Представление инновационного педагогического опыта
статья по русскому языку на тему
"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_kuznetsovoy_l.n.docx | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск
Кузнецовой Людмилы Николаевны
Новая организация, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением содержания и форм образовательного процесса. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Я думаю, что нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Главной целью инновационного обучения является включение учащихся в креативную деятельность, развитие интеллектуальных, коммуникативных, речевых и творческих способностей учащихся.
Тема инновационного педагогического опыта: «Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся».
I Актуальность и перспективность опыта
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.
Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.
К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работников радио и телевидения. Сейчас, когда к микрофонам, вещающим на всю страну, прорвались люди, «говорящие от себя», «без бумажки», становится заметно, что в России разучились говорить по-русски! Фантастические ударения, невероятно корявые сочетания слов… – язык из «поддержки и опоры», как когда-то писал И.С.Тургенев, превратился в злейшего врага!
Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. В последнее время многие дети стали мало читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет. Большие произведения учащихся просто раздражают, школьники пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего книгу. Скучные большие по объёму программные сочинения не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряжённость и тревожность.
В таких условиях возрастает роль учителя русского языка и литературы. Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как устной, так и письменной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в рамках учебной программы? Ведь обращение к тексту большого объёма в рамках реального учебного времени затрудняет организацию изучения конкретных тем программы, поэтому большие тексты используются на этапах контроля. Существенное преимущество текстов малой формы состоит в том, что они могут быть использованы оперативно на любом этапе урока, их применение экономично по времени и позволяет решать задачи обучения и контроля. В настоящее время тема подготовки к ГИА по русскому языку стала одной из самых актуальных. Новизна форм проверки знаний, недостаточная глубина изучения некоторых разделов программы русского языка в силу ограниченного количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе (теоретических основ, сложных случаев грамматики, текстологии, отработки умений логично и стилистически грамотно выстраивать свою речь) – требуют дополнительной, более глубокой и систематизированной подготовки к ГИА по русскому языку.
Обращение к данной теме обусловлено и необходимостью подготовки выпускников школ к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы: с введением ЕГЭ по русскому языку в качестве творческого задания предлагается написать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту и. Формирование навыков написания творческих письменных работ малого жанра способствует совершенствованию культуры письменных публицистических высказываний школьников, делает их более доступными для каждого ученика. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моего инновационного опыта.
II Концептуальность
Вопросу обучения письменной речи как важнейшему способу обмена мыслями посвящено множество исследований педагогов, психологов и методистов.
Психологические особенности письменной речи нашли отражение в работах Л.И.Божович, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И.Жинкина, И.А. Зимней, Г.В. Колшанского, И.С. Кона, Б.С. Круглова, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Н.И. Лейтеса, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лукина.
Проблемам обучения написанию сочинений газетного жанра посвящены исследования О.В. Марысевой «Методика обучения информационным газетным жанрам», Л.В. Ассуировой «Создание текста с опорой на традиции классической риторики (на материале газетно – публицистических жанров)», в которых излагается система работы над информационными жанрами, содержится методика создания репортажа с опорой на риторику.
Авторы пособия «Тексты – миниатюры на уроках русского языка» А.Д. Дейкина и Ф.А. Новожилова рассматривают вопросы методики работы с текстами малой формы (речевые жанры изложений и сочинений небольшого объёма).
Для формирования коммуникативных умений и навыков, развития творческих способностей школьников очень часто использую работы малых жанров: сочинения – миниатюры, эссе, этюды, зарисовки, мини – изложения, лингвистические миниатюры. Создавая такие работы, ребята постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на действительность, осваивают родной язык, познают себя как личность. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка.
Несомненно, мини – сочинения развивают образное мышление ребёнка и помогают быстро и лаконично выразить свои мысли и чувства. Предлагаю ученикам следующие задания: выгляни в окно и напиши, что ты там увидел или с каким чувством ты проснулся сегодня. При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать предложения великих мыслителей, обращая внимание на паузы на месте тире. После этого предлагаю доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов. Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности, что относится к лингвистической компетенции, и умение связно излагать свое мнение, что является прерогативой коммуникативной компетенции.
