Методическая разработка к уроку математики в 5 классе на тему "Понятие дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предлагаю вашему вниманию конспект урока в 5 классе "Понятие дроби". Публикация содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и презентацию.
УМК | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир - М.Вентана-Граф, 2020. |
Тема урока
| Понятие дроби. |
Тип урока
| Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятием дроби; научить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби, понимать, что такое половина, треть и четверть; научить записывать дроби |
Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_5_klasse_po_teme_drobi_.docx | 331.15 КБ |
rabochiy_list.docx | 329.53 КБ |
prezentatsiya_drobi.pptx | 395.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор | Заровская Ирина Викторовна |
Предмет | Математика |
Класс | 5 «М» |
УМК | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир - М.Вентана-Граф, 2020. |
Тема урока | Понятие дроби. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятием дроби; научить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби, понимать, что такое половина, треть и четверть; научить записывать дроби |
Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. | |
Задачи: |
научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Методы: |
|
Формы работы обучающихся | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Организация деятельности обучающихся на уроке: |
|
Необходимое учебное оборудование | Учебник, компьютер, проектор, рабочий лист. |
Структура урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 9 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Изучение нового материала | Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают над поставленными задачами. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | Упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. |
6. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения. | 6 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги класса в целом. | Учащиеся высказывают свои мнения. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежит рабочий лист. Подпишите его. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. | Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность рабочего места, знакомятся с картой урока. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | На экран выводятся цели урока, продублированные в рабочем листе: ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК: 1. Получить новые знания. 2. Получить пятерку. 3. Научиться грамотно, говорить, выражать свои мысли. 4. Пообщаться с одноклассниками. 5.Провести интересно время. 6. Показать себя, свою эрудицию. 7. Получить то, что пригодиться в жизни 8. Просидеть спокойно 40 минут. Поставьте знак «+» против целей, которые подходят вам. Можете дополнить список. -С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Такие слова, как полхлеба, полчаса, треть пути, вы слышите каждый день. Как вы думаете о каких числах пойдёт сегодня речь? Да, это примеры дробных чисел, с которыми нам и предстоит познакомиться. Какую тему урока мы запишем в тетради? - Понятие дроби. На какие вопросы нам нужно будет ответить в процессе урока? - Что такое обыкновенная дробь? - Из чего она состоит? - Как читать и записывать обыкновенные дроби? | Учащиеся определяют личностные цели урока. Самостоятельно формулируют тему урока. |
3. Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний и способов действий. | - Проблема деления целого на части и записи результата возникла ещё в далёкой древности. Посмотрите на записи дробных чисел в двух древних государствах. А каких? На этот вопрос вы можете ответить, выполнив задание и соотнести результаты с буквой. - Проверим, что у вас получилось. (Египет и Вавилон) Впервые оперировать дробями начали на территории древних Вавилона и Египта. Историю возникновения дробей в этих и других государствах мы узнаем на последующих уроках. | Определяют тему урока. Повторяют, изученный ранее материал в ходе игры. |
4. Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, черта дроби на имеющихся знаниях из начальной школы | А как записывают дробные числа сейчас? Проведём небольшую практическую работу: Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту - А сколько частей во всей полоске? - запишем число 2 под чертой, черта называется дробной. Закрасьте одну часть красным цветом -Сколько частей закрасили цветом? - запишем 1 над чертой Переложите полоску ещё пополам. И закрасьте одну часть. - Сколько всего частей в полоске? запись -сколько частей закрасили? запись Какой вывод можно сделать? Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Математика уважительно относится к своим объектам (подопечным) Каждый элемент в записи дроби имеет своё имя (название). Об этом узнаем из учебника стр. 171 (знакомство с понятиями «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель») . После прочтения нужно будет заполнить пустые места в схеме (схема на карте урока и на слайде) - Теперь заполним схему (слайд). Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта - Давайте подумаем, что показывает знаменатель, а что числитель. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.), На сколько долей делят целое. Сколько таких долей взяли. Записывают правильное чтение знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ? (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых. - Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых. | Заполняют схему в рабочем листе Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили. Знаменатель - сколько частей взяли.) Записывают в тетрадь тему урока |
5. Физкультминутка Цель:сменить вид деятельности. | Выполняют с учителем нейропсихологические упражнения | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу |
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнение заданий | 1.№ 674 (устно). Работаем цепочкой. 2. № 675 - Запишите в виде обыкновенной дроби; проверка - на доске 4.№ 676: а - комментированная запись в тетради; б, в – самостоятельно с взаимопроверкой.
