Урок математики в 5 классе на тему "Дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ханмухаметова Несипли Султанмуратовна

Данный урок я показывала на педагогическом конкурсе "Учитель Года России 2020". Тема урока "Дроби", урок-закрепление. На уроке были использованы материалы  по партизанским движениям в Ставропольском крае и Туркменском районе во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drobi.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Несипли Султанмуратовна, я очень рада нашей встрече! Сегодня я хочу провести у вас необычный урок,  объединить математику и историю.  Мы поговорим о  периоде  из истории всего мира, но который касается каждого из нас. Чтобы понять о каком времени идёт речь, мы проведем устный счет.

  1. Какой сейчас год?                                                            (2020)
  2. Нам нужно из 2020 вычесть 79 – и узнать начало этого периода  

                                                                                 ( 2020 -79=1941)

  1. Теперь к этому результату прибавим 4 и узнаем год окончания интересующего нас периода времени :                (1941 +4=1945)

- Назовите этот период?    (Ответы детей) Правильно, это ВОВ.

  1. А давайте посчитаем, сколько лет прошло после Победы в ВОВ?                  

Для этого мы от 2020 отнимаем 1945:                     (2020-1945= 75)

В этом году мы отмечаем 75-ю годовщину Победы в ВОВ. Это очень важная победа в нашей истории, ведь как мы говорили – это война затронула всех, каждую семью. Но мы сейчас на уроке математики! Ответив на мой вопрос, вы узнаете, в какой области математики нам предстоит сегодня работать: «Что бывает барабанной, математической и охотничьей?». (Дробь)

Молодцы, ребята, совершено верно. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы будем говорить о дробях и для этого используем  некоторые факты из истории ВОВ по СК, Туркменскому району.

А чтобы правильно сегодня решать задачи и выполнять задания по дробям, что необходимо знать о них ?!  (ответы)

  • что такое дробь,
  • что такое числитель/знаменатель,
  • какие бывают дроби,
  • основное св-во дроби,
  • сравнение дробей (из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та)
  • Какие действия мы можем выполнять с дробями?

Правильно, тогда давайте попробуем сформулировать задачи урока!

Вспомнить______

Закрепить______

Повторить_______

Уметь ______

Теперь попробуйте, ребята перечислив уже все задачи сформулировать одну цель урока!

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Дроби».

Вернемся к истории…

Они исполнили солдатский долг суровый,

И до конца остались Родине верны,

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

Дети, вы знаете, что во время войны сражались все. Кто как мог. Каждый участник войны был настоящим героем. Большой вклад в Победу внесли партизанские отряды. Вы знаете, кто такие партизаны? (______) Да, а еще я могу вас дополнить и сказать, что партизаны - это лица, ведущие вооруженную борьбу на территории, захваченной противником. Это добровольные отряды, состоящие из военных и других лиц, использующих поддержку местного населения.

Сегодня я вам предлагаю стать членами поискового отряда, и пройти по следам партизанского движения нашего края. Для этого мы воспользуемся материалами из военных архивов.  Давайте наденем пилотки и ощутим себя причастными к тому, военному времени!  (показать конверты) Выполняя задания, мы будем получать части шифра, которые находятся в этих конвертах, а в конце урока расшифровав его, получим пароль нашего отряда. Все готовы к сегодняшним заданиям?

(Знакомство с листом самоконтроля!) Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат листы самоконтроля и листы с заданиями. Так как мы работаем с архивными документами, прошу вас соблюдать порядок на рабочем месте! Я буду говорить вам, когда  и какое задание брать. На листах самоконтроля напротив каждого задания в графе «ответ» вы пишите ответ, а в графе «Оценили» рисуем красным карандашом звезду. Количество звезд буду пояснять после каждого задания.

Возьмите, пожалуйста лист с заданием №1.1.

Задание №1.1

«Из военного архива…

«Из села Кучерла Ставропольского края во время войны ушли на фронт 328 человек. Домой вернулось только 145 человек.»»

Какую долю от общего числа призванных на фронт составляют вернувшиеся домой? Из имеющихся данных составить дробь.

Ответ: 145/328. Нарисуйте по 1 одной звездочке, если вы справились с этим заданием.

Возьмите, пожалуйста, лист с заданием №1.2

Задание № 1.2.

«Из военного архива…

Ветераны с. Кучерла награждены 28 орденами    Великой Отечественной войны.

Из них: Орденов Отечественной войны (разных степеней) -  18

                                                                                                        28

               Орденов Красной Звезды  -   10

                                                                 28 »

Каких орденов больше? Поставьте знак «>» или «<»

 Ответ:                           10    <     18 

                                       28            28        ПОЧЕМУ?