Сочинение – миниатюра по пословице – тоже интересный и полезный вид работы, так как позволяет поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. На уроках при изучении лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ученикам саамам сочинить загадки, используя многозначность слова, сравнения, синонимы и антонимы. В 7 – ых, 8 – ых классах, работая с текстами разных стилей, пишем сочинения – миниатюры публицистического, художественного стилей в жанре послесловия. В 9 – ых классах большое внимание уделяю заданиям части С2 ГИА (письменный развёрнутый аргументированный ответ на лингвистическую тему).
На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если учащиеся обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает ситуация, когда более подготовленные учащиеся, высказывая свои мысли, идеи, не дают остальным сосредоточиться. Вот тогда и незаменим приём эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Иногда текст свободного эссе предлагаю использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
Сочинение-эссе можно предложить и до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с А. Куприным», «Доброе слово В. Астафьева»… Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос. Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому - либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая. Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение). Совершенствовать написанное – это тоже одно из направлений речевого развития учащихся. Многие учащиеся не в состоянии найти и исправить свои ошибки, поэтому редактируют текст только под контролем учителя. После указания учителем зоны ошибок, ребята исправляют их и при необходимости редактируют тексты. Учащиеся, показывающие низкий уровень самоконтроля, работают с текстами более сильных учеников, наблюдая за их самоанализом. Проводимая работа по самоконтролю сочинений малых форм помогает организовать работу при подготовке к сочинениям и изложениям.
Мини – изложения – ещё один тип работы над развитием речи, который провожу регулярно. В 6 – 7 – 8 –ых классах предлагаю следующие виды мини – изложений: 1)изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету; 2)изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием; 3)изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста; 4)изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);
5) свободные изложения – миниатюры по сложному для запоминания тексту.
В 9 – ых классах большое внимание уделяю заданиям части С1 ГИА (сжатое изложение по предложенному тексту)
Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений, а также как средство контроля за их сформированностью, что в целом представляет несомненный практический интерес для учителя – словесника. Изложения малых форм я использую и при изучении некоторых орфографических тем: «Правописание –тся и –ться в глаголах», «Правописание ь в повелительном наклонении глаголов», «Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни». Отбирая тексты изложений, я учитываю наличие слов с рассматриваемой орфограммой. Через два урока учащиеся пишут контрольный словарный диктант.
Нельзя не согласиться с мнением методистов и психологов, утверждающих, что хорошо понятые и глубоко переживаемые учащимися тексты, предлагаемые для изложений, школьники передают лучше не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения орфографии.
III Наличие теоретической базы опыта
Впервые с проблемой обучения учащихся развитию речи на уроках русского языка и литературы я встретилась на страницах методических журналов.
Более подробно о содержании и проведении уроков развития речи узнала из следующих книг и пособий: В.И. Капиноса, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик «Развитие речи: теория и практика обучения», Н.А. Пленкина «Уроки развития речи 5 – 9 классы», Е.К. Францмана «Изложения с элементами сочинения 5- 9 классы», Г.М. Шипицина «Изложения и сочинения с заданиями и ответами».
Вопросы методики работы с текстами малой формы (речевые жанры изложений и сочинений небольшого объёма) рассмотрены в пособии А.Д. Дейкиной и Ф.А. Новожиловой «Тексты – миниатюры на уроках русского языка».
В первой части книги рассматривается роль изложений – миниатюр в процессе формирования коммуникативно – речевых умений: использование текста малой формы на этапе подготовки к изложению полного объёма, на этапе подготовки к предстоящему сочинению или как начало будущего сочинения.
Авторы пособия подробно рассматривают каждую из форм работы с текстами – миниатюрами на этих этапах урока, давая по ходу развёрнутые методические рекомендации. Они показывают учителю, как можно использовать изложения – миниатюры в качестве упражнений по грамматической стилистике, для формирования правописных умений, а также как средство контроля за их сформированностью, что в целом представляет несомненный практический интерес для учителя – словесника.
Вторая часть пособия посвящена методике работы с сочинениями – миниатюрами: рассмотрены особенности урока с включением такого рода текстов, дан ряд ценных практических советов учителю по организации самостоятельной творческой деятельности школьников, приведены примеры работ учеников 5 класса, в которых отражён индивидуальный опыт детей, их отношение к миру, выраженное в слове.
В третьей части пособия представлен дидактический материал для учителя – словесника: тексты – миниатюры из произведений М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, стихотворные тексты, тексты дискуссионного характера. Разработанная к ним система вопросов и заданий позволяет учителю профессионально и грамотно организовать работу учащихся с целью развития их связной речи и побуждения детей к оригинальному личному высказыванию, письменному или устному.
