Программа творческого объединения дополнительного образования "Игровая экология"
рабочая программа по биологии на тему
Программа содержит в себе планирование проведения занятий по натуралистическому направлению в сочетании с игровыми формами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_ekologiya_25.02.15.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республиканский детский эколого-биологический центр
Утверждена Утверждаю
Педагогическим советом приказ №______
Протокол № 1 от от «___» ____ 2014г
11.01.2014 года ________________
______________________
Директор М. Д.Газдаров
Директор М. Д. Газдаров
ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ
дополнительная общеобразовательная программа
для детей 8-10 лет
первого года обучения
Автор: Бируля Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
Программа разработана в 2006 г.
Владикавказ
2014
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся 8-11 лет. В основу положены интерактивные методы обучения, проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, работа с информационными источниками. Программа ориентирована на самоопределение личности создает условия для самореализации обучающихся.
В настоящее время эти методы находят всё большее признание у педагогов, занимающихся экологическим образованием. Актуальность данной программы в высокой эффективности этих методов и приемов и обусловлена тем, что в их основе лежит обучение практикой действия. Именно это способствует формированию у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.
Под этим термином, как правило, понимается эксперименты или полевые исследования. А для младших школьников практика действия это, конечно же, игра. Отличительной особенностью этой программы становится не просто игра, а учебная игра, понимаемая не только как средство коммуникации, а как увлекательный способ передачи и приёма информации. Многолетний опыт использования интерактивных методов обучения (обучающих игр, игрового моделирования, работы с наглядными пособиями, погружения в психологические тексты) позволяет составителю данной программы рекомендовать её для работы с детьми самого разного возраста.
Цель программы: экологическое воспитание детей. Воспитание человечности, т. е. Доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Задачи программы
Образовательные:
- обучить детей пониманию природных процессов и взаимосвязей в природе;
- способствовать целостному восприятию окружающего мира;
- правильному поведению в природе и в обществе;
- отличать объекты живой и неживой природы;
- понимание значений планеты Земля в Солнечной системе;
- понимание различий объектов всех Царств природы.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса у детей, творческих способностей, самостоятельности обучающихся.
- умение объединять смысловое и чувственное восприятие природы;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- побуждение обучающихся к фантазии и творчеству.
Воспитательные:
- воспитание доброты и человечности;
- восприятие красоты природы и чувства прекрасного;
- воспитания бережного отношения ко всему живому;
- формирование социально-необходимых знаний и навыков обучающихся: развитие умений самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью;
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё то, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, в программе подобраны из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Педагогическая целесообразность и новизна программы состоит в том, что она составлена на основе авторских программ Шпотовой Т.В., по которым более десяти лет работают педагоги многих регионов страны. Интерес к этим программам обусловлен не только уровнем содержания, их интегрированным и комплексным характером, но и методическими особенностями, предусматривающими широкое использование интерактивных приёмов, что способствует интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Желаемого эффекта можно добиться только при умелом чередовании различных видов деятельности. На каждом занятии в классе, на каждой экскурсии необходимо использовать несколько различных видов учебно-воспитательной деятельности: игры, обсуждение в группах, небольшие сообщения самих детей (выступление в роли обучающего) работу с наглядными пособиями и т.д. Такое чередование позволяет добиться равномерной нагрузки на оба полушария коры головного мозга и, как следствие, - единства смыслового и чувственного восприятия природы.
Ниже приводятся необходимые в работе рекомендации американского педагога и эколога Джозефа Корнелла:
- Меньше учите, больше делитесь.
- Сначала наблюдайте, говорите потом.
- Сосредоточьте внимание ребёнка!
- Познание природы должно быть радостью!
Формы и методы реализации программы дополнить следующими (указать их в программе):
К окончании учебного года учащиеся должны
знать:
- основы строения солнечной системы;
- компоненты живой и неживой природы;
- место обитания и условия существования живых существ;
- правила поведения в природе;
- представителей различных Царств природы;
- основы условия существования живых существ;
- признаки насекомых, птиц и млекопитающих;
- защитные приспособления растений и животных;
- цикличность природных процессов;
- о биоразнообразии существ на Земле.
