Методическая разработка мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик» (урок-исследование). Тема: «Приёмы устных вычислений» (5-9 классы)
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла. Существует много приёмов упрощения арифметических действий. Знание упрощённых приёмов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц и калькулятора. Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_priemy_ustyh_vychisleniy_5-9_klass.docx | 74.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Туркушская основная школа-филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Саконская средняя школа»
Методическая разработка
мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик»
(урок-исследование)
Тема:
«Приёмы устных вычислений»
(5-9 классы)
работу выполнила
учитель физики и математики
Зубова Надежда Васильевна
с.Туркуши 2018год
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи исследования
1.2 Гипотеза исследования
1.3 Методы исследования
2. Сценарий мероприятия
2.1 Организационный этап
2.2 Подготовительный этап
2.3 Основной этап
2.3.1 Разминка.
2.3.2 Усвоение новых знаний.
- Умножение числа на 11.
- Умножение на 111.
- Умножение двузначных чисел, оканчивающихся 1.
- Умножение двузначных чисел, начинающихся единицей.
- Умножение двузначного числа на 101 и 1001.
- Умножение двузначного числа на 15.
- Умножение числа на 9
- Умножение на 5.
- Умножение на 25.
- Умножение на 125. - - Умножение на 22,33,…,99
- Интересные вычисления
2.3.3 Закрепление
3.Список используемой литературы
4. Приложения
1.Пояснительная записка
Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла. Существует много приёмов упрощения арифметических действий. Знание упрощённых приёмов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц и калькулятора. Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
1.1 Цель: познакомить с некоторыми приемами устных вычислений, которые помогут быстро и правильно выполнять действия с многозначными числами;
Задачи исследования:
- Изучить разные приёмы устного счёта
- Научиться применять их на практике
- Провести анкетирование
1.2 Гипотеза исследования:
Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
1.3 Методы исследования:
1. поисковый метод при работе с источниками информации;
2. практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
3. анализ полученных в ходе исследования данных.
Участники:
учащиеся 5-9 классов (11-14 лет)
Оборудование:
персональный компьютер
мультимедийный проектор
2.Сценарий мероприятия
2.1Организационный этап.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Математику, друзья,
Нелюбить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Эта математика
2.2 Подготовительный этап.
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Анкетирование
- Зачем нужно уметь быстро считать?
- При изучении каких предметов тебе понадобиться умение быстро и правильно считать?
- Знаком ли ты с приёмами быстрого счёта?
- Применяешь ли ты эти приёмы при выполнении вычислений?
- Хотел бы ты узнать больше приёмов устного счёта?
2.3 Основной этап.
2.3.1 Разминка.
1). В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17:
Решение
2). Найдите три разных способа выразить число 24 тремя одинаковыми цифрами.
Решение.
24 = 22 + 2 = 33 – 3 = 8 + 8 + 8.
3) В квадрате, состоящем из 9 клеток, расставить числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы суммы чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду, а также на любой диагонали были равны.
Рещение:
2.3.2Усвоение новых знаний.
- Умножение числа на 11.
Случай 1. 36*11=396.
3+6=9 и эту сумму (9) ставим между десятками и единицами.
Случай 2. 39*11=429.
Сумма 3+9=12 больше десяти, тогда излишек на 10 (2) пишем между десятками и единицами, а число десятков увеличиваем на 1.
Случай 3.
- 36235*11=398585
- На первом месте слева пишем 3;
- Складываем 3+6=9 и пишем рядом;
- 6+2=8;
- 2+3=5;
- 3+5=8;
- На последнем месте пишут число единиц 5.
- 3876532*11=42641852
- На первом месте справа пишем 2;
- 3+2=5;
- 3+5=8;
- 6+5=11, 1 пишем и 1 запоминаем;
- 7+6=13; 13+1=14;
- 8+7=15; 15+1=16;
- 8+3=11; 11+1=12;
- 3+1=4 – это первое число слева.
- Умножение на 111.
25*111=2775
- Находим сумму цифр данного двузначного числа 2+5=7;
- Между цифрами первого множителя дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа.
- Умножение двузначных чисел, оканчивающихся 1.
- 41*51=209
- 4*5=20 – произведение десятков – это начало числа;
- 4+5=9 – сумма десятков – это следующее число ответа;
- Справа приписываем 1.
- 61*51=3111
- К произведению разрядных десятков прибавляем 1, получаем начало результата (6*5=30; 30+1=31);
- Складываем число десятков 6+5=11, число единиц(1) и будет следующим знаком искомого произведения;
- Приписываем справа единицу.
- Умножение двузначных чисел, начинающихся единицей.
- 19*12=228
- 19+2=21 или 12+9=21, т.е. находим сумму одного из множителей(19) с числом единиц(2) второго множителя. Надо иметь в виду, что полученная сумма(21) означает число десятков;
- Находим произведение единиц 2*9=18. Здесь 1 – число десятков.
- 8 записываем на первое место справа, а 21+1=22 записываем слева от 8
- Умножение двузначного числа на 101 и 1001.
- 36*101=3636.
- Надо рядом записать полное число два раза.
- 36*1001=36036.