В приложениях приведена ориентировочная тематика сочинений – миниатюр для совершенствования речевой и правописной грамотности учащихся 5 – 6 классов, а также ориентировочное планирование работы с текстами – миниатюрами в этих классах. Для меня как учителя – словесника, работающего над текстом как универсальной дидактической единицей в процессе обучения русскому языку, пособие А.Д. Дейкиной и Ф.А. Новожиловой представляет большой интерес.
IV Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно – ориентированного подхода с целью максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребёнка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. А также использовать текст как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей. Всё это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения.
При работе над заданиями части «С» в 9 – ых – 11 – ых классах практическую деятельность учащихся направляю на многоаспектный анализ текста:
- композиционно – содержательный
- стилистический
- лингвистический
- орфографический
- пунктуационный
Текст должен быть насыщен орфографически, грамматически и пунктуационно, должен способствовать духовному развитию, быть интересным в интеллектуальном плане. При этом я сочла нужным привлекать для анализа тексты из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы. Такая работа также способствует развитию креативных способностей учащихся и ограждает их от списывания готовых сочинений из сборников и интернет – источников
V Оптимальность и эффективность средств
Планируя каждый урок, я тщательно отбираю методы и приёмы, ставлю цели и задачи, которые хотела бы осуществить вместе с учащимися. Во – первых, для того, чтобы урок был интересным, ярким, эмоциональным. Во – вторых, стремлюсь к тому, чтобы урок был эффективным, то есть «дающим эффект, действенным».
Задания подбираю с учётом личных и социальных потребностей, использую разнообразные виды и формы совместной деятельности учеников, учителя. Применяю современные педагогические технологии (технологию развития критического мышления, коллективный способ обучения, сочетаю различные формы групповой и самостоятельной работы).
Работа на уроке наиболее эффективна, если «подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Так, при написании зарисовок использую репродукции картин известных художников или прошу учащихся понаблюдать из окна за явлениями природы. При написании сочинений – этюдов предлагаю натуральные наглядные пособия: корзину с цветами, вазу, расписные матрёшки, хохломскую посуду.
Предлагаю ситуативные упражнения, использую ИКТ, приём изобразительных ассоциаций. Например, при написании зарисовки о зимнем утре анализируем стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и репродукцию картины Б. Кустодиева «Морозный день». При работе над мини – сочинением «Вот опять окно…» были использованы слайды с изображением разнообразных окон и стихотворение М. Цветаевой с аналогичным названием. Приведу отрывки из мини – сочинений учеников 7 класса на данную тему: «Окно – дверь в огромный мир», «Окно – это холст для художника Мороза и пристань для капель проливного дождя», «Это своеобразная дверца между ограниченным комнатой миром и огромным миром жизни», «Вот представьте себе: идёт запоздалый путник. Темно. Дорога кажется бесконечной. И вдруг впереди мигнул жёлтый огонёк – один, второй, третий… И уходит куда – то усталость, короче становится путь. Не зря говорят: «Свет в окошке».
Для мини – изложений тщательно подбираю разные тексты: художественные, краеведческие, фрагменты критических статей. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.
Предлагаю следующие типы заданий: лингвистическое исследование текста с последующим написанием мини – изложения, небольшие творческие работы, лингвистические миниатюры, письма по памяти.
VI Результативность опыта
Применение данного опыта позволяет развивать креативные способности учащихся. Учащиеся более оригинально подходят к написанию сочинений. Подготовка и проведение таких уроков помогли мне создать в общении с детьми атмосферу сотрудничества. Дети с увлечением включаются в работу на уроке, что помогает раскрывать их интеллектуальный потенциал. Ученики в большей мере чувствуют красоту русского слова. Их речь становится живой, непринуждённой, эмоциональной. Они умеют строить логически последовательный текст, приводят аргументы, опираясь на художественный текст.
Применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся. Мои ученики успешно сдают экзамены по русскому языку в 9 – ых и 11 –ых классах в форме ГИА и ЕГЭ (справки прилагаются).
Принимают активное участие в муниципальных, республиканских и российских конкурсах изложений и творческих работ, научно – практических конференциях, форуме «Одарённые дети», предметных олимпиадах и становятся победителями и призёрами. Результаты представлены в таблице.
