Представление инновационного педагогического опыта работы
статья по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
Учитель физики 1 квалификационной категории
Потанин Александр Николаевич
2013г.
- Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Информационный раздел обобщения опыта
Тема педагогической проблемы
«Пути повышения знаний, умений и навыков учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подходов в учебно-воспитательном процессе».
Основные педагогические задачи:
1) дать учащимся качественное образование;
2) раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
3) применяя на уроках физический эксперимент, воспитывать у учащихся интерес к физике, творческую и познавательную активность.
Актуальность и перспективность проблемы.
Проблема повышения качества знаний, умений и навыков учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.
Каждый ребёнок от природы наделён способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т. д. Важно только в процессе обучения развить эти способности.
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способная к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
Но традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие личности учащихся.
С целью повышения знаний, умений и навыков учащихся на уроке используются различные приёмы, в которых основополагающим является:
- учитель не над учеником, а с учеником;
- включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;
- выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта.
Концептуальность.
В профессиональной деятельности учитываются образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Подбираются дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Для увеличения интереса учащихся к изучению предмета используется дополнительный материал, проводятся уроки-лекции, через физический эксперимент, практикумы, уроки контроля знаний и умений учащихся, в 7 классе – игровые уроки, используются приемы составления алгоритмов, работа в группах, в парах, индивидуальная работа. Освоены технологии уровневой дифференциации и тестовые технологии. Это способствует повышению уровня мотивации учащихся, дает возможность быстро оценивать уровень усвоения материала учащимися. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
Для подготовки к урокам активно применяются компьютерные программы Библиотека Школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, ресурсы Интернета.
Наличие теоретической базы опыта.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
- Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
- Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
- Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Внешняя дифференциация – это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. При анализе форм дифференцированного обучения явно выделяются как положительные, так и отрицательные проявления дифференциации.
Для обеспечения образовательного процесса разработаны: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» (сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов).
В работе используются:
- Дидактические материалы по физике 7 класса под редакцией В.А. Шевцова. – Волгоград: «Учитель», 2007 год.
Дидактические материалы по физике 7 класса под редакцией Н.Д. Козловой. – М.: «Первое сентября», 2000 год.
- Дидактические материалы по физике для 8 класса под ред. В.А. Шевцова – Волгоград: «Учитель», 2004 год.
Дидактические материалы по физике для 8 класса под ред. Л.А. Кирик – М.: «Илекса», 2004г.
- Дидактические материалы по физике для 9 класса под ред. В.А. Шевцова – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
«Олимпиада. Физика – 9» под редакцией О.Н. Старцевой - Волгоград: «Учитель», 2005 год
- Дидактические материалы по физике для 10 класса под ред. Г.В. Маркиной. - Волгоград: «Учитель», 2006 год.
- Дидактические материалы по физике для 11 класса под ред. Г.В. Маркиной. - Волгоград: «Учитель», 2006 год.
- Дидактические материалы по физике для 11 класса под ред. В.А. Волкова. – М.: «ВАКО», 2006 год.
- Сборник задач по физике 7-9 В.И Лукашик, Е.В.Иванов. - М.: Просвещение, 2009 г.
- А.П. Рымкевич, Задачник 10-11 классы, пособие для общеобразовательных школ, - Дрофа, М. – 2005 год.
- «Творческие задачи по физике в средней школе» - книга для учителя под ред. В.Г. Разумовского. – М.: «Просвещение», 1966 год.
- Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ – 2010-2013гг.
Ведущая педагогическая идея.
Сущность педагогической идеи заключается в разработке путей повышения знаний, умений и навыков учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подходов в учебно-воспитательном процессе. При этом используются различные пути актуализации опыта ребёнка, дальнейшего обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Оптимальность и эффективность средств.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках физики, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия
- для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков,
- для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.
Достижению этих целей служит решение задач:
- чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;
- перед началом изучения очередной темы ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;
- формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству.
Активные формы обучения применяются на всех этапах урока.
Изучение нового материала:
Основными способами и приёмами на этом этапе являются
- определение плана нового материала;
- работа с учебниками и дополнительными источниками;
- объяснение трудных моментов в изучении нового материала
Закрепление нового материала:
Основными способами и приёмами на этом этапе являются
- индивидуальная работа по уровням: со слабоуспевающими, сильными учащимися и средними;
- конспектирование;
- составление схем, опорных сигналов, таблиц;
- взаимопроверка.
Домашнее задание:
Основными способами и приёмами на этом этапе являются
- индивидуальные задания;
- разноуровневые задания.
Повторение изученного материала:
Основными способами и приёмами на этом этапе являются
- постановка проблемы;
- использование индивидуальных и дифференцированных заданий;
- взаимоконтроль;
- создание проблемных ситуаций при переходе к объяснению нового материала.
