «Аликвотные дроби» и другие (7-9 кл.); «Производная помогает доказывать неравенства», «Тригонометрические неравенства», «Уравнения орнаментов и паркетов», «Геометрия помогает доказывать теоремы о средних величинах», «Геометрические способы сравнения средних», «Применение неравенства Коши - Буняковского при решении уравнений и системы уравнений» (10-11 кл.).
Наиболее удачные из данных работ «Превращение квадрата» (диплом лауреата Городской научно-практической конференции и диплом III степени Республиканской НПК), «Геометрия помогает доказывать теоремы о средних величинах» (диплом I степени Республиканской научно-практической конференции), «Геометрические способы сравнения средних», «Уравнения орнаментов и паркетов» (дипломы участников Городской и Республиканской научно-практических конференций).
Одна из работ выполнена ученицей 7А класса Краснятовой Полиной, и называется «Мой край - Мордовия моя!» (сборник математических задач для учащихся 5-6 кл.). Работа имеет практическую направленность. В ней представлены интересные и познавательные задачи о Саранске, о Мордовии. Данная работа интересна еще и тем, что ее можно дорабатывать, создавая новые задачи по мере «взросления ученицы». Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на новый уровень, делать обобщения, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.
7. Результативность опыта.
В результате использования традиционных и нетрадиционных форм обучения удалось:
- активизировать учебный процесс;
- сформировать устойчивые познавательные интересы;
- систематизировать знания;
- развить творческий потенциал;
- повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;
- реализовать индивидуальные творческие замыслы;
- развить коммуникативные навыки учащихся.
Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный практический результат. Он представлен в следующей таблице:
Ф.И. | Класс | Название | Уровень | Награды | Учеб.год |
Краснятова Полина | 6а | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей» | Муниципальный | Диплом участника | 2009/10 |
Краснятова Полина | 6а | XI Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное Будущее Мордовии» | Республиканский | Диплом III степени | 2009/10 |
Краснятова Полина | 6а | Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» | Российский | Диплом III степени | 2009/10 |
Краснятова Полина | 6а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва | Российский | Диплом Фестиваля | 2009/10 |
Кадушкин Андрей | 6а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва | Российский | Диплом Фестиваля | 2009/10 |
Краснятова Полина | 7а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва | Российский | Диплом Фестиваля | 2010/2011 |
Краснятова Полина | 7а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва Конкурс «Учебный проект» | Российский | Диплом Лауреата | 2010/2011 |
Радайкина Елена | 6б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом I степени | 2011/12 |
Начаркин Денис | 6а | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом III степени | 2011/12 |
Краснятова Полина | 7а | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2011/2012 |
Радайкина Елена | 7б | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей» | Муниципальный | Диплом участника | 2012/2013 |
Краснятова Полина | 8а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва | Российский | Диплом Фестиваля | 2012/2013 |
Краснятова Полина | 8а | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва Конкурс «Учебный проект» | Российский | Диплом Лауреата | 2012/2013 |
Краснятова Полина | 9а | XIV Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное Будущее Мордовии» | Республиканский | Диплом участника | 2013/2014 |
Цыпцына Инна | 10б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом II степени | 2014/2015 |
Колмагорова Екатерина | 10а | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2014/2015 |
Краснятова Полина | 11а | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом I степени | 2014/2015 |
Цыпцына Инна | 10б | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» | Муниципальный | Диплом участника | 2014/2015 |
Шапошников Роман | 5б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом III степени | 2015/2016 |
Ехлаков Даниил | 5б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом I степени | 2015/2016 |
Радайкина Елена | 11б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» Школьный | Школьный | Диплом II степени | 2015/2016 |
Радайкина Елена | 11б | XVIII Международная конференция научно-технических работ школьников «Старт в Науку» МФТИ | всероссийский | Диплом участника | 2015/2016 |
Болтунов Артем | 5в | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом II степени | 2016/2017 |
Комарова Варвара | 5в | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2016/2017 |
Вишнякова Мария | 6б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом I степени | 2016/2017 |
Вишнякова Мария | 6б | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей» | Муниципальный | Диплом участника | 2016/2017 |
Болтуноа Артем | 6в | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом II степени | 2017/2018 |
Вишнякова Мария | 7б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2017/2018 |
Корышева Алина | 7б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2017/2018 |
Панюшкина Анна | 7б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом I степени | 2017/2018 |
Юнязова Анастасия | 7б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом III степени | 2017/2018 |
Горявская Алина | 7а | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом II степени | 2018/2019 |
Болтунов Артем | 7в | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом II степени | 2018/2019 |
Вишнякова Мария | 8б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом III степени | 2018/2019 |
Вишнякова Мария | 8б | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей» | Муниципальный | Диплом участника | 2018/2019 |
Болтунов Артем | 8в | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом призера | 2019/2020 |
Вишнякова Мария | 9б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом призера | 2019/2020 |
Ларина Татьяна | 9б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом участника | 2019/2020 |
Шапошников Роман | 9б | Научно-практическая конференция учащихся МОУ «Лицей №31» «Первые достижения в науке» | Школьный | Диплом призера | 2019/2020 |
8. Возможности тиражирования.
1. Размещение материалов на сайте Издательского дома «Первое сентября».
2.Представление научно-методических материалов в городских конкурсах.
3. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер- классы предметных кафедр;
4. Научно-практические конференции;
5.Размещение научно-методических материалов на : http://www.proshkolu.ru/
http://nsportal.ru/pevcova-olga-viktorovna
http://учителя.1сентября.рф/211-328-110.
6. Мастер – классы для студентов-практикантов математического факультетов МГУ имени Н.П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева
9. Список использованной литературы:
1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся./ М.В.Величко.- Волгоград: Учитель, 2007
2. Видеман Т.И. и др. Математика. 10-11классы: рефераты./ Т.И.Видеман и др.- Волгоград: Учитель, 2009
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1981.- 239с., ил.
4. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика её организации. / В.В.Дрозина.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1977
5. Избранные вопросы математики: факультативный курс.- М.: Просвещение, 1980.
6. Ким Н.А. Справочник учителя математики/Волгоград: Учитель, 2011.-282с.
7. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики, М.: «Просвещение», 1966.-184с.
8. Пухначев Ю.В., Попов Ю.П. Учись применять математику, выпуск 1, М.: «Знание», 1977.-143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление инновационного педагогического опыта
Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...
Представление инновационного педагогического опыта
"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...
Представление инновационного-педагогического опыта
Представление собственного инновационного-педагогического опыта...
Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования
Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...