Участие в предметной олимпиаде
Год | ФИО | Класс | Наименование предмета | Уровень | Результат |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | Русский язык | Муниципальный | Призёр |
2011-2012 | Космачёва Алина | 8А класс | Литература | Муниципальный | Призёр |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Русский язык | Муниципальный | Призёр |
2012-2013 | Космачёва Алина | 9А класс | Русский язык | Муниципальный | Призёр |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Литература | Муниципальный | Призёр |
2012-2013 | Космачёва Алина | 9А класс | Русский язык | Республиканский | Победитель |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Литература | Республиканский | Призёр |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Русский язык | Республиканский | Призёр |
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам
Учебный год | ФИО | Класс | Название мероприятия | Уровень | Результат |
2010 год | Потапова Юлия | 6А класс | Интеллектуальное будущее Мордовии Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся (секция «Литературоведение») | Республиканский | Диплом I степени |
2010 год | Потапова Юлия | 6А класс | Всероссийский детский литературный конкурс «Истории победы» | Российский | Диплом 3 место |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | Конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» (секция «Литературоведение») | Муниципальный | Призёр |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» (секция «Литературоведение») | Российский | Лауреат II степени |
2010-2011 | Храмов Олег | 7А класс | Открытый литературный конкурс «К вершинам Парнаса!» | Муниципальный | Приз жюри |
2010-2011 | Слугина Светлана | 7А класс | Международная игра – конкурс «Русский медвежонок» | Межрегиональный (школьный) | Диплом победителя |
2010-2011 | Космачева Алина | 7А класс | Международная игра – конкурс «Русский медвежонок» | Межрегиональный (школьный) | Диплом победителя |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | Международная игра – конкурс «Русский медвежонок» | Межрегиональный (школьный) | Диплом победителя |
2010-2011 | Краснятова Полина
| 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2010-2011 | Космачёва Алина | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2010-2011 | Солдатова Наталья | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2010-2011 | Краснятова Полина | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом I степени |
2010-2011 | Космачёва Алина | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом II степени |
2010-2011 | Потапова Юлия | 7А класс | VIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом III степени |
2010-2011 | Ерёмин Владислав | 9А класс | II открытый отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети» (номинация «Юные богословы») | Республиканский | Диплом I степени |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | Конкурс проектов и учебно - исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» (секция «Литературоведение») | Муниципальный | Призёр |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» (секция «Литературоведение») | Российский | Лауреат II степени |
2011-2012 | Ерёмин Владислав | 10Б класс | II открытый отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети» (номинация «Юные богословы») | Республиканский | Диплом II степени |
2011-2012 | Ерёмин Владислав | 10Б класс | Московский Международный Форум «Одарённые дети» (номинация «Юные богословы») | Международный | Диплом I степени |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | IV Всероссийская научно – практическая конференция учащихся «Живая культура: традиции и современность» (номинация «Фольклорно – литературная) | Российский | Диплом II степени |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | Интеллектуальное будущее Мордовии Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся (секция «Литературоведение») | Республиканский | Диплом I степени |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Креативный» тур | Российский | Призёр |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | Всероссийский заочный конкурс «Интеллектуально – творческий марафон» | Российский | Лауреат I степени |
2011-2012 | Краснятова Полина | 8А класс | VIIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом I степени |
2011-2012 | Потапова Юлия | 8А класс | VIIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом I степени |
2011-2012 | Космачёва Алина | 8А класс | VIIIМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом II степени |
2012-2013 | Космачева Алина | 9А класс | Всероссийский заочный конкурс «Интеллект – экспресс» (номинация «Удивительная литература», 7 – 8 кл.) | Российский | Диплом победителя |
2012-2013 | Космачёва Алина | 9А класс | Всероссийский заочный конкурс «Интеллект – экспресс» (номинация «Тайны литературы, 8 – 9 кл.) | Российский | Диплом призёра |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» (секция «Национальная культура») | Муниципальный | Диплом призёра |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | IXМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2012-2013 | Космачёва Алина | 9А класс | IXМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом I степени |
2012-2013 | Солдатова Наталья | 9А класс | IXМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Второй этап | Международный | Диплом II степени |
2012-2013 | Ерёмин Владислав | 11Б класс | II открытый отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети» (номинация «Юные богословы») | Республиканский | Гран - При |
2012-2013 | Ерёмин Владислав | 11Б класс | Московский Международный Форум «Одарённые дети» (номинация «Юные богословы») | Международный | Гран - При |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | V Всероссийская научно –практическая конференция учащихся «Живая культура: традиции и современность» (номинация «Фольклорно – литературная) | Российский | Диплом II степени |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» (секция «Литературоведение») | Российский | Лауреат I степени |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | IXМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом II степени |
2012-2013 | Космачёва Алина | 9А класс | IXМеждународная Олимпиада по основам наук по предмету: «Русский язык». Финальный этап | Международный | Диплом III степени |
2012-2013 | Потапова Юлия | 9А класс | Интеллектуальное будущее Мордовии. Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся | Республиканский | Диплом III степени |
VII Тиражирование
На сегодняшний день мною создана база данных для проведения уроков развития речи с использованием творческих работ малой формы и применением ИКТ. Применение презентации позволяет очень эффективно проводить такие уроки. Провожу мастер – классы для учителей школы, студентов – филологов МГПИ им. М.Е. Евсевьева и МГУ им. Н.П. Огарёва. Принимаю участие в муниципальных семинарах.