Методов обучения, применяемых при изучении нового материала, существует огромное количество. В той или иной степени используется на уроках практически каждый из них.
1. Наглядные:
- Демонстрации:
а) тел, процессов, опытов;
б) изобразительных средств наглядности.
- Работа учащихся с раздаточным материалом
2. Словесные:
- Лекции, рассказ
- Беседа
- Работа с книгой
- Работа в группах
Большое значение в работе уделяется систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подводятся итоги работы каждого ученика, отмечаются положительные стороны в его работе, указываются на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов.
Проверка знаний проводится различными способами, но с учётом индивидуальных способностей учащихся.
На уроках добивается высокий уровень познавательной деятельности учащихся. Используются различные приемы и методы, которые способствуют повышению кругозора школьников, развитию желания самостоятельно заниматься самообразованием по предмету. Учащиеся принимают активное участие в муниципальных олимпиадах по физике, в различных конкурсах межрегионального («Зубренок», «Олимпус», «Barsic») уровня.
Результативность опыта.
Разработан диагностический инструментарий: тесты, самостоятельные, контрольные работы, диагностика и мониторинг образовательного процесса.
Развитие интеллектуальных умений посредством дифференцированного подхода в обучении на уроках физики повышает уровень обученности учащихся. Осознание ими своих индивидуальных способностей и мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать учебные задачи, стоящие перед ними, определять цель работы и пути её достижения. Использование технологии дифференцированного подхода позволяет добиться хороших результатов.
После окончания школы многие ученики становятся студентами ВУЗов, техникумов и средних специальных учебных заведений, где физика играет ведущую роль, что подтверждает высокий уровень усвоения программного курса физики.
Немаловажным показателем результативности работы является участие учеников во Всероссийской предметной олимпиаде по физике муниципального этапа:
2010-2011 учебный год: Петров Юрий (8 класс) – призер
2011-2012 учебный год: | Староверов Николай(7 класс) – призер Ивакина Марина (10 класс) – призер
|
2012-2013 учебный год: | Староверов Николай(8 класс) – победитель |
Апашкина Яна (8 класс) – призер Ивакина Марина (11 класс) – призер |
В творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различных уровней:
муниципальный уровень
2012-2013 учебный год:
- конкурс «Мир творчества в информации, технике, цифрах» - Горбунов Олег (9 класс) – победитель, Гурьков Никита (8 класс) – победитель, Чекашкин Максим (8 класс) – победитель, Немов Сергей (7 класс) – призер.
республиканский уровень
2011-2012 учебный год:
- VII Открытая олимпиада по физике МГУ им. Н.П. Огарева – Замахин Владислав(11 класс) – призер (диплом 3 степени).
2012-2013 учебный год:
- VIII Открытая олимпиада по физике МГУ им. Н.П. Огарева – Ежов Сергей(11 класс) – призер (диплом 3 степени).
2013-2014 учебный год:
- Фестиваль робототехники в рамках Молодежного инновационного конвента Приволжского Федерального округа по РМ – учащиеся 9 класса Староверов Николай, Гурьков Никита, Чекашкин Максим и учащиеся 7 класса Киушкин Вячеслав, Рубцов Евгений – победители по двум номинациям: «Робосумо» и «Робокегельринг».
межрегиональный уровень
2012-2013 учебный год:
- XVI-ая Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада среди школьников 6-11 классов Всероссийской школы математики и физики «Авангард» - Ивакина Марина (8 класс) – призер (диплом)
- Заочная дистанционная олимпиада школьников по физике Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» - Тулаев Дмитрий (7класс) - призер (диплом II степени).
- Интернет олимпиада школьников по физике Санкт-Петербургскоко государственного университета (СПбГУ) и Национального исследовательского университета Информационных Технологий, Механики и Оптики (НИУ ИТМО) – Ежов Сергей(11 класс), Жиличкина Ирина, Кругляков Александр, Попова Татьяна, Тулаев Дмитрий (7 класс) – Грамоты за хорошие результаты.
Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, нужно отметить, что реализация дифференцированного подхода в обучении физики обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
Возможность тиражирования.
Накопленный опыт работы по технологии обучения учащихся на уроках физики пропагандируется на районных секционных занятиях, на школьном сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования.
Resource id #1300
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление инновационного педагогического опыта
Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...
Представление инновационного педагогического опыта
"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...
Представление инновационного-педагогического опыта
Представление собственного инновационного-педагогического опыта...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ "Лицей №43" Гордеевой Л.М.
В статье представлен инновационный педагогический опыт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.М., основанный на диалоге культур народов...
Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...
Представление инновационного педагогического опыта работы
Представление инновационного педагогического опыта работы...