Урок по математике в 5 классе на тему "Числовые и буквенные выражения. Формулы".
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Урок по математике в 5 классе на тему "Числовые и буквенные выражения. Формулы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок повторения и закрепления материала | 103.7 КБ |
Презентация к уроку "Числовые и буквенные выражения. Формулы" | 547.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Чубовка муниципального района Кинельский Самарской области
Российская Федерация, 446403 Самарская область, Кинельский район, с. Чубовка,
ул. Юбилейная 2. Тел./факс: 8(846)63-36-725.
Открытый урок по математике в 5 классе
Тема: «Числовые и буквенные
выражения. Формулы»
Подготовила и провела: учитель математики
ГБОУ СОШ с. Чубовка
Петрищева Т. Ю.
Дата проведения: 15.10.2019 г.
Паспорт урока математики в 5 классе
Тема урока | Числовые и буквенные выражения. Формулы. |
Учитель | Петрищева Татьяна Юрьевна |
Образовательная цель | формирование математической грамотности личности, развитие навыков учебно-группового сотрудничества пятиклассников на основе осмысления отличительных особенностей понятий «Числовые и буквенные выражения» и «Формулы» |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично знания отличительных особенностей понятий «Числовые и буквенные выражения» и «Формулы»; ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий; ПУД-1: использует знаково-символические средства представления информации о зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, нахождение периметра и площади прямоугольника ПУД-2: создаёт модели зависимости между величинами, характеризующими эти процессы, схем решения учебных и практических задач; КУД-3: излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения; КУД-4: определяет общую цель и пути её достижения в условиях учебно-группового сотрудничества; КУД-5: договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности; РУД-1: принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности; РУД-4: планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей; ПР-1: называет признаки понятий «скорость, время, расстояние», «периметр и площадь прямоугольника»; ПР-2: объясняет и применяет формулы нахождения данных понятий ПР-3: оформляет краткую запись задачи в таблице; ПР-4: решает простые задачи в соответствии с установленными правилами |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Решение текстовых задач» | Ученик научится: устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1 - 2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; |
Программное содержание | Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, нахождение периметра и площади прямоугольника |
Мировоззренческая идея | Знание зависимости между величинами «скорость, время, расстояние», «периметр и площадь прямоугольника» позволяет человеку успешно выполнять действия, связанные с практической деятельностью. |
Ценностно-смысловые ориентиры | Культура. Наука. Познание. |
План изучения учебного материала | 1. Значение числового и буквенного выражений. 2. Формулы вычисления скорости, времени движения, расстояния, периметра, площади прямоугольника. 3. Оформление краткой записи в таблице. 4. Решение простых задач и работа с готовой формулой. |
Основные понятия | Числовые и буквенные выражения, скорость, время, расстояние, периметр и площадь прямоугольника; |
Формулы | S = v t, Р = 2 (а+b), S = a b |
Числа и величины | Натуральные числа, буквенные величины |
Тип урока | Урок закрепления материала |
Форма урока | Урок - практическая работа |
Образовательная технология | Технология учебно-группового сотрудничества |
Оснащение урока | М/м средства, рабочие папки, карточки-знаки «?», «+», «-»; фломастеры, клей-карандаши, листы самооценки, ватман |
Мизансцена урока | 4 группы по 5 человек |
Домашнее задание | №258, 260 (Учебник Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана- Граф, 2017.) |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. (Слайд 1) - Выбор в группах командира (на счёт 1,2,3). - Правила сотрудничества. (Слайд 2) Покажите, что вы готовы: - работать в команде - быть дружелюбными друг к другу - быть хорошими учениками Психологический настрой на урок. - А почему так важно научиться работать в команде, быть командным человеком? - Итак, девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе н тесно, вместе легко и всегда интересно!» (Слайд 3). | Приветствуют стоя. Руки сцеплены вверх Аплодисменты Руки на парте Высказывания детей Говорят хором | ЛР-2 |
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (10 мин.) | ||