VIII Приложение Формы работы с учащимися
Предварительная подготовка к написанию работ малой формы
1. Урок – экскурсия
2. Просмотр учебных фильмов
3. Организация внеклассного чтения
4. Самостоятельная работа с учебниками, справочниками, словарями
5. Урок – консультация
Работа на уроке
1. Урок – беседа
2. Урок – практикум
3. Интегрированный урок (Осуществление межпредметных связей)
3. Тематическое использование наглядности в комплексе
4. Урок – наблюдение и исследование
5. Деловая игра
6. Лингвистическая подготовка к творческой работе
7. Самоконтроль
Приёмы работы с учащимися
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Для интеллектуально-речевого развития учащихся на уроках русского языка и литературы я использую следующие методические приёмы:
- приём изобразительных ассоциаций
- приём сотворчества
- составление композиционных схем
- использование художественных текстов, словарей и справочников
- использование ИКТ
- рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя
- самостоятельная поисковая деятельность
- интеллектуально-лингвистические и ситуативные упражнения
- логико-лингвистические задачи
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах
- редактирование текста
Урок развития речи с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- использование художественных текстов;
- осуществление межпредметных связей;
- наблюдение и исследование (изучение текстов стихотворения с целью выявления художественно-изобразительных средств);
- лингвистическая подготовка к творческой работе;
- словесный метод (сообщения учащихся в ходе работы над созданием текста - сочинения; рассуждение, беседа);
- практический (создание творческой работы);
- приём изобразительных ассоциаций; - тематическое использование наглядности в комплексе;
- редактирование текста;
- интеллектуально-лингвистические и ситуативные упражнения.
Подготовка к сочинению - эссе на тему
«Вот опять окно…»
Цель урока: На основе анализа художественных текстов, рецензирования работ товарищей по классу научиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы.
Оборудование:
1. Репродукции картин с изображением окон.
2. Рассказ Ю. Казакова «Голубое и зелёное».
3. Сборники стихотворений русских поэтов.
4. Записи романсов в исполнении Е. Камбуровой, инструментальные миниатюры в исполнении Ф. Лорки.
Ход урока:
I Слово учителя
На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем готовиться к сочинению по личным наблюдениям. Наша задача заключается в том, чтобы на основе анализа художественных текстов, рецензирования работ товарищей по классу научиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы. Хочется, чтобы этот урок стал уроком настроений, раздумий, красоты и доброты. Помогать нам будут музыка и живопись.
( Звучит музыка в исполнении Ф. Лорки.)
- Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, иногда отчаяния-сумерки души. Осень. Вечер. Мелкий-мелкий дождь, как в стихотворении Н. Старшинова.
Читает ученица:
Ничто меня не радует-
От грусти не уйдёшь…
Иду. А с неба падает
Последний летний дождь.
И на плечи, и на руки,
Смывает пыль с лица.
И надо мной фонарики
Покачиваются.
Я многое предчувствовал
И, кажется, беду.
Но до сих пор без устали
Иду, иду, иду.
А дождь ложится на руки,
Смывает пыль с лица.
И жёлтые фонарики
Покачиваются…
- И вдруг ловишь себя на ощущении, что тебя окружает не только мрак и сырость. Откуда-то идут волны пусть не понимания и сочувствия, но тепла и надежды. И ты не сразу осознаёшь, что это, как руку друг, протянуло тебе луч света окно в ночи. (Звучит романс « Вот опять окно…» в исполнении Е. Камбуровой).
