Программа творческого объединения дополнительного образования "Игровая экология"
рабочая программа по биологии на тему
Программа содержит в себе планирование проведения занятий по натуралистическому направлению в сочетании с игровыми формами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республиканский детский эколого-биологический центр
Утверждена Утверждаю
Педагогическим советом приказ №______
Протокол № 1 от от «___» ____ 2014г
11.01.2014 года ________________
______________________
Директор М. Д.Газдаров
Директор М. Д. Газдаров
ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ
дополнительная общеобразовательная программа
для детей 8-10 лет
первого года обучения
Автор: Бируля Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
Программа разработана в 2006 г.
Владикавказ
2014
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся 8-11 лет. В основу положены интерактивные методы обучения, проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, работа с информационными источниками. Программа ориентирована на самоопределение личности создает условия для самореализации обучающихся.
В настоящее время эти методы находят всё большее признание у педагогов, занимающихся экологическим образованием. Актуальность данной программы в высокой эффективности этих методов и приемов и обусловлена тем, что в их основе лежит обучение практикой действия. Именно это способствует формированию у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.
Под этим термином, как правило, понимается эксперименты или полевые исследования. А для младших школьников практика действия это, конечно же, игра. Отличительной особенностью этой программы становится не просто игра, а учебная игра, понимаемая не только как средство коммуникации, а как увлекательный способ передачи и приёма информации. Многолетний опыт использования интерактивных методов обучения (обучающих игр, игрового моделирования, работы с наглядными пособиями, погружения в психологические тексты) позволяет составителю данной программы рекомендовать её для работы с детьми самого разного возраста.
Цель программы: экологическое воспитание детей. Воспитание человечности, т. е. Доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Задачи программы
Образовательные:
- обучить детей пониманию природных процессов и взаимосвязей в природе;
- способствовать целостному восприятию окружающего мира;
- правильному поведению в природе и в обществе;
- отличать объекты живой и неживой природы;
- понимание значений планеты Земля в Солнечной системе;
- понимание различий объектов всех Царств природы.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса у детей, творческих способностей, самостоятельности обучающихся.
- умение объединять смысловое и чувственное восприятие природы;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- побуждение обучающихся к фантазии и творчеству.
Воспитательные:
- воспитание доброты и человечности;
- восприятие красоты природы и чувства прекрасного;
- воспитания бережного отношения ко всему живому;
- формирование социально-необходимых знаний и навыков обучающихся: развитие умений самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью;
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё то, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, в программе подобраны из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Педагогическая целесообразность и новизна программы состоит в том, что она составлена на основе авторских программ Шпотовой Т.В., по которым более десяти лет работают педагоги многих регионов страны. Интерес к этим программам обусловлен не только уровнем содержания, их интегрированным и комплексным характером, но и методическими особенностями, предусматривающими широкое использование интерактивных приёмов, что способствует интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Желаемого эффекта можно добиться только при умелом чередовании различных видов деятельности. На каждом занятии в классе, на каждой экскурсии необходимо использовать несколько различных видов учебно-воспитательной деятельности: игры, обсуждение в группах, небольшие сообщения самих детей (выступление в роли обучающего) работу с наглядными пособиями и т.д. Такое чередование позволяет добиться равномерной нагрузки на оба полушария коры головного мозга и, как следствие, - единства смыслового и чувственного восприятия природы.
Ниже приводятся необходимые в работе рекомендации американского педагога и эколога Джозефа Корнелла:
- Меньше учите, больше делитесь.
- Сначала наблюдайте, говорите потом.
- Сосредоточьте внимание ребёнка!
- Познание природы должно быть радостью!
Формы и методы реализации программы дополнить следующими (указать их в программе):
К окончании учебного года учащиеся должны
знать:
- основы строения солнечной системы;
- компоненты живой и неживой природы;
- место обитания и условия существования живых существ;
- правила поведения в природе;
- представителей различных Царств природы;
- основы условия существования живых существ;
- признаки насекомых, птиц и млекопитающих;
- защитные приспособления растений и животных;
- цикличность природных процессов;
- о биоразнообразии существ на Земле.
уметь:
- участвовать в игровых моментах занятий;
- определять по рисункам и фотографиям объекты растительного и животного мира;
- иметь навыки поведения в природе;
- различать компоненты живой и неживой природы;
- определять различные места обитания для различных живых существ;
- отличать насекомых от других беспозвоночных;
- отличать признаки птиц и млекопитающих;
- работать в технике монотипия;
- наблюдать за живыми объектами;
- работать с лупами;
- работать с коллекциями растений и животных.
