Нахождение части целого
методическая разработка по математике (5 класс)

Лукьянова Лада Сергеевна

План-конспект урока по математике для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_chasti_tselogo.docx401.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики в 5 классе

Тема  урока: «Нахождение части  целого »

Цели урока:

-образовательные: моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка, строить логическую цепочку рассуждений; устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; решать задачи на нахождение части целого, опираясь на смысл  понятия дроби, либо используя общий прием (умножение на соответствующую дробь)

- развивающие: развивать  умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта

Технологии, методы:

Проблемное обучение

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

             Предметный

  • учебно-языковые умения:

Нахождить части целого, опираясь на смысл  понятия дроби, либо используя умножение на соответствующую дробь. Моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка. ∙речевые умения:

Осознанное использование и применение математических терминов в тексте и устной речи.

Личностный:

Самоопределение, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Метапредметный

Развивать логическое мышление, планировать действия, видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях, работать с текстовой информацией

Форма работы: Групповая, индивидуальная

Ресурсы: Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, мультимедиа проектор, компьютер, задачник: Математика. 5 класс

 

 Ход урока:                                                            

Этапы

урока

Формируемые умения

Оформление доски,

наглядность

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

 

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

(слайд 1)

C:\Users\Светлана\Downloads\01.jpg

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Вычислить устно:   ∙  ;   ∙ 5;   ∙  ;          

1 ∙  ;   2 ∙ 1.

Что показывают числитель и знаменатель дроби?

 

Знаменатель показывает на сколько равных частей разделили целое; числитель – сколько таких частей взяли.

Решают задачу 1 способом.

Затем 2 способом.

Запись в тетради.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

лайд 3)

C:\Users\User\Pictures\1.png

Задача1.

Как мы решим эту задачу?

Второй способ решения.

Сегодня мы выясним как найти дробь от числа.

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока

-как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

 

Запись на доске

Цель урока

-Какая цель нашего урока?

Тема урока: «Нахождение части целого».

Решают задачу 1 способом.

Затем 2 способом.

Запись в тетради.

Цель урока: Научиться находить часть от целого

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника

Задачи.(слайд 4, 5)

C:\Users\User\Pictures\2.png

C:\Users\Светлана\Downloads\01.jpg

Решение задачи № 2

-Повторим, как найти часть от целого?

Задача № 3.

Обращаем внимание на то, что на учебники была потрачена часть остатка суммы

  ∙ 32 =24  

Ответ: 24 уч.  

  • 1)   ∙ 1000 = 200 (р.) - тетради
  • 2) 1000 – 200 = 800 (р.) – остаток
  • 3)  ∙ 800 = 600 (р.) – учебники
  • 4) 1000 – 200 – 600 = 200 (р.) или
  •                                                 800 – 600 = 200(р.)
  • Ответ: 200 рублей.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Задачи.(слайд 7)

C:\Users\Светлана\Downloads\01.jpg

 Решение № 648 (а)-учебник. Разобрать два случая.

Проблема. Как еще можно решить эту задачу?

Ребята делают предположения о решении задачи № 648 вторым способом и обосновывают свои ответы.

Решают задачу № 648(б) двумя способами.

1 способ:

   

24 – 15 = 9

2 способ:

=

∙ 24 = 9

  Ответ: 9 страниц

6. Физкультминутка

Встают, делают упражнения.

7. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

(слайд 8)

C:\Users\User\Pictures\6.png

Самостоятельная работа.

Вариант I.

  1. Найдите дробь от числа

  от 12;     от 21

  1. Одна из сторон треугольника равна 15 см, вторая составляет  первой, а третья -  второй. Найдите периметр треугольника.

 

Вариант II

  1. Найдите дробь от числа

  от 14;     от 18

  1. Периметр треугольника равен 35 см. Одна из его сторон составляет  периметра, а другая -  первой. Найдите длину третьей стороны.

Самопроверка.  (слайды 8,9)

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

8. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

(слайд 10 )

C:\Users\User\Pictures\8.png

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения части от целого?

Об этом говорит стихотворение:

Дробь от числа хотим найти-
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

Оценить отдельных учащихся

Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить  на данную дробь.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учебник: читать с176-177 № 649,

 Задачник: № 437

Записывают домашнее задание.

10. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте круг

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то рисуйте квадрат.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте треугольник.

 

Сдайте, пожалуйста, тетради.

Спасибо!

Ставят соответствующую отметку, сдают тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение части целого и целого по его части.

Разработка урока по теме "Нахождение части целого и целого по его части" 5 класс. учебник ДорофееваГ.В....

Проверочная работа по математике для 5 класса по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части»

Работа предназначена для проведения тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по математике по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части».Основной це...

Нахождение части целого и целого по его части.

Нахождение части целого и целого по его части.Технологическая карта к уроку....

Нахождение части целого и целого по его части

Правила для ученика (нахождение части целого и целого по его части)...

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."...

Нахождение части целого и целого по его части. Сценарный план урока.

Разработка содержит план урока решения задач с практическим содержанием....