Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.
статья по математике
Наталья Анатольевна Вязовикова,
учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения
ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург
Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы.
Развитие компетенций на уроках математике.
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элемента общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах деятельности, в том числе и искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии.
При построении процесса обучения математике гуманитариев необходимо учитывать их психологические особенности: преимущественно «художественный» тип высшей нервной деятельности; преобладание наглядно-образного, ассоциативного мышления; направленность мышления на целостное восприятия объектов; эмоциональная память, высокая значимость стилистических и сюжетных характеристик задач; сложность восприятия формально-логических выводов, чувственное отношение к реальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наталья Анатольевна Вязовикова,
учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения
ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург
Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы.
Развитие компетенций на уроках математике.
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элемента общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах деятельности, в том числе и искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии.
При построении процесса обучения математике гуманитариев необходимо учитывать их психологические особенности: преимущественно «художественный» тип высшей нервной деятельности; преобладание наглядно-образного, ассоциативного мышления; направленность мышления на целостное восприятия объектов; эмоциональная память, высокая значимость стилистических и сюжетных характеристик задач; сложность восприятия формально-логических выводов, чувственное отношение к реальности.
В нашей гимназии особое внимание в работе уделяется вопросу создания условий для самореализации детей, проявляющих интерес к математике. Это связано с отсутствием достоверной ранней диагностики способностей детей, проявлением к 13-14 годам математических склонностей у некоторых учащихся, обучающихся в гимназии с гуманитарно-языковой направленностью и не желающих по ряду причин переходить в другое образовательное учреждение.
Исходя из психологических особенностей учащихся гуманитарных классов мы для себя выделяем следующие основные формы и методы работы:
- Освоение новой информации должно опираться на конкретные жизненные ситуации с последующим теоретическим обобщением.
- При переработке учебной информации отдельного внимания заслуживает обучение учащихся такими действиями, как проведение аналогии, структурирование, установление взаимосвязей между прямыми и обратными действиями и понятиями.
- Активное включение элементов проектной деятельности, богатых в эмоциональном отношении эпизодов практического применения различных математических понятий, материалов из истории развития математики.
- Использование художественных иллюстраций, в том числе и с применением различных электронных образовательных ресурсов, графических редакторов и программных средств. («Живая математика»; «GeoGebra» и др.)
Для обеспечения высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной гимназии, в рамках системно-деятельностного подхода, выделяем и упор делаем на технологию критического мышления и метод мини-проектов с элементами практической работы.
Мини проекты используются для решения какой то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна остаться неизменной – самостоятельная, поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Мы с учащимися пошли дальше. В конце представления каждого проекта, классу предлагается выполнить практическое задание по теме проекта. Ученики сами готовят задание, сами проверяют правильность его выполнения. В ходе такой работы формируются у учащихся такие качества мышления и качества личности, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Приведем примеры тем мини-проектов этого учебного года: «Степенная функция в экономике», «Степенная функция в гуманитарных науках», «Фрактальные степенные функции» 9 класс. «Современные задачи практики, решаемые с помощью приближенных вычислений» 8 кл и т.д.
Покажем, как организуется работа над мини-проектом «Степенная функция в экономике». Проектная деятельность была краткосрочной и была организована в период прохождения темы «Степенная функция» 9 класс. Эта была одна из предложенных тем исследовательских работ.
После вводного занятия и деления учащихся на группы с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и склонностей учащиеся приступили к исследовательской работе. Работа над проектом под руководством учителя предполагала знакомство с рекомендованной литературой и интернет-источниками, обобщение и систематизацию полученной информации, решение задач по теме, в том числе повышенного уровня сложности. Контроль и консультации по проекту осуществлялись через сети и индивидуальные встречи.
Работе над проектами предшествовала диагностическая работа. Была выявлена положительная динамика в результатах выполнения заданий, связанных с построением графика функций, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, промежутков возрастания и убывания функции.
На этапе проектирования учащиеся формировали проектную папку (материалы по теме, презентацию, выступление). На заключительном этапе учащиеся представляли презентацию работы, а так же подготовили викторину и практическую работу по данной теме, которую и провели с учащимися (7-10 мин). Викторина представляла из себя набор основных вопросов по теории из прослушанного проекта. А затем ребята раздали распечатки с графиками степенных производственных функции. Были составлены по 3 вопроса к каждому из 4 графиков. Учащиеся отрабатывали умение читать графики, имея описание конкретной практической ситуации. Работа оказалась очень продуктивной, была интересна ученикам и имела практическую значимость.
Говоря об изучении математики в школах гуманитарного направления, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний, надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев. Поэтому мы в своей работе упор делаем на развитие следующих компетенций:
1.Формирование коммуникативной компетенции ( проводим устные зачеты, уроки-семинары, урок-конференция)
2.Формирование информационной компетенции (учим краткой рациональной записи, отрабатываем умение делать выводы и обобщения)
3. Формирование математической компетенции (учим структурировать данные, создавать математическую модель ситуации, анализировать, интерпретировать полученные результаты)
4. Формирование исследовательской компетенции (задания, в которых необходимо исследовать всевозможные варианты сделать определенный вывод).
Высокое качество математического образования в условиях гуманитарной школы может быть обеспечено выбором новых форм, методов, технологий , обеспечивающих не только формирование предметных знаний и умений, но и развивающих логическое мышление, интуицию, навыки исследовательской деятельности, развивающие способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию как требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...
«Маркетплейс» и «Моя школа on-line» - элементы обеспечения высокого качества и доступности образования
7 апреля 2020 года на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» министр просвещения РФ Сергей Кравцов представил новую образовательную онлайн-платформу «Моя школа ...