Результативность программы
По окончании реализации программы обучающиеся получают :
- навыки по выращиванию растений и ухода за ними;
- основы ведение простейших исследований;
- умение выступать перед аудиторией;
- умения по изготовлению художественных поделок из природного материал;
- осознанные сведения о растительном и животном мире родного края;
- познания связи между живой и неживой природой;
- умения зарисовки живых объектов, составлению простых схем;
- основы ознакомления со специальной литературой;
Обучение по данной программе помогает формированию личных качеств учащихся: усиления интереса к учебной деятельности, развитие памяти, мышления, речи. Приобретение опыта творческой деятельности.
Формы подведение итогов
Для оценки результативности учебных занятий применяется двойной контроль: текущий и итоговый.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и овладение навыками в течении занятий.
Формы оценки: текущее тестовое задание, творческое задание,беседа.
Цель итогового контроля: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, беседы с учащимися, игровые задания (викторины, «Клуб знатоков», ролевые игры и пр.).
Итоговый контроль проводится в различных формах:
- выставки творческих работ обучающихся;
- оформление альбомов с отчетами об исследовательской работе;
- викторины, ролевые игры, командные познавательные игры;
- детские научно-практические конференции.
Учебно-тематический план
1. Вводное занятие. Коммуникативные игры для знакомства с детьми и определения характеров и интересов: «Круг рукопожатий», « Музыкальные встречи», «Друг за другом по росту», «Игры с верёвкой», «Все вместе на газете».
Экскурсия по территории Республиканского детского эколого – биологического центра: «Зеленая сказка»
2.Вселенная и время. Земля – планета Солнечной системы. Адрес планеты Земля и адрес учащегося. Наш дом – Земля. Солнце - источник тепла и света.
Практическая работа: Игровое моделирование: «Строение солнечной системы». Изготовление панно «Мы – жители Земли, «Яблоко». Работа на учебно-опытном участке. Мир красок: «Космос» (изготовление аппликаций из монотипий). Страна Лепляндия: изготовление из глины модели солнечной системы.
3. Компоненты неживой природы. Воздух. Почва. Рельеф. Равнины. Горы. Подземные богатства. Вода – бесценный дар природы. Реки и водоёмы.
Практическая работа. Знакомство с воздухом (воздушный шарик) и водой. Масштабный опыт: «Сколько воды на Земле». Знакомство с коллекцией минералов, Работа на учебно-опытном участке. Изготовление из глины образцов местности и рельефа. Изготовление монотипий водной среды
Игровое моделирование: «Вода и почва», «Гусеница», «Яблоко».
Экскурсия. на водоемы, реку, или по пересеченной местности, в горы.
Спектакль. «Мышонок познаёт мир»
4. Живые существа Земли. Царства живой природы. Экология – наука о взаимодействиях в природе. Продолжительность формирования Земли, как твёрдого небесного тела. Процесс появления и формирования современных форм жизни (Лента времени). Человек – житель планеты. Земля: эволюция человека и его место среди других живых организмов. Предки и потомки. Итоговое занятие: игра «Совы и вороны».
Практическая работ. Изготовление символов пяти Царств природы в технике монотипия. Изготовление модели Земли из пластилина. Изготовление цепочки жизни на примере собственной семьи. Изготовление панно «Мы – жители Земли». Нарисовать «Семейное древо».
Игра. «Яблоко», «Цепочка жизни», «Моделирование Земли», «В некотором царстве»
Экскурсия в музей краеведения.
5. Место обитания и условия существования живых существ. «Среда обитания» и «место обитания» живых существ. Места обитания организмов в окрестностях станции юннатов (школы). Город – место обитания человека. Растительные и животные сообщества, сообщества грибов. Связи внутри сообщества на примере лесного сообщества. Биоценоз леса, луга, водоёма. Правила поведения в лесу и на лугу. Кто живет на лугу? Кто живет в почве? Роль Солнца, как основного источника энергии. Пищевые отношения в биоценозе. Кто где живёт? Пищевая цепочка на примере пищевых цепей луга и водоёма. Место представителей различных Царств живой природы в пищевых цепях. Вода, как среда обитания живых существ. Кто живёт в воде? Условия существования организмов в водной среде. Живые существа водоёма, как звенья пищевой цепочки. Правила поведения у водоёма. Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практические работы. «Микропоход», Изготовление кормушек для подкормки птиц. «Воронья охота» работа с «охотничьим списком» и составление отчёта. «Карта звуков. Нарисуем настоящий лес. Изготовление монотипий для различных царств природы. Изучение свойств воды: жидкая, твёрдая, газообразная. «Круговорот воды в природе».