уметь:
- участвовать в игровых моментах занятий;
- определять по рисункам и фотографиям объекты растительного и животного мира;
- иметь навыки поведения в природе;
- различать компоненты живой и неживой природы;
- определять различные места обитания для различных живых существ;
- отличать насекомых от других беспозвоночных;
- отличать признаки птиц и млекопитающих;
- работать в технике монотипия;
- наблюдать за живыми объектами;
- работать с лупами;
- работать с коллекциями растений и животных.
Результативность программы
По окончании реализации программы обучающиеся получают :
- навыки по выращиванию растений и ухода за ними;
- основы ведение простейших исследований;
- умение выступать перед аудиторией;
- умения по изготовлению художественных поделок из природного материал;
- осознанные сведения о растительном и животном мире родного края;
- познания связи между живой и неживой природой;
- умения зарисовки живых объектов, составлению простых схем;
- основы ознакомления со специальной литературой;
Обучение по данной программе помогает формированию личных качеств учащихся: усиления интереса к учебной деятельности, развитие памяти, мышления, речи. Приобретение опыта творческой деятельности.
Формы подведение итогов
Для оценки результативности учебных занятий применяется двойной контроль: текущий и итоговый.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и овладение навыками в течении занятий.
Формы оценки: текущее тестовое задание, творческое задание,беседа.
Цель итогового контроля: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, беседы с учащимися, игровые задания (викторины, «Клуб знатоков», ролевые игры и пр.).
Итоговый контроль проводится в различных формах:
- выставки творческих работ обучающихся;
- оформление альбомов с отчетами об исследовательской работе;
- викторины, ролевые игры, командные познавательные игры;
- детские научно-практические конференции.
Учебно-тематический план
1. Вводное занятие. Коммуникативные игры для знакомства с детьми и определения характеров и интересов: «Круг рукопожатий», « Музыкальные встречи», «Друг за другом по росту», «Игры с верёвкой», «Все вместе на газете».
Экскурсия по территории Республиканского детского эколого – биологического центра: «Зеленая сказка»
2.Вселенная и время. Земля – планета Солнечной системы. Адрес планеты Земля и адрес учащегося. Наш дом – Земля. Солнце - источник тепла и света.
Практическая работа: Игровое моделирование: «Строение солнечной системы». Изготовление панно «Мы – жители Земли, «Яблоко». Работа на учебно-опытном участке. Мир красок: «Космос» (изготовление аппликаций из монотипий). Страна Лепляндия: изготовление из глины модели солнечной системы.
3. Компоненты неживой природы. Воздух. Почва. Рельеф. Равнины. Горы. Подземные богатства. Вода – бесценный дар природы. Реки и водоёмы.
Практическая работа. Знакомство с воздухом (воздушный шарик) и водой. Масштабный опыт: «Сколько воды на Земле». Знакомство с коллекцией минералов, Работа на учебно-опытном участке. Изготовление из глины образцов местности и рельефа. Изготовление монотипий водной среды
Игровое моделирование: «Вода и почва», «Гусеница», «Яблоко».
Экскурсия. на водоемы, реку, или по пересеченной местности, в горы.
Спектакль. «Мышонок познаёт мир»
4. Живые существа Земли. Царства живой природы. Экология – наука о взаимодействиях в природе. Продолжительность формирования Земли, как твёрдого небесного тела. Процесс появления и формирования современных форм жизни (Лента времени). Человек – житель планеты. Земля: эволюция человека и его место среди других живых организмов. Предки и потомки. Итоговое занятие: игра «Совы и вороны».
Практическая работ. Изготовление символов пяти Царств природы в технике монотипия. Изготовление модели Земли из пластилина. Изготовление цепочки жизни на примере собственной семьи. Изготовление панно «Мы – жители Земли». Нарисовать «Семейное древо».
Игра. «Яблоко», «Цепочка жизни», «Моделирование Земли», «В некотором царстве»
Экскурсия в музей краеведения.
5. Место обитания и условия существования живых существ. «Среда обитания» и «место обитания» живых существ. Места обитания организмов в окрестностях станции юннатов (школы). Город – место обитания человека. Растительные и животные сообщества, сообщества грибов. Связи внутри сообщества на примере лесного сообщества. Биоценоз леса, луга, водоёма. Правила поведения в лесу и на лугу. Кто живет на лугу? Кто живет в почве? Роль Солнца, как основного источника энергии. Пищевые отношения в биоценозе. Кто где живёт? Пищевая цепочка на примере пищевых цепей луга и водоёма. Место представителей различных Царств живой природы в пищевых цепях. Вода, как среда обитания живых существ. Кто живёт в воде? Условия существования организмов в водной среде. Живые существа водоёма, как звенья пищевой цепочки. Правила поведения у водоёма. Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практические работы. «Микропоход», Изготовление кормушек для подкормки птиц. «Воронья охота» работа с «охотничьим списком» и составление отчёта. «Карта звуков. Нарисуем настоящий лес. Изготовление монотипий для различных царств природы. Изучение свойств воды: жидкая, твёрдая, газообразная. «Круговорот воды в природе».
