Математический квест
план-конспект занятия по математике (7 класс)

Фадеева Ирина Александровна

Материал направлен на творческое развитие учащихся. Добавлены межпредметные связи, математика, физика м информатмка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_matematika.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия

Физико-математический квест

«В поисках истины»

Дисциплина: «Физика, информатика и математика»  

Преподаватели:   Фадеева И.А., Барковская И.А., Безрукова А.А.,                             Урезкова Н.С., Туркевич Р.С.

ОДОБРЕНО

Протокол № __  от ____марта  2019г

        

Разработчики:

преподаватель МАОУ «Школа №149»  _______________/

преподаватель МАОУ «Школа №149»  _______________/

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ        3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ        5

ПРЕДИСЛОВИЕ

         Внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Проблема формирования компетентности учеников и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения учащегося к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.

        Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: развитие у учащихся интереса к математике, информатике и физике как учебным предметам, формирование определенных умений и навыков. Но при этом внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения.

       Внеклассная работа в рамках естественнонаучных дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы колледжа. Данное мероприятие нацелено на формирование следующих видов компетенций:

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в данной деятельности.
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться.
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды и результат.

Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением нескольких учебных дисциплин, например интегрированное физико-математическое внеклассное мероприятие квест «В поисках истины».   Учеников привлекают  разнообразные формы внеклассной работы: у них появляется  возможность удовлетворить свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная методическая разработка предназначена для учащихся 7-8 классов. Это внеклассное мероприятие было разработано и будет проведено в рамках декады Предметной недели математических и естественнонаучных дисциплин.  

     Почему квест? Квест или приключенческая игра – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В данной игре главными героями являются команды. В игре присутствует познавательная информация,  различные  логические,   занимательные задачи, которые необходимо решить.  В игре могут принимать участие несколько команд.

Тип мероприятия: игра-квест.

Мероприятие способствует формированию следующих личностных результатов:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Цели мероприятия:

  1. Дидактическая цель: в интересной форме обобщить и систематизировать знания учащихся, научить применять полученные знания как язык науки, имеющей огромные возможности
  2. Развивающие цели:
  • развитие творчества, инициативности, интереса к предмету,
  • развитие познавательной деятельности учащихся,
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся,
  • развитие в игровой форме у учащихся интереса к физике, информатике и математике и к процессу обучения в целом.
  1. Воспитательная цель: дать возможность почувствовать свой потенциал каждому обучащемуся, показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли.
  2. Методическая цель: показать нетрадиционные формы внеклассной работы с учениками

Техническое обеспечение мероприятия: компьютер, мультимедиа оборудование; презентация.

    Эпиграф:     Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

-Сегодня вас ожидают математические и физические приключения в форме новомодной игры квест. Квестом называют игру, в рамках которой участникам необходимо пройти ряд испытаний и прийти к определенному результату. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений»  Вам предстоит проявить находчивость, упорство и смекалку, быстроту реакции в  выполнении заданий. Всех участников по итогам квеста ожидает награда. А сейчас давайте знакомиться с командами. Прошу каждую команду представиться.

Представление команд.

Вы готовы отправиться в путь? Не бойтесь трудностей и пусть вам помогут ваши знания по математике, информатике и физике!

Испытание №1.              ПАРОЛЬ

Ответив на поставленные вопросы и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. Запишите ответы, а указанные буквы выделите в кружок. С этим паролем обратитесь к ведущему и получите баллы.

                 

    Вопросы-задания:

  1. Наука о природе. ( Из ответа возьмите третью букву)    

                             фиЗика

           2.  Как называется функция y=kx+m. ( Из ответа возьмите шестую букву)

                                       линейНая

           3.Единица измерения силы тока. (Из ответа возьмите первую букву).    

                                      Ампер

           4. Экран компьютера (Из ответа возьмите третью букву)

                                                                                                                                                     моНитор

           5. Автор программы, направленной на защиту от вирусов (Из ответа возьмите девятую  букву)

                                                                                                                                    КасперскИй

  1. Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе тела? (Из ответа возьмите вторую букву)                                                                                                                         тЯжести

В результате должно получиться слово       ЗНАНИЯ.

Команды представляют пароль ведущему, если он верен, то получают баллы

/ 5 баллов. Команда, ответившая первой получает бонусный балл/.

           

 Испытание №2        Да-нет

   Начинают игру по одному участнику от каждой команды.  Задаются  вопросы. После каждого вопроса участники должны с помощью карточки ответить «да» или «нет».  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, которые потом обмениваются на слово-подсказку. За 15 и более ответов команда получает слово-подсказку. /1 балл за правильный ответ. Максимальное числобаллов-20/.  

