Методическая разработка конспекта урока математики по теме "Обыкновенные дроби".
план-конспект урока по математике (6 класс)
Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, точность при формировании задач, логически связанных между собой и с темой урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 109.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок математики в 6 классе
«Обыкновенные дроби».
Подготовила учитель математики
Баранчикова Лариса Владимировна
2020г.
Тема урока: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок закрепление знаний.
Цель урока: закрепление понятия «Доля», «Дробь», её образование, понятий «числитель», «знаменатель».
Задачи урока:
Обучающая: закрепить умения определять, записывать ( соотносить дробь с её названием) заданные дроби на геометрических фигурах, показать (заштриховать) заданную часть дроби, правильно читать дроби, определять место числителя и знаменателя и их значение.
Развивающая: Развивать логическое мышление и конструктивные навыки; сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь.
Воспитательная: создать условия для развития коммуникативных качеств и личной рефлексии; воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность
Оборудование: у учителя - компьютер, интерактивная доска ; у обучающихся – тетради, учебники, простые карандаши, цветные карандаши, линейки.
Ход урока
Организация класса на урок.
Слайд 1. Проверка готовности к уроку.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
Слайды 2, 3. Объявление темы и обучающей цели урока.
Тема сегодняшнего урока “Доли. Обыкновенные дроби” и на уроке мы вспомним, что такое доли, познакомимся с понятиями половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби
Слайд 4. Для этого на уроке рассмотрим такие вопросы:
- Доля. Половина, треть, четверть. Обыкновенная дробь. Что показывают числитель и знаменатель дроби.
- Из истории др
Слайд 5. Мама купила арбуз и разрезала его на 6 равных частей и дала по одной части
Слайд 6. бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама разрезала арбуз. (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)
Кому первому мама дала арбуз и почему? (Мама первой дала арбуз бабушке, потому что она старше и она женщина, затем она дала арбуз дедушке – он старше, а последнюю часть мама взяла себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)
Слайд 7. Вспомним, что такое доля. Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”.
Слайд 8. Вспомним, как записывают доли.
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут:.
Слайд 9. Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу. - целое разделили на 5 равных частей (долей).
Слайд 10. Так как же образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части)
Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое)
Слайд 11. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”.
Слайд 12. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долюназывают “треть”.
Посмотрите, на сколько равных частей разделён квадрат? (квадрат разделён на 3 равные части). Сколько частей закрашено? (Закрашена 1 часть или одна третья часть)
Слайд 13. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Слайд 14. А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”?
Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”
Слайд 15. А сейчас поучимся читать доли. Прочитайте доли ; ;; ; . (демонстрация долей с помощью мультимедийного проектора)
Как по-другому можно назвать доли (четверть), (треть), (половина).
Слайд 16
Физминутка. Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
Объяснение нового материала.
Слайд17. Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся.
“Дроби”. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обыкновенная дробь.
Слайд 18. Записи вида называют обыкновенными дробями… 5 - числитель дроби, 8 - знаменатель дроби. Чтобы лучше запомнить, что такое числитель и что такое знаменатель прочитаете стихотворение.
Слайд 19. Обыкновенные дроби.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. (числитель 3, знаменатель 5),
(числитель 5, знаменатель 9), (числитель 4, знаменатель 7), (числитель 7, знаменатель 12), (числитель 1, знаменатель 8).
Слайд 20. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
Слайд 21. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? (дробь двенадцать тринадцатых показывает, что целое разделили на 13 долей и взяли 12), (дробь шесть десятых показывает, что целое разделили на 10 долей и взяли 6), (дробь пять восьмых показывает, что целое раздели на 8 долей и взяли 5), (дробь девять двадцать пятых показывает, что целое разделили на 25 долей и взяли 9), (дробь семь двадцать пятых показывает, что целое разделили на 18 долей и взяли 7).
Закрепление изученного
Слайд 22. А сейчас я буду называть дроби, а вы их будете записывать в тетради.
Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (взаимопроверка по слайду , , ,, , ).
Слайд 23. Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.
() | (). | ||
(). | (). | ||
() | (). |
(самопроверка по слайду).
Работа с учебником. Работа в тетради № 601 с.181
Прочитайте задание. Что нужно выполнить? (Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самопроверка по слайду 24.
Как же появились дробные числа?
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби. Сначала люди пользовались наиболее простыми дробями , , .Таким образом, к семье натуральных чисел присоединились дробные.
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.
В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: грош - копейки и полушка - копейки.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс.
А для дробей, получающихся путём раздробления двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Даже сейчас иногда говорят: “Он скрупулёзно изучил этот вопрос” это значит, что вопрос изучен до конца. А происходит странное слово скрупулёзно от римского названия асса – “скрупулус”.
Итог урока.
Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
Какие дроби называют обыкновенными? Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)
Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
Слайд 25. Выставление оценок, запись домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида
Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида...
Методическая разработка обобщающего урока математики в 6 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 6-го класса в качестве обобщающего урока после прохождения тем: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", " Сра...
Методическая разработка: конспект урока по математике коррекционной школы VIII вида "Дни недели"
Закрепление у ученика понятий: неделя, дни недели....
Методическая разработка: Конспект урока по математике для 6 класса "Сложение целых чисел"
Конспект урока.Предмет: математика, 6 классГ.В. Дорофеев. Учебник «МАТЕМАТИКА 6», «Дрофа» 2007г.А.В. Дорофеева «Страницы истории на уроках математики» Ме...
Методическая разработка . Интегрированный урок (математика + История и культура Санкт-Петербурга) « Необычные мосты Санкт-Петербурга» по теме "Совместные действия с обыкновенными дробями" (7 класс II отделения) ,
Учащиеся ГБОУ школы-интерната N33– это дети с различной степенью снижения слуха и недоразвитием или расстройством речи. З...
Методическая разработка к уроку математики в 5 классе на тему "Понятие дроби"
Предлагаю вашему вниманию конспект урока в 5 классе "Понятие дроби". Публикация содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и презентацию. УМКМатематика. 5 класс: учебник...
Методическая разработка конспекта урока математики "Задачи на дроби и понятие процента"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний...