Методическая разработка к уроку математики в 5 классе на тему "Понятие дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Заровская Ирина Викторовна

Предлагаю вашему вниманию конспект урока в 5 классе "Понятие дроби". Публикация содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и презентацию. 

УМК

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир - М.Вентана-Граф, 2020.

Тема урока

 

Понятие дроби.

Тип урока

 

Урок открытия новых знаний

Цель  урока

Познакомить учащихся с понятием дроби; научить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби,  понимать, что такое  половина, треть и четверть;  научить записывать дроби

 

Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог;  работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Заровская Ирина Викторовна

Предмет  

Математика

Класс

5   «М»

УМК

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир - М.Вентана-Граф, 2020.

Тема урока

Понятие дроби.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель  урока

Познакомить учащихся с понятием дроби; научить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби,  понимать, что такое  половина, треть и четверть;  научить записывать дроби

Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог;  работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

  • Образовательные  (формирование познавательных УУД):  

научить правильно читать и писать  дроби ,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные  (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • Развивающие  (формирование регулятивных УУД)

развивать умение,  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • методы формирования новых знаний и способов деятельности: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный,  проблемный и частично-поисковый, исследовательский
  • методы организации деятельности учащихся: учитель-ученик, ученик-ученик, самостоятельная работа
  • методы контроля и самоконтроля
  • методы формирования личностных результатов, ценностных ориентаций, формирования опыта положительного социального поведения
  • методы стимулирования  и мотивации деятельности поведения

Формы работы обучающихся

   Фронтальная, парная, индивидуальная

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, компьютер,  проектор,   рабочий лист.

Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

9

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Изучение нового материала

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают над поставленными задачами.

15

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

Упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. 

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения.

6

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги класса в целом.

Учащиеся высказывают свои мнения.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности; осознанное  вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

  • - Доброе утро, ребята! Хочу начать наш урок с эпиграфа «Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда» (Марк Твен)

 

- У каждого из вас на столах лежит рабочий лист. Подпишите его. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность рабочего места, знакомятся с картой урока.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими   целей урока.

На экран выводятся цели урока, продублированные в рабочем листе:

ЦЕЛИ,  С  КОТОРЫМИ  Я  СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ  НА  УРОК: 

1.  Получить новые знания.

2.  Получить пятерку.

3. Научиться грамотно, говорить, выражать свои мысли.

4. Пообщаться с одноклассниками.

5.Провести интересно время.

6. Показать себя,  свою эрудицию.

7. Получить то, что пригодиться в жизни

8. Просидеть спокойно 40 минут.

Поставьте знак «+» против целей, которые  подходят вам. Можете дополнить список.

-С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.

Такие слова, как полхлеба, полчаса, треть пути, вы слышите  каждый день.

Как вы думаете о каких числах пойдёт сегодня речь?

Да, это примеры дробных чисел, с которыми нам и предстоит познакомиться.

Какую тему урока мы запишем в тетради?

 - Понятие дроби.

На какие вопросы нам нужно будет ответить в процессе урока?

- Что такое обыкновенная дробь?

- Из чего она состоит?

- Как читать и записывать обыкновенные дроби?

Учащиеся  определяют личностные цели урока. Самостоятельно формулируют тему урока.

3. Актуализация знаний

 Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.

- Проблема деления целого на части  и записи результата  возникла ещё в далёкой древности.

Посмотрите на записи дробных  чисел в двух древних государствах. А каких? На этот вопрос вы можете ответить, выполнив задание и соотнести результаты с буквой.

- Проверим, что у вас получилось.

(Египет и Вавилон)

Впервые оперировать дробями начали на территории древних Вавилона и Египта. Историю возникновения дробей в этих и других государствах мы узнаем на последующих уроках.

Определяют тему урока.

Повторяют, изученный ранее материал в ходе игры.

4. Этап изучение нового материала.

Цель: введение понятия обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, черта дроби  на имеющихся знаниях из начальной школы

А как записывают дробные числа сейчас? Проведём небольшую практическую работу:      

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту

- А сколько частей во всей полоске?

- запишем число 2 под чертой, черта называется дробной.

Закрасьте одну часть красным цветом

-Сколько частей закрасили цветом?

- запишем 1 над чертой

Переложите полоску ещё пополам. И закрасьте одну часть.

- Сколько всего частей в полоске? запись

-сколько частей закрасили? запись

Какой вывод можно сделать?

 Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над  чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Математика уважительно относится к своим объектам (подопечным)

Каждый элемент в записи дроби имеет своё имя (название). Об этом узнаем из учебника стр. 171

(знакомство с понятиями «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель») . После прочтения нужно будет заполнить пустые места  в схеме (схема на карте урока и на слайде)

C:\Users\я\Desktop\Downloads\Безымянный5.png

- Теперь заполним схему (слайд). Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a -  числитель дроби, b – знаменатель  дроби, черта между ними – дробная черта

- Давайте подумаем, что показывает знаменатель, а что числитель.

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.), На сколько долей делят целое. Сколько таких долей взяли. Записывают правильное чтение

знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ? (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых. - Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

Заполняют схему  в рабочем листе

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение

(Числитель - на сколько равных частей разделили. Знаменатель - сколько частей взяли.)