- Итак, тема сочинения эссе, к которому мы готовимся сегодня на уроке, - « Вот опять окно…» Посмотрите внимательно на репродукции картин. Возможно, эта тема вызовет недоумение, но мне она видится очень интересной и широкой, как широко распахнутые окна на этих репродукциях, как цветной, насыщенный мир, зовущий и манящий к себе. Послушайте стихотворение Н. Матвеевой «Окно».
Читает ученица:
Окно открыто в сад весенний и дневной.
Блеск подоконника разглажен тишиной.
Толчками, точками в окно влетают пчёлы…
В нём гибко сцеплены жасмин, горошек, мак…
От пламенности дня в глазах весёлый мрак-
Секунда слабости весёлой.
До красных кирпичей дотронулся вьюнок,
Как тонкое жабо до грубых красных щёк.
В тени камней стены ещё дымится влага…
Окно не высоко, и есть упор для ног,
А там – прогретый путь и долгий день для шага…
- Это стихотворение созвучно по своему строению одной из картин. Какой по - вашему? Почему вы так решили?
- То, о чём вы говорили, было одним из подходов к нашей теме. Это был взгляд из окна. Запишем в тетрадь:
1. Взгляд из окна – путь в широкий мир, символ свободы.
- Но ведь можно посмотреть и на окно
Вдумаемся в отрывок из рассказа Казакова «Голубое и зелёное».
2. Взгляд на окно – отражение настроения того, кто смотрит; отражение характера хозяина окна.
- Но есть ещё один подход.
3. Взгляд в окно – это взгляд в неведомый мир человеческих отношений, человеческих судеб.
- Следующий этап работы
II Отбор языковых средств для выражения основной идеи
1) Словарный диктант
Облокотиться на подоконник, расстилается за окном, тенистая аллея, каменная лестница, предрассветный час, неподдельная радость, внимательно рассматривать, беззвёздная ночь, неиссякаемый источник вдохновения.
Задания к диктанту: 1. Объясните написание приставок и двойных согласных в корне. 2. При необходимости используйте данные словосочетания в вашем сочинении.
2) Работа с текстом, запись на доске
Ноч…ю как (то) вол…нее дышать мне,
Как (то) просторней…
Даже в ст…лице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывёт прохл…дительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц – в…лшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты з…ркальным ст…клом,
Шпили и кр…сты – бриллианты;
А там, за луной, н…босклон –
Чем дал…ше – светлей и прозрачней…
Вместе с з…рёю и сон нал…тает на вежды,
Светел, как призрак,
Гол…ву клонит, - а жаль от окна оторват…ся.
Задания к тексту:
- Вставьте и объясните пропущенные буквы.
- О чём хотел поведать читателю поэт?
- Каким чувством пронизано стихотворение?
- С помощью каких художественно – изобразительных средств автор передаёт своё настроение?
- Задания по вариантам:
1в. – подчеркнуть сравнения,
2в. – подчеркнуть метафоры, эпитеты.
3) Индивидуальная работа по карточкам
У Н. Хикмета, поэта, есть стихотворение «Окна».
- Прочитайте текст, определите, какую картину, какое настроение передаёт стихотворение?
Карточка №1.
Я вылез из - под красного одеяла,
Детский нос о стекло расплющил,
Жарко в комнате, запах материнского тепла…
А за окнами снег,
Я выздоравливаю от кори.
Карточка №2.
- О чём вы думаете, что представляете, читая это стихотворение?
Под утро ли,
В полночь,
Помню
Комнату, полную звёзд,
Словно ночных мотыльков неуёмных,
Я не решался к ним прикоснуться,
Открыл вас, окна,
Выпустил звёзды в ночь,
В безграничную зябкую ночь
Спутников и метеоров.
Карточка №3.
- Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?
Окна сорока домов
Вошли ко мне, обступили,
Я сел на первый попавшийся подоконник,
Свесил к облакам ноги,
Почти счастливый, почти беззаботный.
Вывод:
1) Несмотря на то, что в комнате жарко и чувствуется запах материнского тепла, тела, мама рядом, хочется посмотреть в окно, а за окном зима, белый снег и болезнь отступает.