Межгрупповая дискуссия. Слайд 4. - Как вы понимаете фразу «Математика вокруг нас»? - Приведите примеры из вашей жизни, подтверждающие истинность этого высказывания. Обобщение, вывод (Слайд 5): современный человек обязательно должен обладать математической грамотностью, то есть применять математические знания и умения в любых жизненных ситуациях, стремиться действовать рационально и творчески. Задание №1.(Слайд 6) - Внимательно рассмотрите задание№1. - Что заметили? Вставьте пропущенные слова в задании №1. По моей команде командир поднимает карточку. Проверка (группы отвечают по очереди, слайд 7): 1 гр: 1). 100-(23+47) - это числовое выражение; 2 гр: 2). 265 + а – b – это буквенное выражение; 3 гр: 3). Р = 2 (а+b) – это формула периметра прямоугольника 4 гр: 4). S = v t - это формула пройденного расстояния; 5 гр: 5). S = a b - это формула площади прямоугольника. - Назовите виды выражений (Слайд 8). Какие выражения называются числовыми? Буквенными? Как можно найти периметр и площадь прямоугольника? (по формуле). - Как можно сформулировать тему урока? Задание №2. Определите периметр и площадь прямоугольника, измерения которого указаны в таблице на слайде 9. Задание №3. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Слайд 10. Воспользоваться формулой, подставив в неё значения букв). Главный вопрос урока: для чего нужны буквенные выражения? Слайд 11. - Какую цель поставим на нашем уроке? - Что необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Чему научимся на уроке? (Нужно научиться работать с буквенными выражениями, определять зависимость между величинами в формуле). | (1 человек от группы) Высказывания детей Работа в группе Командиры поднимают соответствующие карточки с выделенным словом Фронтально ответы детей, командиры групп оценивают ответы с помощью карточек «+» и «-». Работа в тетрадях Отвечает 1 человек от группы (оценка «+», «-») Работа в группе. В случае затруднения командир поднимает карточку «?». Обсуждение в группах, затем отвечает 1 из группы. Другие выражают свое отношение к высказываниям карточками «+» и «-». | ЛР-2 КУД-3 ЛР-1 ПР-1 РУД-1 КУД-3 КУД-4 |
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП (15 мин.) | ||
Учитель обращает внимание ребят на рабочие папки на их столах. - В рабочих папках вы найдёте инструкцию и рабочие материалы для выполнения заданий. Командиры, познакомьте команду с материалами. Если возникнут затруднения, то поднимайте карточку «?». Начинаем. Время пошло. - Что нужно сделать, чтобы работу выполнить хорошо и быстро? (договориться, распределить поручения) Внутригрупповая дискуссия (2 мин.): как быстро и качественно решить поставленную задачу? Кто чем должен заниматься? Какую работу должен выполнить каждый участник команды? Практическая работа: выполнить индивидуальные поручения. Время работы: 5 мин. Слайд 13. Работа в группах: 1 ученик: Читает задачу №1 (1), оформляет её условие в форме таблицы, составляет выражение для её решения, подставляет значение буквы и вычисляет периметр (рабочий лист 1) 2 ученик: Читает задачу №1 (2), оформляет её условие в форме таблицы, составляет выражение для её решения, подставляет значение буквы и вычисляет площадь (рабочий лист 2); 3 ученик: составляет краткую запись задачи №2 в форме таблицы, распределяя предложенные величины (рабочий лист 3); 4 ученик: выбирает формулу для решения задачи №2, выполняет решение задачи, оформляя его числовым выражением (рабочий лист 4); 5 ученик: анализирует способы решения двух задач, определяет их сходство и различие (рабочий лист 5). Практическая работа (слайд 14): оформить результаты выполнения индивидуальных поручений в коллаж. (5 мин.) Внутригрупповая дискуссия (3 мин): как лучше представить результаты работы группы? Что и как для этого должен сделать каждый? | Знакомство с рабочими папками Обсуждение в группе. Слайд 12 Распределение поручений в группе. Индивидуальная самостоятельная работа по инструкции с материалами рабочей папки Групповая работа: на листе ватмана Обсуждение в группах | ЛР-2 КУД-5 ПР-1-4 ПУД-1 ПУД-2 КУД-5 |
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (9 мин) | ||
Презентация результатов работы групп, оформленных коллажей. 1 группа: 1 уч.: Озвучивает задание и результаты своей работы; 2 уч.: Озвучивает задание и результаты своей работы; 3 уч. Озвучивает задание и краткую запись 2 задачи; 4 уч.: Озвучивает формулу и решение 2 задачи; 5 уч.: Озвучивает анализ способов решения двух задач, определяет их сходство и различие. Коллективная дискуссия (Слайд 16): - Что заметили? Какой напрашивается вывод? - Можно ли считать, что мы достигли цели урока? | Слайд 15 У доски каждая группа представляет результат своей работы. Остальные поднимают сигнальные карточки: «+» - согласен, «-» - не согласен Высказывание детей | ЛР-2 ПР-1-4 РУД-1 РУД-4 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин) | ||
Рефлексия и оценка результатов деятельности: обсуждение в группе. Слайд 17. Содержательная оценка результатов сотрудничества в группах: - Что получилось в сотрудничестве и почему? - Что не получилось в сотрудничестве и почему? - На что необходимо обращать своё внимание в будущем? - Урок окончен. Аплодисментами поблагодарите друг друга за сотрудничество. | Самооценка: заполнение листов самооценки (сдают учителю) Фронтально дети высказываются. Согласие – руки вверх. Ребята аплодируют. Слайд 18 | ЛР-1 ЛР-2 РУД-4 КУД-3 |
Приложение 1
Девиз урока:
Вместе не трудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!