Вопросы:

1. Нормальное атмосферное давление 700 мм.рт.ст.(нет)

2.При нагревании электролита его сопротивление увеличивается (нет)

3.Масса- мера силы тяжести /нет/

4.Сила измеряется в амперах (нет)

5.Атом можно разделить (да)

6.У квадрата все стороны равны (да)

7.Сумма углов в треугольнике 90 (нет)

8. Вес тела равен массе /нет/

9. Биссектриса-это отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны(нет)

10. ______________________________________ (да)

11. ______________________________________ (да)

12. В равнобедренном прямоугольном треугольнике величина острого угла равна 45 градусов (да)

13. Нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст.(да)

14. _____________________________________________ (нет)

15. Самолет удерживается в полете Архимедовой силой (нет)

16. Сумма углов прямоугольного треугольника равна 180 градусам (да)

17. Время-это произведение расстояния и скорости  ( нет)

18. Геометрия- это наука о землемерии (да)

19. Психрометр – это прибор для измерения влажности воздуха (да)

20. Плавление – это переход из жидкого состояния в твердое (нет)

                Испытание №3        Кроссворд    Система СИ

                                                 

1

2

3

 4

5

6

7

 

  1. Единица измерения времени
  2. Единица измерения давления
  3. Единица измерения работы
  4. Единица измерения длины в «Си»
  5. Единица измерения индуктивности
  6. Единица измерения веса
  7. Единица измерения заряда

/За правильное решение кроссворда команда получает 10 баллов. Команда ответившая первой получает бонусный балл/.

           Испытание №4    Эстафета

  Команды выстраиваются в колонну. Первый берет задание и идет, обходя препятствия и решая задачу, к доске. На доске записывает ответ. Следующий участник берет задание и также решает задачу, обходя препятствия. И т.д.  

  Задачи для эстафеты:

Для первой команды:

1)Определить силу тока на участке цепи, если напряжение на его участке 6 В, а сопротивление 3 Ом.

2) Определить начальную температуру тела, если температура увеличилась на 8оС, конечная температура   тела 39оС,

3)  Определить скорость тела , если путь 1800 м он проехал за 10 минут.

4)  Найдите значение функции у=2х+1 в точке х=4

5) Вычислите  (11+14-10

Для второй  команды:

1)Определить силу тока на участке цепи, если напряжение на его участке 4 В, а сопротивление 8 Ом.

2)Определить начальную температуру тела, если температура увеличилась на 6о С, конечная температура   тела 35о С,

3)Определить скорость тела , если путь 12 км он проехал за 600 с.

4)  Найдите значение функции у=-3х+2в точке х=2

5) Вычислите (31-14-10

/Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл/.

         Испытание №5    Конкурс капитанов

  Команда должна понимать своего капитана с полуслова. Капитаны получают листок с перечисленными понятиями. Они должны объяснить понятие,  написанное на карточке своей команде, не называя самого слова. Команда должна назвать это слово. За каждое отгаданное слово 1 балл. отгаданных слов.

Слова:    1 команда   Биссектриса                                            

                                   Диффузия    

                                   Степень

                                   Реостат

                                   Плотность  

                    2 команда. Высота

                                      Диагональ

                                       Молекула

                                      Атом

                                      Сила

Испытание №6       Кто быстрее

Команды должны быстро ответить на вопросы. Ответ составляют из предложенных букв.

 Подсказка за все правильные ответы плюс бонусные баллы за быстроту ответа.

  1. Направленное движение свободных зарядов (ток)
  2. Особый вид материи (поле)
  3. Единица измерения силы тока (Ампер)
  4. Единица измерения сопротивления (Ом)
  5. Центральная часть атома (ядро)
  1.      Сила, действующая на погруженное в жидкость тело/Архимедова сила/
  2.      Частица, меньше молекулы (атом)
  3.      Направленный отрезок (вектор)
  4.      Неоспоримая истина  (аксиома)
  5.      Отрезок в треугольнике, который делит сторону пополам (медиана)
  6.     Сила, действующая со стороны тела на опору или подвес /вес

Испытание №7  Дальше        

Команды по очереди отвечают на вопросы в течение 1  минуты.  Оценивается правильность ответов. Подсказку получают за 20 и более правильных ответов.

Вопросы для первой команды:

1. Чему равен пуд?  (16 кг)

2.  Переход вещества из жидкого состояния в газообразное? (парообразование)

3.  Прибор для построения окружности? (циркуль)

4.  Прибор для измерения мощности? (ваттметр)

5.  Зависимость между величинами? (функция)

6.  Процесс, идущий при постоянной температуре (изотермический)

7.  Равенство двух отношений? (пропорция)

8.  Линия, по которой движется тело? (траектория)

9.  Число, обращающее уравнение в верное равенство? (корень)

10. Число колебаний за единицу времени? (частота)

11. Первая координата точки? (абсцисса)

12. Единица измерения силы? (Ньютон)

13. Какую часть часа составляет 20 минут?   (1/3)

14. Устройство, служащее для накопления зарядов? (конденсатор)

15.Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

16.Состояние вещества, сохраняющее объём, но не имеющего формы? (жидкое)

17. Сумма длин всех его сторон? (периметр)

18.  Почему при резком выдергивании листа бумаги из-под стакана, он остается на месте? (инертность)

19. В сотках измеряют? (площадь)

20.  При увеличении напряжения на участке цепи сила тока? (увеличивается)

21.  Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (зимой)

22.  Очень разреженный газ? (вакуум)

23. Первая в мире женщина – профессор математики? (Ковалевская)