2) Звёздное небо, ночь. Кажется, что комната полна этих ночных мотыльков. Они пробрались в комнату через окно. Автор обращается к окнам, как к живым существам.
3) Лирический герой счастлив и беззаботен, окна – живые существа, через них, сквозь них он видит мир, небо и облака.
III Рецензирование работ
- Некоторым учащимся было дано индивидуальное задание написать сочинение на тему «Вот опять окно…». Послушаем и выскажем своё мнение.
Рецензия по плану. План на доске:
- Соответствует ли работа теме?
- Сумел ли автор передать настроение?
- Какие изобразительно-выразительные средства он использовал?
- Есть ли речевые ошибки и недочёты? Как их можно исправить?
IV Заключительное слово учителя
- Ребята, С какой бы стороны вы сейчас ни попытались осветить тему «Вот опять окно…», я желаю вам заинтересованности и творчества. Те, у кого опыт наблюдений оказался мал, могут обратиться к репродукциям картин, использовать материалы урока. Итак, работаем с черновиками.
( Звучат инструментальные миниатюры в исполнении Ф. Лорки).
V Домашнее задание
Написать сочинение - эссе на тему «Вот опять окно…».
Фрагмент урока с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя;
- осуществление межпредметных связей;
- использование ИКТ;
- составление композиционных схем;
- лингвистическая подготовка к творческой работе.
Тема урока: «Типы речи. Описание».
В 5 классе при изучении темы «Описание как тип речи» предлагаю учащимся написать близкое к тексту изложение – миниатюру с лингвистическим заданием. Задание учащимся
Опишите жука с сохранением изобразительных средств автора.
Слайд с изображением жука
Текст
Огромный жук был словно в латах – истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жёстких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи – как два широких острых серпа. Говорят, что, когда он летит, слышно издалека, и зрелище очень эффектное – летящий с глухим жужжанием крест.
Подготовка учащихся
- Определите тип речи текста. (Описание)
- В каком стиле описан жук? (В художественном: в тексте создан образ жука. Автор выразил в нём только своё впечатление и не стремился описать жука в научно точных категориях)
- Как построено описание? (По кольцевому принципу: в начале и конце текста сообщается о впечатлении автора, в основной части – признаки жука)
- Составьте композиционную схему текста
1 – впечатление от внешнего вида жука
Описание 2 – признаки жука:
1 – ый – «усы»
2 – ой – «сегменты груди»
3 – ий – «клещи»
3 - впечатление от полёта жука
- Какие изобразительные средства использованы автором?
- Назовите все сравнения в порядке их следования в тексте, укажите способы их выражения (Конструкцией со сравнительным союзом словно и частицей бы, бессоюзным скрытым сравнением, лексическим способом, словообразовательным способом)
- Зачем понадобилось автору так много сравнений в описании жука? (Они помогают читателю точно представить такого жука)
Написание мини – изложения
Фрагмент урока с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- беседа;
- осуществление межпредметных связей;
- наблюдение и исследование;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- редактирование текста.
Тема урока: «Стили речи. Публицистический стиль»
В 7-ых - 8-ых классах, работая с текстами разных стилей, пишем сочинения – миниатюры публицистического, художественного стилей в жанре послесловия. Например, при написании подобного сочинения по тексту А. Кузнецова «Народный артист» о И. С. Козловском ставлю перед учащимися следующие вопросы:
1) Выразите свое отношение к данному эпизоду с позиций этических норм поведения. 2) Чем вызвано такое отношение людей к выдающемуся певцу И. С. Козловскому? 3) Легко ли быть знаменитостью?
4) Как бы вы поступили, встретившись с обожаемым вами артистом, музыкантом, спортсменом или иным кумиром?
Задание учащимся
Напишите об этом сочинение - миниатюру в жанре послесловия в связи с рассказом автора.
Редактирование сочинений
У вас, ребята, есть индивидуальная памятка, помогающая оценить свою работу.
Памятка – анализ сочинения – миниатюры
Читая свой текст, особое внимание обращай на содержание написанного. Определи:
- соответствует ли содержание теме;
- всё ли изложено последовательно;
- интересен ли текст;
- какие средства выразительности использованы, уместны ли они.
При повторном чтении в каждом предложении исправьте замеченные вами речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Фрагмент урока с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- беседа;
- самостоятельная работа с учебниками, словарями и справочниками;
- наблюдение и исследование.