- Умножение двузначного числа на 15.
Число 15 представляет 3/2 части от 10.
- 42*15=630(когда первый множитель делится без остатка на ‹‹2››).
- 42:2=21;
- 42+21=63;
- 63*10=630.
- 63*15=945(когда первый множитель не делится без остатка на ‹‹2››, тогда приписывают 5)
- 63:2=31(ост.1);
- 63+31=94;
- К 94 справа приписываем 5.
- Умножение числа на 9.
- 38*9=342
- Отнимаем от первого множителя число, на единицу большее числа десятков (3+1=4 и 38-4=34);
- Справа приписываем число единиц, которые являются дополнением к первому множителю до ближайших круглых десятков(38+2=40).
- Умножение на 5.
- 348*5=1740(первый множитель делится на 2 без остатка).
- 348:2=174;
- 174*10=1740.
- 271*5=1355(первый множитель не делится на 2 без остатка).
- 271:2=135(ост.1);
- Справа к полученному частному приписываем 5.
- Умножение на 25.
Число 25 есть число, составляющее ¼ часть от 100. Поэтому это число делится на 4.
- 36*25=900
- 36:4=9;
- Справа приписываем два нуля.
- 37*25=925(37:4=9 ост.2)
- 38*25=950(38:4=9 ост.3)
- 39*25=975(39:4=9 ост.3)
Если при делении первого множителя на 4 получаются остатки 1,2,3, то справа приписывают 25,50,75 соответственно.
- Умножение на 125.
Т.к. 125 есть 1/8 часть 1000, то:
- Если при делении на 8 нет остатка, то к частному приписываем три нуля;
- При делении на 8 могут быть остатки 1,2,3,4,5,6,7, поэтому к частному надо приписать соответственно:
- 125*1=125;
- 125*2=250;
- 125*3=375;
- 125*4=500;
- 125*5=625;
- 125*6=750;
- 125*7=875.
Пример: 874*125=109250( 874:8=109 ост.2).
- Умножение на 22,33,…,99
Чтобы двузначное число умножить на 22,33,…, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 х 11; 44 = 4 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
Примеры:
18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792;
42 х 22 = 42 х 2 х 11 = 84 х 11 = 924;
13 х 55 = 13 х 5 х 11 = 65 х 11 = 715;
24 х 99 = 24 х 9 х 11 = 216 х 11 = 2376.
- Интересные вычисления
1 х 1 = 1
11 х 11 = 121
111 х 111 = 12321
1111 х 1111 = 1234321
11111 х 11111 = 123454321
111111 х 111111 = 12345654321
1111111 х 1111111 = 1234567654321
11111111 х 11111111 = 123456787654321
111111111 х 111111111 = 12345678987654321
1 х 9 + 2 = 11
12 х 9 + 3 = 111
123 х 9 + 4 = 1111
1234 х 9 + 5 = 11111
12345 х 9 + 6 = 111111
123456 х 9 + 7 = 1111111
1234567 х 9 + 8 = 11111111
9 х 9 + 7 = 88
98 х 9 + 6 = 888
987 х 9 + 5 = 8888
9876 х 9 + 4 = 88888
98765 х 9 + 3 = 888888
987654 х 9 + 2 = 8888888
9876543 х 9 + 1 = 88888888
98765432 х 9 + 0 = 888888888
1 х 8 + 1 = 9
12 х 8 + 2 = 98
123 х 8 + 3 = 987
1234 х 8 + 4 = 9876
12345 х 8 + 5 = 98765
123456 х 8 + 6 = 987654
1234567 х 8 + 7 = 9876543
12345678 х 8 + 8 = 98765432
123456789 х 8 + 9 = 987654321
2.3.3 Закрепление
Приложение №1(видео)
3.Список используемой литературы
1. Златко Шпорер. Ох, эта математика! М, 1981
2. История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т.1.
3. Кольман Э. История математики в древности.— М., 1961.
4. Математика Приложение к газете « Первое сентября» №2 2001.
5. Математика Приложение к газете « Первое сентября» №3 2000.
6. Наука и жизнь №10, 2007.
7. Подашов А.П. Вопросы внеклассной работы по математике в школе. Учпедгиз 1962.
8. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике /2-е изд., перераб. – Мн.: 1984. – 224 с.
4.Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей
Материал отражает методику организации работы в мастерской дополнительного образования детей "Художественная вышивка", цели, задачи, способы подведения результатов, методические приёмы работы с детьми...
Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.
В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного...
Программа творческого объединения дополнительного образования "Игровая экология"
Программа содержит в себе планирование проведения занятий по натуралистическому направлению в сочетании с игровыми формами....
Методическая разработка к проекту объединения дополнительного образования "Художественный войлок"
Идея данной работы родилась в год экологии. Тема тропического леса, его неповторимости и хрупкости6 богатство флоры и фауны навеяла идею о создании панно с объемными элементами, которые можно создават...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...
Методические рекомендации «Танцевальные паузы на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Почему танцуем? Танцуем дома, танцуем на улице, танцуем везде. Да потому, что без этого, как и без песни, музыки, человек был бы духовно, эмоционально беднее . Но поставленный вопрос значительно...