-Предшествующий класс оставил для вас задание по теме «обыкновенные дроби»: Выписать дроби. «Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку». - Работаем в парах. Проверка (слайд) и проговаривание хором. | Учащиеся решают устно. Учащиеся решают задачу в тетрадях с самопроверкой. Запись только на доске. Учащиеся решают часть задачи в тетрадях с комментированием вслух, часть - самостоятельно с взаимопроверкой. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности | - Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби. - В начале урока вы наметили цели урока. Напротив своих «плюсиков» рядом напишите «да» , если цель выполнена и «нет», если не выполнена. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. Сдают карты урока. |
8. Информация о домашнем задании | По учебнику: §25 (знать ответы на вопросы стр. 172) № 677(а, в) – практическое задание (желательно несколько способов) № 1,2,3 (стр. 172) – устно Творческая работа по желанию: задание «потомкам»; мини-презентация «Дроби в моей жизни» | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика 5 «М» класса _____________________________________
- ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК:
1. Получить новые знания.
2. Получить пятерку.
3. Научиться грамотно, говорить, выражать свои мысли.
4. Пообщаться с одноклассниками.
5.Провести интересно время.
6. Показать себя, свою эрудицию.
7. Получить то, что пригодиться в жизни
8. Просидеть спокойно 40 минут.
Поставьте знак «+» против целей, которые подходят вам. Можете дополнить список.
Тема урока ___________________________________________________
- Выполни задание и соотнеси результаты с буквой.
Е | И | Г | Т | П |
16 | 64 | 25 | 1000 | 27 |
; = ; = ; = ; = ; = .
И | В | Н | О | А | Л |
20 см | 6 | 40000 | 60 | 8 | 7 |
S- ? прямоугольника, a=2 , b = 3
V- ? куба, а=2 см
Р-? см прямоугольника , а=1 , b= 2
Р-? см куба , а=5 см
Чему равно делимое, если b=3, q=2, r= 1
V- ? прямоугольника, а=3 см, b=4 см, c=5 см
4 га = ………
- Прочитай материал на стр. 171 учебника и заполни схему
- Выпиши дроби (работа в парах)
«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку».
- Домашняя работа
По учебнику:
§25 (знать ответы на вопросы стр. 172)
№ 677(а, в) – практическое задание (желательно несколько способов)
№ 1,2,3 (стр. 172) – устно
Творческая работа по желанию:
задание «потомкам»;
мини-презентация «Дроби в моей жизни»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК: 1. Получить новые знания. 2. Получить пятерку. 3. Научиться грамотно говорить, выражать свои мысли. 4. Пообщаться с одноклассниками. 5.Провести интересно время. 6. Показать себя, свою эрудицию. 7. Получить то, что пригодиться в жизни 8. Просидеть спокойно 40 минут.
Тема урока: «Понятие дроби. Обыкновенная дробь»
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел . Древний Египет Древний Вавилон
Хочу всё знать и уметь – А как половину записать цифрами? Возьмём полоску бумаги. Разделим её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведём черту. – На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части ) Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной , а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасим одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть) Запишем число 1 над дробной чертой вот так: Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины)
Обыкновенные дроби Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби
ЗАПОМНИТЕ ! …называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями числитель дробная черта знаменатель (на сколько разделили) Знаменатель не равен нулю!
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых
Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
С. 173-174, №674 (устно ), №675, № 676 (письменно) Работа по учебнику:
«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку». Задание «потомкам»
ЦЕЛИ, С КОТОРЫМИ Я СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ НА УРОК: 1. Получить новые знания. 2. Получить пятерку. 3. Научиться грамотно говорить, выражать свои мысли. 4. Пообщаться с одноклассниками. 5.Провести интересно время. 6. Показать себя, свою эрудицию. 7. Получить то, что пригодиться в жизни 8. Просидеть спокойно 40 минут.
Домашнее задание По учебнику: §25 (знать ответы на вопросы стр. 172) № 677(а, в) – практическое задание (желательно несколько способов) № 1,2,3 (стр. 172) – устно Творческая работа по желанию: задание «потомкам»; мини-презентация «Дроби в моей жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока в 5 классе по теме: "Сравнение дробей"
в данной методической разработке показано содержание открытого урока в 5 классе по теме "Сравнение дробей". урок проходит в сопровождении презентации. работа включает несколько самостоятельных р...
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс...
Методическая разработка по математике ( 5 класс) по теме : "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" ( к учебнику Н.Я.Виленкина)
Технологическая карта к уроку изучения новой темы....
Методическая разработка урока в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учебник «Математика -5» автор Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Урок- сказка помогает заинтересовать учащихся, проявить свои интеллектуальные способности, расширяет кругозор....
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...