Тема урока: «Употребление предлогов»
В 7 классе при изучении темы «Употребление предлогов» предлагаю учащимся написать мини – сочинение на лингвистическую тему. Подготовка учащихся
- Каковы нормы употребления предлогов по и за в современном русском литературном языке?
- Какие ошибки в употреблении этих предлогов допускают окружающие вас люди?
- Есть ли в вашей местности какие – либо диалектные особенности употребления этих предлогов?
- Приведите примеры правильного и неправильного употребления этих предлогов в конструкциях с падежными формами различных имён существительных.
- В случае затруднения обратитесь к справочникам и словарям.
Задание учащимся
Оформите ваш ответ в виде лингвистического мини - сочинения с рекомендациями по культуре речи.
Написание лингвистического мини - сочинения
Редактирование сочинений
Памятка – анализ сочинения – миниатюры
Читая свой текст, особое внимание обращай на содержание написанного. Определи:
- соответствует ли содержание теме;
- всё ли изложено последовательно;
- интересен ли текст;
- какие примеры правильного и неправильного употребления предлогов приведены, уместны ли они.
При повторном чтении в каждом предложении исправьте замеченные вами грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Фрагмент урока с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- приём сотворчества
- использование художественных текстов, словарей и справочников;
- осуществление межпредметных связей;
- самостоятельная поисковая деятельность;
- использование ИКТ.
Система уроков по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
На уроках литературы в 9 – 11 классах при изучении классических произведений использую такой вид работы, как создание мини – текстов по аналогии с предложенными отрывками из художественных произведений. Этот вид работы привлекает детей и приобщает их к чтению классической литературы.
Изучая роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», предлагаю следующее задание: По аналогии с данным текстом (комментарий А. Варшавского, профессора права)
прокомментируйте другие строчки из романа «Евгений Онегин».
Слайд с комментарием А. Варшавского:
«Кто не знает пушкинских строк «Евгения Онегина»:
…Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Великолепная озорная концовка, афористичная точность мысли, чисто пушкинский юмор.
Со свойственным ему изяществом Пушкин изложил тут суть воззрений знаменитого экономиста Адама Смита. В обогащении той или иной страны, считал Смит, главную роль играют вовсе не деньги и даже не золото, а продукты сельского хозяйства и промышленности».
На подобном уроке уместна как индивидуальная работа, так и работа в парах.
Фрагмент урока с использованием следующих форм и приёмов работы с учащимися:
- рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя;
- осуществление межпредметных связей;
- тематическое использование наглядности в комплексе;
- самостоятельная поисковая деятельность;
- составление композиционных схем.
Тема урока: «Стили речи. Научно – популярный стиль»
В 7 - ых – 8 - ых классах, работая со стилями речи, пишем с учащимися мини – изложение по видимому тексту в научно – популярном стиле. Задание учащимся. Передайте основное содержание текста в жанре тезисов научно – популярного стиля. Средства обучения: карта звёзд северного полушария. Текст Е. Саркисяна «Небесные светила – надёжные ориентиры». Подготовка учащихся
- Составьте композиционную схему текста
тезис
1 –ый пример - доказательство
рассуждение 2 – ой пример - доказательство
3 – ий пример - доказательство
4 – ый пример – доказательство
- Найдите на звёздной карте названные в тексте созвездия и Полярную звезду, рассмотрите их положение относительно друг друга и Северного полюса.
- Найдите на вечернем небе эти же звёзды.
- Составьте тезисный план текста. Ответ:
- По звёздам можно ориентироваться в пространстве: - Полярная звезда указывает на север; - ручка ковша Большой Медведицы указывает на разные стороны горизонта; - созвездие Волопас, Лебедь, Орёл, Пегас указывают на юг;
- По звёздам можно определять время ночи: Большая и Малая Медведица показывают время ночи.
- Назовите жанровые особенности тезисов.
Ответ: Тезисы – это краткое изложение основных положений исходного материала (статьи, доклада и т. п.) в виде отдельных пунктов, обычно без иллюстраций. В тезисах часто нумеруются отдельные положения так же, как в тезисном плане.
Написание мини - изложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление инновационного педагогического опыта
Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...
Представление инновационного-педагогического опыта
Представление собственного инновационного-педагогического опыта...
Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования
Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ "Лицей №43" Гордеевой Л.М.
В статье представлен инновационный педагогический опыт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.М., основанный на диалоге культур народов...