Конспект урока "Приближенное значение чисел. Округление десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5, 6 класс)

Александрова Алёна Сергеевна

Конспект урока для 5 класса по учебнику Виленкина. Можно использовать для 6 класса по учебнику Дорофеева. Тип урока: изучение нового материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

  1. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. – 23-е изд., испр. – М. :Мнемозина, 2008. – 280 с. : ил.
  2. Программная тема: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тема данного урока «Приближенные значения чисел. Округление чисел.». Это четвертый пункт программой темы. Данный урок является первым в системе уроков по данной теме.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Цели урока:
  • Образовательная: Формирование системы знаний по теме «Приближенные значения чисел. Округление чисел».

Задачи: создать условия для изучения алгоритма нахождения приближенного значения чисел;  

  • Развивающая: развитие наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации, логического мышления, памяти, внимания, математической речи.  

Задачи: создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации; способствовать развитию математической речи; создать условия для развития внимательности при изучении нового материала, познавательного интереса;

  • Воспитательная воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Задачи: создать условия для проявления коммуникативности в работе, учить умению слушать другого, уважать мнение товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

  1. Оборудование: презентация
  2. ЗУН, необходимые на уроке:
  • Уметь складывать и вычитать десятичные дроби;
  • Уметь сравнивать десятичные дроби;

ЗУН, формируемые на уроке:

  • Знать алгоритм нахождения приближенного значения числа;
  • Уметь округлять числа;
  1. Средства обучения, использованные на уроке:
  1. Мультимедийный проектор;
  2. Мультимедийная доска;
  3. Учебник по математике.
  1. Методы обучения:
  1. Словесный метод;
  2. Синтез и анализ при решении задач;
  3. Индуктивный метод.
  1. Пути активизации учебной деятельности:
  1. Создание эмоциональной атмосферы на уроке.
  2. Словесное поощрение.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(Предполагаемые ответы)

Формируемые УУД

Организационный момент (2 мин)

Создание благоприятной обстановки в классе

Приветствует учеников. Проверяет отсутствующих.

(Слайд1)

Кулигин Никита, с какими числами мы работаем?

Хорошо. Дима Якушин, что мы умеем делать с десятичными дробями?

Хотите ли вы узнать что-то новое о десятичных дробях?

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

С десятичными дробями.

Сравнивать, складывать, вычитать, раскладывать по разрядам.

Да.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

Актуализация знаний, устная работа (15 мин)

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде алгоритма.

4) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующие на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний:  правила округления чисел, алгоритма округления чисел;

Хорошо, тогда перед этим повторим то, что уже знаем и умеем.

Устно.

  1. Заполните пропуск:

  1. Прочитайте числа. Назовите все разряды этих чисел слева направо:

1,2; 0,04; 1,875; 83,141; 182,65; 1, 0005; 6 723 407; 2 409.

Самостоятельно.

  1. Вычислите:

Проверка на доске.

Хорошо.

Посмотрите на часы. Арсений, сколько на них времени?

Почему ты так сказал, ведь на них не ровно 12?

Да, мы можем сказать примерно. Какое примерное время на этих часах, Вика?

А почему ты не сказала 13:35?

Верно. В математике принято говорить, что 11:58 приближенно равно 12 с избытком и 13:32 приближенно равно 13:30 с недостатком по тому числу, которое расположено ближе.

Изобразим координатный луч, отметим на нем числа 0 и 1. Давайте для удобства разделим отрезок чертой напополам. Через какую точку пройдет черта, Рита?

Отметим число 0,2. К какому числу оно расположено ближе к 0 или 1, Лада?

Тогда чему приближенно равно число 0,2, Андрей? С избытком или с недостатком?

Так же в математике принято говорить, что число 0,2 округлили до разряда единиц.

Чему будет приближенно равно число 0,6, Тая? До какого разряда округлили число 0,6?

Правильно. Хотите узнать почему получается именно так?

Дима Валиуллин, назови тему урока.

Игорь, чему мы должны сегодня научиться?

Запишите тему урока в тетрадь.

Выполняют.

3,11; 3,12; … 3,19

0,091; 0,092; … 0,099

1,115; 1,215; …1,915; 1,016; …

17,001; 17,002; 17,0001; …

Неверное неравенство 153<153.11<153,47

А) 2,7091

Б)99,35

В)2,407

Г)55,0373

12

Потому что принято говорить примерное время.

13:30

Потому что стрелка ближе к 6.

0,5

К 0.

0,2 приближенно равно 0 с недостатком.

0,6 приближенно равно 1 с избытком.

До разряда единиц.

Да.

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Цель: научиться находить приближенные значения чисел и научиться округлять числа.