Ребята, возьмите листы самоконтроля, пожалуйста. Нарисуйте себе по 1 звездочке, если справились с этим заданием. Если не справились, возникли ошибки – пока ничего себе не рисуем.

Справились? Молодцы, тогда вы получаете первую часть шифра, но откроем мы её в конце урока.

Итак, переходим к следующему заданию! Возьмите лист с заданием №2.

Задание №2.

На координатном луче выберите только те дроби, которые правильно стоят на своих местах. Лишние зачеркните. Если вы правильно всё сделаете – получите название одного из партизанских отрядов нашего района:

             Б     А     Н     О     Е    Р    Л    Д     К     У    И    М    С    Я

 

      0      1      3     5     4     15    6     9    10    7     8    11   14   13    12      х

             15    15   15   15    15   15   15   15   15   15   15   15   15    15

Давайте проверим: (кто-то из детей озвучивает ответ) Для этого поменяйтесь листками самоконтроля с соседом по парте, теперь вы оцениваете друг друга!

Название партизанского отряда, действовавшего на территории Туркменского района – «БОРИС».

Вы молодцы, настоящие поисковики! Кто справился без ошибок- нарисуйте им 3 звезды, пожалуйста, у кого одна-две ошибки - 2 звезды, у кого 3-4 ошибки – 1 звезду, у кого все неверно- пока ничего.

За хорошую работу вы получаете вторую часть шифра!

Предлагаю вам немножко отвлечься от работы….. Выйдите из своих мест для физминутки.

Пятиклашки, ну-ка, встали!

И на месте зашагали,

Чтобы сильным быть и ловким

Мы проводим тренировку.

Держим руки высоко,

Дышим ровно, глубоко.

Опустили руки вниз

И на место все - садись!

Дети, возьмите, пожалуйста, лист с заданием №3.

Задание №3.

ИЗ ВОЕННОГО АРХИВА…

План организации партизанского движения утвержден 22 июля 1942 года.

Известно, что в нашем крае во время ВОВ было сформировано 42 партизанских отряда. В нашей зоне их было 6: «Борис», «Петр», «Сергей», «Гаврила», «Максим» и «Яков». Какую часть от общего числа партизанских отрядов составляют эти отряды? Ответ представьте в виде долей окружности.

 6        - это от общего числа, но зная основное свойство дроби, давайте  

42  

             

найдем  равную ей  дробь:            6   =  6:6  = 1

                                                         42     42:6    7     .     Не забудьте ответ записать в листке самооценки! Теперь, когда мы получили результат, нужно закрасить ту долю круга, которая соответствует условию задания:

     

Ну что ж, проверим результат: (       ), скажи, пожалуйста, какую долю окружности ты закрасил? Почему? Умница!

Ребята, возьмите листы самоконтроля! Если вы правильно нашли равную дробь, и правильно закрасили одну из семи долей окружности – то вы рисуете 2 звезды, если нашли дробь, а закрасили неверно- только 1 звезду.

Дети, вот мы и получили все части шифра. Сейчас я предлагаю вам объединиться по группам, как вы сидите. У каждой группы по 3 части шифра. Какая группа расшифрует пароль быстрее остальных, та получит еще по одной дополнительной звезде! Готовы? Приступаем, работаем тихо, чтобы соперники не услышали ваш вариант!

17   16   2   6   5   1

П    О   Б    Е   Д  А

Поздравляю, ребята, вы смогли расшифровать пароль!

А скажите, помогли нам на уроке знания о дробях? Что мы повторили и закрепили?  

Итак, ребята, посчитайте, пожалуйста, количество заработанных сегодня звезд. Если у вас:

Количество звезд

Оценка

6-8

«5»

4-5

«4»

1-3

«3»

Вы все сегодня молодцы – каждый старался в меру своих сил и способностей!

Ребята, сейчас я попрошу каждого из вас подумать и ответить мне: Что было на уроке вам ПОНЯТНО или что для вас было ПОЛЕЗНО или что у вас ПОЛУЧИЛОСЬ?

Дети, у вас на столах лежат буклеты, возьмите их в руки. На них размещена вся информация по сегодняшнему уроку. Если вам было интересно, вы откроете их и вспомните всё, о чем мы говорили.

Обратите внимание, на последней странице буклета слова песни, которую мы сейчас с вами исполним -  песня новая для вас, поэтому будем петь вместе с детьми, её первыми исполнителями, ансамблем «Цветные сны»! Но сначала я хочу подарить вам эти  воздушные шарики, как символ мира и свободы! Я прошу вас встать. 

Война закончилась. И пушки замолчали.

И годы сгладили великую беду.

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году!

- ПЕСНЯ

Спасибо, дорогие ребята, за занятие, мне очень понравилась сегодняшняя встреча с вами. Надеюсь, что и для вас она была интересной. Можете снять пилотки. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...