Спектакль. «Еда для растений», «Кто живёт на лугу?», «Кто с кем дружит, кто кого ест».
Игра. « Построим дерево», «Пищевая цепочка», «Паутина жизни», «В некотором царстве», «Сколько воды на земле», игра на распознавание обитателей водоёма.
6. Приспособление к условиям существования. Приспособление живых существ к жизни в неблагоприятных зимних условиях: миграция, активный образ жизни, заготовка пищевых запасов, спячка. Сбрасывания листьев деревьями как приспособление к зимним условиям. Особенности строения тела животного, как следствие приспособления к определенным условиям жизни. Насекомые самая многочисленная группа животных на Земле. Признаки насекомых. Стадии развития насекомых как способ выживания в меняющихся условиях жизни. Насекомые зимой. Насекомые родного края. Многообразие форм носов, ушей, хвостов, зубов, клювов, крыльев животных, как проявление приспособления к определённым условиям существования. Крылья и клювы. Связь между формой и размерами частей тела животного и его образом жизни и питанием.
Типы питания.
Защитные приспособления растений и животных. Части дерева и их функции. Ярусы леса как приспособление членов растительного сообщества к совместному проживанию в одном месте обитания. Представители различных ярусов леса и их отношение друг с другом. Части растений и их функции. Приспособление растений к различным условиям жизни. Приспособление живых существ к суточному ритму жизни на Земле. Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практическая работа. Белая страница Книги Природы. Ознакомление с гербарными материалами «Зимние ветки», «Насекомые зимой». Изготовление образцов корма для птиц. Зубы, носы, уши. Этажи леса. Изготовление моделей части растений в технике монотипий.
Игра. «Ноев ковчег», «Подбери клюв», «Кто я?». «Пирамида жизни», «Построй дерево», «Определение предмета
Спектакль «Колючки и угрозы»
Экскурсия. в парк, или лес, в зоопарк, в дендропарк.
7. Цикличность природных процессов. Смена времён года как пример цикличности природных процессов. Круговорот воды в природе. Осадки. Снег. Роль круговорота воды в жизни живых существ. Жизненный цикл животных (на примере насекомых). Сезонный цикл развития травянистых растений и деревьев. Многолетние и однолетние растения. Цветение – одна из стадий развития цветковых растений. Цветение природы. Появление семян, как звена жизненного цикла. Роль Солнца в смене дня и ночи и сезонов года. Вращение Земли вокруг своей оси. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена светлого и тёмного времени суток в её влияние на жизнь живых существ.
Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практическая работа. Изготовление наглядного пособия «Смена времён года». Ознакомление с коллекциями насекомых. Ознакомление с гербариями растений. Работа на учебно-опытном участке.
Изготовление сезонных циклов развития травянистых растений и деревьев в технике монотипия («Приход весны»). Изготовление макетов сезонных циклов животных в технике монотипия и глине.
Игра. «Строение Солнечной системы», «Семечко».
Экскурсии в парк, дендропарк для наблюдение за сезонными изменениями в природе.
8. Биоразнообразие. Разнообразие живых существ на Земле. Царства живой природы. Зависимость живых существ от условий существования. Различные представители Царства живой Природы. Приспособления разных представителей Царств живой Природы к условиям жизни. Жизненный и сезонный цикл представителей разных Царств живой природы.
Практическая работа. Знакомство с коллекциями чучел и влажных препаратов. Зарисовки птиц и животных или изготовление в технике монотипии.
Игра. «В некотором Царстве…», «Совы и вороны», «Кто я?».
Экскурсия в природу для наблюдений за приспособлением различных представителей Царств природы к условиям жизни. В музей краеведения.
9. Исследовательская работа. Цели и задачи полевой исследовательской работы. Выбор участка для исследований. «Карта звуков» и способы картирования выбранного участка. Прокладывание экскурсионного маршрута в соответствии с перечнем изученных учебных тем и распределение станций. Описание станций. Проведение экскурсий по маршруту. Отчёт и подготовка «Приложения» к отчёту.