24. Самолет летает, а дирижабль…/ Плавает

25.Условные знаки для обозначения чисел? (цифры)

26. Сила, препятствующая движению /Сила трения/

27. Сколько это половина в квадрате? (1/4)

Вопросы для второй команды:

1. Единица измерения скорости на море? (узел)

2. Переход вещества из газообразного в жидкое? (конденсация)

3. 1/180 часть развернутого угла? (градус)

4. При абсолютно сухом воздухе влажность воздуха равна? (0%)

5. Прибор для измерения углов? (транспортир)

6. Какой прибор служит для измерения скорости? (спидометр, анемометр)

7. Сумма углов в треугольнике равна? (180)

8. Длина траектории? (путь)

9. Языка нет, а правду скажет? (зеркало)

10. Время одного колебания? (период)

11. Вторая координата точки? (ордината)

12. Единица измерения мощности? (ватт)

13. Какую часть часа составляют 15 минут? (1/4)

14. Способность проводника накапливать заряды? (электроемкость)

15. Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли (сила тяжести)

16. Состояние вещества, не имеющего объема и формы? (газообразное)

17. Прямые, имеющие одну общую точку? (пересекающиеся)

18. Вещество, проводящее ток? (проводник)

19. Русская мера длины, равная трём аршинам или примерно 2,13 м? (сажень)

20. При увеличении сопротивления на участке цепи, сила тока..? (уменьшается)

21. Параллелограмм с равными сторонами? (ромб)

22. Прибор для измерения глубины (эхолот)

23. Свободные заряды в металлах? (электроны)

24. Какова масса литра воды /1 кг/

25. Прибор для измерения работы тока? (электрический счетчик)

26. Число 666 увеличить в 1,5 раза, не производя никаких арифметических действий? (перевернуть 999)

27. Физическая величина, измеряемая в теслах? (Магнитная индукция)

Испытание №8     Вопросы –задания

Командам поочередно задают вопросы, ответ подсказка для другой команды ответ с той же буквы.

1.Самая яркая звезда в Северном полушарии, наблюдаемая осенью и зимой. (Сириус)

2.Древнегречная богиня Луны (Селена)

2.Эта величина у Земли в 390 раз больше, чем у Луны (радиус)

1.Внутренние области Земной магнитосферы, в которых магнитное поле Земли удерживает заряженные частицы, прилетевшие из космоса (радиационные пояса)

2.Полупроводник, часто используемый при изготовлении солнечных батарей (кремний)

1.Ученый, утверждавший, в центре мира находится солнце, а не земля. Земля вместе с другими планетами вращается вокруг солнца (Коперник)

 1.Ближайшая планета к солнцу (Меркурий)

2. Наша Галактика (Млечный путь)

 2.Звездные острова, скопления примерно 100 млрд звезд(Галактика)

1.Имя и фамилия ученого, составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С. Поповым (Генрих Герц)

1.Газ являющийся основным в составе атмосферы земли (азот)

2.Малые планеты (астероиды)

2. Утверждение, требующее доказательства? (Теорема)

1.  Равенство, справедливое при всех допустимых значениях переменных? (Тождество)

1. Единица массы драгоценных камней? (Карат)

2. Переведите на древнегреческий язык слова «сосновая шишка»? (Конус)

2. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия)

1. График функции у = kx + b (Прямая)

1. Где придумана десятичная система счисления? (Индия)

2. Промежуток другими словами (интервал)

Испытание 9    Аукцион

Называется одна из букв:   К, П, С, Р и т.д. Ребята называют математический или физический термин на эту букву, термины называют поочередно. Побеждает команда, назвавшая больше терминов. За каждый выигранный термин бонусное очко.

Испытание 10. Венгерский кроссворд.  

 Подведение итогов.

  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

                                                                                                           (М.В. Ломоносов)

  • Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера

                                                                                                            (П. Капица)

Литература:

1. Горлова Л.А.  Занимательные внеурочные мероприятия по физике. Москва. ВАКО, 2010г

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО - 99". - http://ito.su/1999.

3. https://videouroki.net/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-matiematichieskii-kviest.html

4. http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-54001

5. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/miezhdistsiplinarnaia-adaptatsionnaia-intielliektual-naia-kviest-ighra

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический квест среди 9-11 классов

Данную игру можно провести во дворе школы, чтобы  заинтересовать детей и разнообразить обстановку математических игр. В данной работе приведены макеты для задач и бланки ответов. Учитель может са...

Математический квест

Матеатическая игра-квест, проводится вне уроков...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Статья "Математический квест"

В статье рассматривается одна из возможных методик преподавания математики в школе. Математика - сложный предмет. Страх перед ним часто затрудняет усвоение материала, тогда как позитивный настрой напр...

Математический квест

Математический квест ( презентации с заданиями...

Математические квесты

Ниже представлен сценарий квест-игры по математике для учащихся 8-х классов...

Математический квест по материалу алгебры 7-9 классов

Задания математического квеста  направлены на проверку знаний учащихся по  следующим  разделам алгебры: решение уравнений и неравенств,графики функций,вычисление значений выражений, сод...