Записывают в тетрадь тему урока

5.  Физкультминутка

Цель:сменить вид деятельности.

Выполняют с учителем нейропсихологические упражнения

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнение заданий

1.№ 674 (устно). Работаем цепочкой.

 2. № 675

 - Запишите в виде обыкновенной дроби;   проверка -  на доске

4.№ 676:

   а - комментированная запись в тетради;

   б, в – самостоятельно с взаимопроверкой.

 

-Предшествующий класс оставил для вас задание по теме «обыкновенные дроби»:

Выписать дроби.

«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку».

- Работаем в парах.

Проверка (слайд) и проговаривание хором.

 Учащиеся решают устно.

Учащиеся решают задачу в тетрадях с самопроверкой.

Запись только на доске.

Учащиеся решают часть задачи в тетрадях с комментированием вслух, часть - самостоятельно с взаимопроверкой.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби.

- В начале урока вы наметили цели урока. Напротив своих «плюсиков» рядом напишите «да» , если цель выполнена и «нет», если не выполнена.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. Сдают карты урока.

8. Информация о домашнем задании

 По учебнику:

§25 (знать ответы на вопросы стр. 172)

            № 677(а, в) – практическое задание        (желательно несколько способов)

                 № 1,2,3 (стр. 172) – устно

 Творческая работа  по  желанию:  

задание «потомкам»;

мини-презентация «Дроби в моей жизни»

  Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика 5 «М» класса _____________________________________

  1. ЦЕЛИ,  С  КОТОРЫМИ  Я  СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ  НА  УРОК: 

1.  Получить новые знания.

2.  Получить пятерку.

3. Научиться грамотно, говорить, выражать свои мысли.

4. Пообщаться с одноклассниками.

5.Провести интересно время.

6. Показать себя,  свою эрудицию.

7. Получить то, что пригодиться в жизни

8. Просидеть спокойно 40 минут.

Поставьте знак «+» против целей, которые  подходят вам. Можете дополнить список.

Тема урока ___________________________________________________

  1. Выполни задание и соотнеси результаты с буквой.

Е

И

Г

Т

П

16

64

25

1000

27

 ;        =      ;      =    ;       =      ;        =       ;  =       .

И

В

Н

О

А

Л

20 см

6

40000  

60  

8  

7

 

S- ? прямоугольника, a=2 , b = 3

V- ?    куба, а=2 см

Р-? см прямоугольника , а=1 , b= 2

Р-? см куба , а=5 см

Чему равно делимое, если b=3, q=2, r= 1

V- ?   прямоугольника, а=3 см, b=4 см, c=5 см

4 га = ………  


  1. Прочитай материал на стр. 171  учебника и заполни схемуОбыкновенные дроби 5 класс объяснение темы

C:\Users\я\Desktop\Downloads\Безымянный5.png

  1. Выпиши дроби (работа в парах)

«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку».

  1. Домашняя работа

По учебнику:

§25 (знать ответы на вопросы стр. 172)

            № 677(а, в) – практическое задание        (желательно несколько способов)

                 № 1,2,3 (стр. 172) – устно

 Творческая работа  по  желанию:  

задание «потомкам»;

мини-презентация «Дроби в моей жизни»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда» ( Марк Твен)

Слайд 2

ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК: 1. Получить новые знания. 2. Получить пятерку. 3. Научиться грамотно говорить, выражать свои мысли. 4. Пообщаться с одноклассниками. 5.Провести интересно время. 6. Показать себя, свою эрудицию. 7. Получить то, что пригодиться в жизни 8. Просидеть спокойно 40 минут.

Слайд 3

Тема урока: «Понятие дроби. Обыкновенная дробь»

Слайд 4

В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел . Древний Египет Древний Вавилон

Слайд 5

Хочу всё знать и уметь – А как половину записать цифрами? Возьмём полоску бумаги. Разделим её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведём черту. – На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части ) Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной , а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасим одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть) Запишем число 1 над дробной чертой вот так: Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины)

Слайд 6

Обыкновенные дроби Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби

Слайд 7

ЗАПОМНИТЕ ! …называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями числитель дробная черта знаменатель (на сколько разделили) Знаменатель не равен нулю!

Слайд 8

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Слайд 9

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

Слайд 10

С. 173-174, №674 (устно ), №675, № 676 (письменно) Работа по учебнику:

Слайд 11

«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку». Задание «потомкам»

Слайд 12

ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК: 1. Получить новые знания. 2. Получить пятерку. 3. Научиться грамотно говорить, выражать свои мысли. 4. Пообщаться с одноклассниками. 5.Провести интересно время. 6. Показать себя, свою эрудицию. 7. Получить то, что пригодиться в жизни 8. Просидеть спокойно 40 минут.

Слайд 13

Домашнее задание По учебнику: §25 (знать ответы на вопросы стр. 172) № 677(а, в) – практическое задание (желательно несколько способов) № 1,2,3 (стр. 172) – устно Творческая работа по желанию: задание «потомкам»; мини-презентация «Дроби в моей жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока в 5 классе по теме: "Сравнение дробей"

в данной методической разработке показано содержание открытого урока в 5 классе по теме "Сравнение дробей". урок  проходит в сопровождении презентации. работа включает несколько самостоятельных р...

Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс

Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...