Спектакль. «Еда для растений», «Кто живёт на лугу?», «Кто с кем дружит, кто кого ест».
Игра. « Построим дерево», «Пищевая цепочка», «Паутина жизни», «В некотором царстве», «Сколько воды на земле», игра на распознавание обитателей водоёма.
6. Приспособление к условиям существования. Приспособление живых существ к жизни в неблагоприятных зимних условиях: миграция, активный образ жизни, заготовка пищевых запасов, спячка. Сбрасывания листьев деревьями как приспособление к зимним условиям. Особенности строения тела животного, как следствие приспособления к определенным условиям жизни. Насекомые самая многочисленная группа животных на Земле. Признаки насекомых. Стадии развития насекомых как способ выживания в меняющихся условиях жизни. Насекомые зимой. Насекомые родного края. Многообразие форм носов, ушей, хвостов, зубов, клювов, крыльев животных, как проявление приспособления к определённым условиям существования. Крылья и клювы. Связь между формой и размерами частей тела животного и его образом жизни и питанием.
Типы питания.
Защитные приспособления растений и животных. Части дерева и их функции. Ярусы леса как приспособление членов растительного сообщества к совместному проживанию в одном месте обитания. Представители различных ярусов леса и их отношение друг с другом. Части растений и их функции. Приспособление растений к различным условиям жизни. Приспособление живых существ к суточному ритму жизни на Земле. Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практическая работа. Белая страница Книги Природы. Ознакомление с гербарными материалами «Зимние ветки», «Насекомые зимой». Изготовление образцов корма для птиц. Зубы, носы, уши. Этажи леса. Изготовление моделей части растений в технике монотипий.
Игра. «Ноев ковчег», «Подбери клюв», «Кто я?». «Пирамида жизни», «Построй дерево», «Определение предмета
Спектакль «Колючки и угрозы»
Экскурсия. в парк, или лес, в зоопарк, в дендропарк.
7. Цикличность природных процессов. Смена времён года как пример цикличности природных процессов. Круговорот воды в природе. Осадки. Снег. Роль круговорота воды в жизни живых существ. Жизненный цикл животных (на примере насекомых). Сезонный цикл развития травянистых растений и деревьев. Многолетние и однолетние растения. Цветение – одна из стадий развития цветковых растений. Цветение природы. Появление семян, как звена жизненного цикла. Роль Солнца в смене дня и ночи и сезонов года. Вращение Земли вокруг своей оси. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена светлого и тёмного времени суток в её влияние на жизнь живых существ.
Итоговое занятие: «Заседание клуба знатоков природы».
Практическая работа. Изготовление наглядного пособия «Смена времён года». Ознакомление с коллекциями насекомых. Ознакомление с гербариями растений. Работа на учебно-опытном участке.
Изготовление сезонных циклов развития травянистых растений и деревьев в технике монотипия («Приход весны»). Изготовление макетов сезонных циклов животных в технике монотипия и глине.
Игра. «Строение Солнечной системы», «Семечко».
Экскурсии в парк, дендропарк для наблюдение за сезонными изменениями в природе.
8. Биоразнообразие. Разнообразие живых существ на Земле. Царства живой природы. Зависимость живых существ от условий существования. Различные представители Царства живой Природы. Приспособления разных представителей Царств живой Природы к условиям жизни. Жизненный и сезонный цикл представителей разных Царств живой природы.
Практическая работа. Знакомство с коллекциями чучел и влажных препаратов. Зарисовки птиц и животных или изготовление в технике монотипии.
Игра. «В некотором Царстве…», «Совы и вороны», «Кто я?».
Экскурсия в природу для наблюдений за приспособлением различных представителей Царств природы к условиям жизни. В музей краеведения.
9. Исследовательская работа. Цели и задачи полевой исследовательской работы. Выбор участка для исследований. «Карта звуков» и способы картирования выбранного участка. Прокладывание экскурсионного маршрута в соответствии с перечнем изученных учебных тем и распределение станций. Описание станций. Проведение экскурсий по маршруту. Отчёт и подготовка «Приложения» к отчёту.
Практическая работа. Описание станций. Картирование участка. Подготовка отчёта и «Приложения».
Игровой момент. «Окна земли», «Микропоход», «Карта звуков».
Экскурсии в природу для прокладывания экскурсионного маршрута и проведений по нему экскурсий.
Темы исследовательских проектов
1. «Осень наступила»
2. «Весенние тропинки»
3. «Круговорот воды в природе»
4. «Подземные жители»
5. «Солнечные ловушки»
10. Подведение итогов. Конкурс-викторина «Знатоки природы»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы проведения занятий
Для достижения поставленных в программе цели и задач определены основные формы и методы совместной деятельности педагога и обучающихся с учетом повышения уровня обучения.
Программа опирается на следующие формы обучения:
- экскурсия;
- практическая работа;
- творческое задание;
- дискуссия;
- конференция;
- выставка творческих работ;
- конкурс презентаций
- игровое моделирование;
- ролевые игры;
- познавательные игры;
- тематические спектакли;
- конкурсы творческих работ на уровне города, республики и далее;
- тематические праздники;
Используются следующие методы обучения:
- монологический (лекция, рассказ);
- диалогический (беседа);
- показательный;
- эвристический.
Методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный.
Методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, открытия);
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Список литературы:
1. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1988. - 239 с.
2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. - 80 с.
3. Ковылёва Ю.Э. Реализация модели образовательного процесса на основе деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников// Проф.шк.-2009.-№23
4.Поломис К. Дети на отдыхе./Пер. с чешск., Пл. З. Махитки. - М.: Культура и традиц 4.Полякова Н. Перспективные школьные технологии //Завуч-2005 г. № 5, 1995. - 384 с.
5.Сорокоумова Е.А. «Педагогическая психология». Издательство «Питер» 2009г.
6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.
7. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. М.: Новая школа, 1994.
8. Шмаков С.А. Лето. Каникулы. Лагерь - экспресс: Учебное пособие. Липецк, 1996.
9. Шпотова Т.В.Цвет природы. Пособие для воспитателей и родителей по формированию экологической культуры у детей. 2009 г.
10. Шпотова Т.В Игровая экология. Пособие для воспитателей. 2003 г.
Дополнительная
1. Азбука туриста - эколога: методические рекмендации для руководителей кружков «Юные экологи краеведы», «Туристы-экологи», «Юные экологи», «Охрана природы», учителей географии и экологии ( 6 - 8 классы ). / сост. Л.Е. Куприна - М. : ЦРИБ «Турист», 1991. - 111 c.
2. Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. - М. : Агропромиздат, 1985. - 95 с.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. Пер. с чешского. - М. : Прогресс, 1983.
4. День «Туризм и охрана природы в школе.» /сост. Л.Е. Куприна. Тюмень, ОблСЮТур, 1987 - 35 с.
5. Захлебный А.Н., Суровегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
6. Илюшина И.И. Школьные лесничества : Книга для учителя (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
7. Игры и развлечения юных туристов - краеведов. Вып. 2 (игры с готовыми правилами), Вып. 3. (ролевые и комплексные игры). /сост. Л. Е. Куприна, Л. В. Крылова - Тюмень: ЦДЮТ, 1990 - 49 с.; 1993 - 80 с.
8. Куприна Л. Е. Друзья природы (Юным туристам - экологам). Вып. 1. (к изучению тем: «Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?», «Земля - планета Солнечной системы. Биосфера Земли.») Вып. 2. (К изучению темы «Наш край на географической карте. План местности»). Тюмень: ЦДЮТ, 1994 - 70 с., 1996 - 99 с.
9. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры: монография. М.: Новая школа, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"
Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...
Дополнительная образовательная (авторская) программа творческого объединения "Архитектура и дизайн"
Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественно-эстетической направленности создана для решения проблемы воспитания через приобщение детей к архитектурному творчеству и дизайну. ...
Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"
Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
ЭКОЛОГИЯ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Рабочая программа творческого объединения учащихся на базе дополнительного образования...
Программа творческого объединения "Экология в формах и красках"
Направленность программы: эколого-биологическое.Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтомушкольников с юных лет необходимо научить любить, охранять прир...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...