Записывают тему урока.

Структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; развитие логического мышления, знание основных моральных норм.

Открытие нового знания.

Давайте проанализируем координатный луч. Мы зачем-то разбили его на две части. Рома, как ты думаешь для чего?

Верно, Настя скажи, чему будет приближенно равно число 0,5?

В математике решили число 0,5 округлять по избытку.

Чему будет равно приближенное значение числа 0,5, Влад?

Что произошло с числом 0,5 при округлении до единиц, Алина?

А с числом 0,2?

Давайте попробуем округлить число 56,38 до десятых. Изобразим на координатном луче, поделим напополам.

Если округлим до десятых, то какое число получится, Даша?

Число 56,34. Сеня?

Удобно ли всегда искать приближенное значение на луче?

Поэтому придумали правило округления числа. (Слайд )

Никита Кулигин, читай правило.

У кого возник вопрос?

Этот знак читается приближенно равно.

Когда числа находились левее черты, то округлялись до 0, а когда справа, то округлялись до 1.

-

1

Было 0 целых, стало 1 целая. А 5 исчезла.

Осталось 0 единиц, а 2 исчезла.

56,4

56,3

Нет.

Для того, чтобы округлить число до какого-либо разряда, нужно

  1. Подчёркиваем цифру округляемого разряда.
  2. Вертикальной чертой отделяем все цифры, стоящие справа от округляемого разряда.
  3. Оцениваем число справа от черты.
  • Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то подчёркнутую цифру оставляем без изменений, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем.
  • Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра5, 6, 7, 8 или 9, то к подчёркнутой цифре добавляем 1, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, само регуляция.

Первичное применение нового знания

Давайте потренируемся.

Решение упражнений по учебнику.

№1272 (первые 3 Андрей)

№1272 (остальные Грицаенко Вероника)

№1274(а) Рита

(в) Игорь

(б) самостоятельно

№1277

Выполняют у доски с проговариванием алгоритма

№1272

7; 12; 0; 9; 300; 7; 1.

№1214

а) 2,8; 3,1; 204; 80,5;

б) 0,07; 1,36; 10,08; 76,54; 4,46

в) 170; 2090; 440; 300; 140.

№1277

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Итог урока. Рефлексия (3 мин)

Какие цели в начале урока мы поставили?

Достигнуты ли поставленные цели?

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Домашнее задание

№1297

№1299 (а, б)

№1301

Записывают домашнее задание. Определяют для себя вариантную часть.

№1297.

А)

Б) 0,4; 0,8; 1; 81,4.

№1299.

А) 100000, 999990

Б) 10000000, 1000010

№1301.

  1. 21,6+4,9=26,5км/ч
  2. 21,6-4,9=16,7км/ч

Технологическая карта урока по теме «Приближенное значение чисел. Округление чисел».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

* Самостоятельно №1. Вычислите :

Слайд 2

* Устно №2. Прочитайте числа. Назовите все разряды этих чисел слева направо:

Слайд 4

Округление десятичных дробей.

Слайд 5

Алгоритм округления числа. 1. Подчёркиваем цифру округляемого разряда. 632, 7 41 5 7,3 91 49 2 . Вертикальной чертой отделяем все цифры, стоящие справа от округляемого разряда. 6 3 2, 7 41 5 7,39149 3. Оцениваем число справа от черты . Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то подчёркнутую цифру оставляем без изменений, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем. Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра5, 6, 7, 8 или 9, то к подчёркнутой цифре добавляем 1, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем. 632,7 5 0 632,75 (5+1) 0,00000 60 Алгоритм округления числа. 1. Подчёркиваем цифру округляемого разряда. 632, 7 41 5 7,3 91 49 2 . Вертикальной чертой отделяем все цифры, стоящие справа от округляемого разряда. 6 3 2, 7 41 5 7,39149 3. Оцениваем число справа от черты . Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то подчёркнутую цифру оставляем без изменений, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем. Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра5, 6, 7, 8 или 9, то к подчёркнутой цифре добавляем 1, а все цифры после вертикальной черты заменяем нулями и отбрасываем.

Слайд 6

приблизительно равно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе....

Урок путешествие. «Приближённые значения чисел. Округление чисел»

Нестандартный урок в 5 классе "Урок путешествие ". По учебнику Н. Я. Виленкина  В. И. Жохова Мнемозина 2011....

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Конспект урока (Округление десятичных дробей) (6 класс)

Конспект урока (Округление десятичных дробей) (6 класс)...

Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...

Конспект урока "Приближенное значение чисел. Округление десятичных дробей", закрепление

Конспект урока по математике по виленкину в 5 классе, по дорофееву в 6 классе...