Технологическая карта урока "Обыкновенные дроби"
методическая разработка по математике (5 класс)

Бушкова Ирина Григорьевна

материал содержит технологическую карту урока по теме "Обыкновенные  дроби" для 5 кл 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyknovennye_drobi.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения

28.01.19

Предмет

математика

Класс

5

Тема учебного занятия

Обыкновенные дроби

Тип учебного занятия

Изучение нового материала.

Цели учебного занятия:

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби.

Задачи урока:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить правильно читать и писать  дроби ,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;         

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие логического и пространственного мышления учащихся; навыков работы в паре; памяти, внимания. Развитие визуальных каналов восприятия информации.

Средства обучения

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. -16-е изд.-М.:Просвещение, 2017.
  2. Проектор, компьютер.

Межпредметные связи

Музыка, технология (у девочек)

Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Создание благоприятного настроя на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в учебный процесс

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000.

Устно: 9 , 21 , 50, 178 , 500.

Загадка: Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?

Устно: Дробь

А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это

Обыкновенные дроби

Запись темы урока на доске

Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока.

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Пытаются сформулировать цели и задачи урока

4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Определение дробей.

Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз.

Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части – каждая по половине килограмма. Слова с приставкой «пол»  можно услышать,  пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма.

Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Приводят примеры употребления приставки «пол»

Когда образуются дроби?

Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

Записи
называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

Дробь  означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби
– пять шестых,
– семь одиннадцатых.

Записывают правильное чтение дробей в тетрадь.

На доске записаны дроби:
.

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

Число которое можно записать в виде  (пэ кутых) называется рациональным числом, где р, число находящее над чертой и называется числитель, число q, находящее под чертой - знаменатель дроби.

Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель?

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях

А каким числом не может быть знаменатель дроби?

Устный ответ: Нулем.

Может ли существовать дробь со знаменателем 1? Приведите примеры.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Конечно же, дробь со знаменателем 1 существует, ведь это еще одна форма записи натурального числа.

Для закрепления дети записывают формулу в тетрадь: .

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

Открываем учебники на стр. 165 №728 -устное задание.

а) 500 г, б) 8 ч,

в) 250 кг  г) 125 м

д) 15 мин.

А теперь обратите внимание на интерактивную доску.

Первый вариант записывает дробью, какая часть фигуры закрашена, второй вариант, какая часть фигуры не закрашена. Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод.

Ребята записывают ответы в тетрадь с последующей устной проверкой.

1 вариант:

2 вариант:

Учитель помогает правильно сформулировать вывод из данного упражнения.

Вывод: Числители соответствующих дробей у разных вариантов дополняют друг друга до числа равного знаменателю. Дробь, у которой числитель и знаменатель равны, обозначает одну целую фигуру.

6. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

7. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

№ 730. Вызывает ученика к доске для работы на оценку.

Ученики вслух читает задание и пишет на доске правильный ответ при этом, правильно проговаривая дробь, остальные работают самостоятельно в тетрадях и проверяют учащегося у доски.

 а)  (одна шестидесятая), б)  (одна десятая)  

в)  (одна сотая)  г)  (одна шестидесятая)

№ 731(а). Вызывает ученика к доске для решения задачи, задает дополнительные вопросы по заданию.

Ученик читает задачу вслух, вместе с классом под руководством учителя анализируют задачу.

Что требуется найти по условию задачи?

Сколько метров лески осталось.

Что нам для этого нужно знать? Все ли из этого нам известно?

Сколько метров лески было и сколько отмотали.

Нет. Сколько отмотали.

Можем найти это?

Да. 1) 100: 2 = 50 (м) – отмотали лески.

Что мы можем найти вторым действием?

2) 100 – 50 = 50 (м) – осталось лески.

Как «половину» можно представить в виде дроби?

Чему равен числитель и знаменатель?

1-числитель,             2-знаменатель.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Количественная оценка работы учащихся

Подводит итоги  класса.

Что изучали сегодня на уроке?

Обыкновенные дроби.

- Кто желает сформулировать определение дроби?

Это часть от единицы.

- Из чего она состоит?

Числитель и знаменатель.

- Что показывает знаменатель дроби?

Знаменатель - сколько частей взяли.

 А что показывает числитель дроби?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

Числитель - на сколько равных частей разделили.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию: П. 4.1, №732, 734, 735.

Творческая работа  по  желанию: составить сказку про  обыкновенные дроби.

Учащиеся записывают в дневники задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Технологическая карта "Сравнение дробей!

В данной разработке дана технологическая карта урока по математике 5-го класса "Сранение дробей", в приложении размещена самостоятельная работа. К сожалению, презентация более 3 МБ не прекре...

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....