Нахождение части целого
методическая разработка по математике (5 класс)

Попова Татьяна Леонидовна

Урок по теме "Нахождение части целого", 5 класс, УМК Г. В. Дорофеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе. (УМК  Г. В. Дорофеев)

Учитель: Т. Л. Попова

Тема

Нахождение части целого

Цель

Научиться находить часть от целого, решать практические задачи по данной теме

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: правило нахождения части целого;

Уметь применять свои знания и навыки для решения практических задач, развитие вычислительного навыка;

Владеть математическим языком, грамотной речью.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

владеть общим приемом решения задач;

строить логическое рассуждение;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные УУД:

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

владеть устной и письменной речью;

аргументировать свою точку зрения, отображать в речи содержание совершаемых действий;

контролировать и оценивать действия партнера.

  • мотивация учения;
  • развитие навыка самостоятельной работы, анализа деятельности;
  • формирование интереса к теме и желания применять приобретенные знания и умения.

Тип урока

Урок  изучения нового материала

Основные понятия

Целое, часть от целого, правило нахождения части от целого

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с жизненными ситуациями.

Индивидуальная, фронтальная, в парах.

Учебник Математика 5кл.  Г. В.  Дорофеев, И. Ф. Шарыгин – М. : Просвещение, 2018

Домашнее задание:

П. 9.6, № 884(а), 885(а),900(а)

Этапы урока, цель и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивационный  этап. (2 мин.)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- тема урока

-сообщить тип урока; какую цель вы ставите перед собой на этом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

 Ставят цели и проговаривают шаги учебной деятельности.

 Записывают тему урока в тетради.

Коммуникативное УУД: владеть устной речью;

Личностные: мотивация учения.

        

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний (8мин.)

Разминка

  • 2/3; 3/5 – прочитайте, назовите числитель и знаменатель дроби и объясните, что они показывают;
  • В коробке 12 карандашей, 2/3 из них цветные. Сколько цветных карандашей в коробке?
  • На полке 20 книг, 3/5 составляют учебники. Сколько учебников на полке?
  • Выполните умножение: 12 * 2/3;

 20 * 3/5

Сделайте вывод:

2/3 и 3/5 – это части. А если есть часть, то есть и целое – то от чего берется соответствующая часть.

 Как можно найти целое от части?

Сформулируйте цель урока и задачи урока    

Отвечают на вопросы, вспоминают теорию, применяют ее при решении задач; делают краткую запись в тетради.

Вывод: Решили задачу с помощью рассуждений, опираясь на смысл дроби. Тот же результат получается при умножении.

Целое в задачах 12 карандашей, 20 книг.

Формулируют правило

Проговаривают цели и задачи урока

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; владеть общим приемом решения задач;

Коммуникативное УУД: владеть  письменной речью; аргументировать свою точку зрения, отображать в речи содержание совершаемых действий;

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу их реализации.

Личностные: формирование интереса к теме и желания применять приобретенные знания и умения.

3. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.(10 мин.)

Организует работу с классом. Оформляет образец на доске.

Прочитать правило(стр.219), рассказать соседу по парте.

Разбираем и записываем №883(б)

Прочитать несколько раз условие задачи.

  1. Найди целое в условии
  2. Какую часть от целого надо найти
  3. Действуй по правилу и найдешь то, что обозначает дробь

Мотивирует учащихся на успешное выполнение работы, организует самостоятельную работу в парах  с взаимопроверкой

№ 883(а)

( на интерактивной доске приготовить ответы для ВП)

Разбирают и записывают №883(б), оформляют в тетради образец

№ 883(б)

Всего (целое): 10м – тесьма

Часть -  2/5 отрезали от тесьмы

10 * 2/5 = 4(м) – отрезали от тесьмы

Ответ: 4 м

Выполняют самостоятельную работу, проверяют работу партнера.

Анализ затруднений, причины, корректировка знаний.

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; владеть общим приемом решения задач;

Коммуникативное УУД: владеть  письменной речью; аргументировать свою точку зрения, отображать в речи содержание совершаемых действий;

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу их реализации.

Личностные: формирование интереса к теме и желания применять приобретенные знания и умения.

4. Первичное закрепление .

 (16 мин.)

Разбираем и записываем в тетради № 885(б)

Прочитать несколько раз условие задачи.

1.Найди целое в условии

2.Какую часть от целого надо найти

3.Действуй по правилу и найдешь то, что обозначает дробь

4.Внимательно прочитай вопрос задачи и продумай план дальнейших действий

Организует работу с ВП (на листах, листы после собрать, можно выставить оценки за работу на уроке)

1) Найдите

1.        1/3 от 60

2.        1/5 от 20

3.        4/5 от 35

4.        7/8 от 16

2) В книге 120 страниц. Мальчик прочитал 3/5 всей книги. Сколько страниц прочитал мальчик?  Сколько осталось прочитать?

(на ИД оформить образец и критерии оценивания)

Фронтальная работа, ученик у доски.

Предлагают решение, оформляют в тетради решение

№ 885(б)

Всего (целое): 360км – проехали за 3 дня

Часть -  2/5 проехали в 1 день

1) 360 * 2/5 = 144 (км) – проехали в 1 день

Часть -  3/8 проехали во 2 день

2)360 * 3/8 = 135(км) –проехали во 2 день

3)144 + 135 = 279(км) – проехали за два дня

4) 360-279 =81(км) – проехали в 3 день

Ответ: 81 м

Решают  на листах. Взаимопроверка, выставление соседу по парте оценки за работу.

Анализ затруднений, причины, корректировка знаний.

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; строить логическое рассуждение.

Коммуникативное УУД: владеть устной и письменной речью; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

планировать пути достижения целей;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 Личностные:

формирование готовности к волевому усилию.

5. Этап рефлексии.

 (3 мин.)

Дает количественную оценку работы учащихся. Подводит итоги класса в целом. Организует фиксирование материала, рефлексию.

Какова тема урока?

Какие цели ставили?

Достигли поставленной цели?

Как вы планируете организовать домашнюю работу? (открыть учебник, обратить внимание на основные понятия в параграфе)

Отвечают на вопросы учителя, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Я выучил правило как найти часть от целого.

Я умею находить часть от целого.

2/3 от 1мин =?

- повторение теоретического материала по учебнику

Работают с учебником, с записями в тетради

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

 Личностные: формирование интереса к теме и желания применять приобретенные знания и умения.

        

6. Домашнее задание. (1 мин.)

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Прокомментировать

Записывают задание в дневник.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение части целого и целого по его части.

Разработка урока по теме "Нахождение части целого и целого по его части" 5 класс. учебник ДорофееваГ.В....

Проверочная работа по математике для 5 класса по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части»

Работа предназначена для проведения тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по математике по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части».Основной це...

Нахождение части целого и целого по его части.

Нахождение части целого и целого по его части.Технологическая карта к уроку....

Нахождение части целого

План-конспект урока по математике для 5 класса...

Нахождение части целого и целого по его части

Правила для ученика (нахождение части целого и целого по его части)...

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."...