Практическая работа. Описание станций. Картирование участка. Подготовка отчёта и «Приложения».
Игровой момент. «Окна земли», «Микропоход», «Карта звуков».
Экскурсии в природу для прокладывания экскурсионного маршрута и проведений по нему экскурсий.
Темы исследовательских проектов
1. «Осень наступила»
2. «Весенние тропинки»
3. «Круговорот воды в природе»
4. «Подземные жители»
5. «Солнечные ловушки»
10. Подведение итогов. Конкурс-викторина «Знатоки природы»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы проведения занятий
Для достижения поставленных в программе цели и задач определены основные формы и методы совместной деятельности педагога и обучающихся с учетом повышения уровня обучения.
Программа опирается на следующие формы обучения:
- экскурсия;
- практическая работа;
- творческое задание;
- дискуссия;
- конференция;
- выставка творческих работ;
- конкурс презентаций
- игровое моделирование;
- ролевые игры;
- познавательные игры;
- тематические спектакли;
- конкурсы творческих работ на уровне города, республики и далее;
- тематические праздники;
Используются следующие методы обучения:
- монологический (лекция, рассказ);
- диалогический (беседа);
- показательный;
- эвристический.
Методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный.
Методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, открытия);
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Список литературы:
1. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1988. - 239 с.
2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. - 80 с.
3. Ковылёва Ю.Э. Реализация модели образовательного процесса на основе деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников// Проф.шк.-2009.-№23
4.Поломис К. Дети на отдыхе./Пер. с чешск., Пл. З. Махитки. - М.: Культура и традиц 4.Полякова Н. Перспективные школьные технологии //Завуч-2005 г. № 5, 1995. - 384 с.
5.Сорокоумова Е.А. «Педагогическая психология». Издательство «Питер» 2009г.
6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.
7. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. М.: Новая школа, 1994.
8. Шмаков С.А. Лето. Каникулы. Лагерь - экспресс: Учебное пособие. Липецк, 1996.
9. Шпотова Т.В.Цвет природы. Пособие для воспитателей и родителей по формированию экологической культуры у детей. 2009 г.
10. Шпотова Т.В Игровая экология. Пособие для воспитателей. 2003 г.
Дополнительная
1. Азбука туриста - эколога: методические рекмендации для руководителей кружков «Юные экологи краеведы», «Туристы-экологи», «Юные экологи», «Охрана природы», учителей географии и экологии ( 6 - 8 классы ). / сост. Л.Е. Куприна - М. : ЦРИБ «Турист», 1991. - 111 c.
2. Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. - М. : Агропромиздат, 1985. - 95 с.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. Пер. с чешского. - М. : Прогресс, 1983.
4. День «Туризм и охрана природы в школе.» /сост. Л.Е. Куприна. Тюмень, ОблСЮТур, 1987 - 35 с.
5. Захлебный А.Н., Суровегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
6. Илюшина И.И. Школьные лесничества : Книга для учителя (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
7. Игры и развлечения юных туристов - краеведов. Вып. 2 (игры с готовыми правилами), Вып. 3. (ролевые и комплексные игры). /сост. Л. Е. Куприна, Л. В. Крылова - Тюмень: ЦДЮТ, 1990 - 49 с.; 1993 - 80 с.
8. Куприна Л. Е. Друзья природы (Юным туристам - экологам). Вып. 1. (к изучению тем: «Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?», «Земля - планета Солнечной системы. Биосфера Земли.») Вып. 2. (К изучению темы «Наш край на географической карте. План местности»). Тюмень: ЦДЮТ, 1994 - 70 с., 1996 - 99 с.
9. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры: монография. М.: Новая школа, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/09/picture-103109-1457525275.jpg)
Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"
Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-306634-1380637891.jpg)
Дополнительная образовательная (авторская) программа творческого объединения "Архитектура и дизайн"
Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественно-эстетической направленности создана для решения проблемы воспитания через приобщение детей к архитектурному творчеству и дизайну. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-342136-1384253726.jpg)
Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"
Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-382211-1566541689.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-638973-1433067795.jpg)
ЭКОЛОГИЯ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Рабочая программа творческого объединения учащихся на базе дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1184612-1573011382.jpg)
Программа творческого объединения "Экология в формах и красках"
Направленность программы: эколого-биологическое.Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтомушкольников с юных лет необходимо научить любить, охранять прир...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-549113-1512134516.jpg)
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...