Правила сотрудничества
- Говорить негромко, не кричать.
- Не перебивать.
- Не грубить.
- Внимательно слушать товарищей.
- Ответственно и добросовестно выполнять поручения.
- Помогать друг другу.
Задание №1
Задание: внимательно прочитайте задание и вставьте пропущенные слова.
(2 минуты)
- 100- (23+47) – это ______________ выражение;
- 265 + а - b - это ______________ выражение;
- Р = 2 (а+b) – это ______________ периметра прямоугольника;
- S = v t - это ______________ пройденного расстояния;
- S = a b - это ____________ площади прямоугольника.
- Что заметили?
- Как можно сформулировать тему урока?
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ Приложение 2
Ваша цель: научиться составлять буквенные выражения, вычислять их значения по данным значениям букв, продемонстрировать результаты в конце урока. Результаты работы необходимо оформить в виде коллажа, который должен состоять из результатов работы каждого участника команды. Будьте внимательны!
Для успешного достижения цели, вам предстоит выполнить следующие задания:
1 задание: составить выражение для нахождения периметра прямоугольника, оформить условие задачи в форме таблицы, распределяя предложенные величины (рабочий лист 1).
2 задание: составить выражение для нахождения площади прямоугольника, оформить условие задачи в форме таблицы, распределяя предложенные величины (рабочий лист 2).
3 задание: Прочитать внимательно задачу, оформить её условие в форме таблицы, распределяя предложенные величины (рабочий лист 3).
4 задание: Выбрать формулу для решения 2 задачи, выполнить вычисление, оформить запись числовым выражением (рабочий лист 4).
5 задание: оформить ответы двух задач, определить их сходство и различие (рабочий лист 5).
ПОМНИТЕ: успех сотрудничества будет зависеть от распределения заданий между всеми участниками команды и от добросовестного, ответственного выполнения индивидуальных поручений каждым из вас.
Вам необходимо провести презентацию итогов работы группы перед всем классом, так, чтобы ваши одноклассники смогли потом ответить на вопрос: как работать с буквенными выражениями и формулами. Договоритесь между собой, как во время презентации итогов работы вы выполните главный лозунг сотрудничества: успех группы зависит от вклада каждого!
ЖЕЛАЮ ВАШЕЙ ГРУППЕ УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ УРОКА!
Приложение 3
1 группа РАБОЧИЙ ЛИСТ 1
Задача № 1. Стороны прямоугольника равны а см и 12 см. Составьте выражение для нахождения:
1). периметра прямоугольника;
2). площади прямоугольника.
Твоё задание: Внимательно прочитай текст задачи №1 и выполни задание 1).
Составь выражение для нахождения периметра прямоугольника, стороны которого равны а см и 12 см. Оформи условие задачи в форме таблицы.
Приготовься ответить на вопрос:
при помощи какой формулы находится периметр прямоугольника?
РАБОЧИЙ ЛИСТ 2
Задача № 1. Стороны прямоугольника равны а см и 12 см. Составьте выражение для нахождения:
1). периметра прямоугольника;
2). площади прямоугольника.
Твоё задание: Внимательно прочитай текст задачи №1 и выполни задание 2).
Составь выражение для нахождения площади прямоугольника, стороны которого равны а см и 12 см. Оформи условие задачи в форме таблицы.
Приготовься ответить на вопрос:
при помощи какой формулы находится площадь прямоугольника?
РАБОЧИЙ ЛИСТ 3
Задача № 2. По формуле пути S = v t найдите скорость, с которой поезд прошёл 248 км за 4 часа.
Твоё задание:
внимательно прочитай текст задачи, оформи письменно условие задачи в форме таблицы, распределяя предложенные величины.
Приготовься обосновать своё решение.
РАБОЧИЙ ЛИСТ 4
Задача № 2. По формуле пути S = v t найдите скорость, с которой поезд прошёл 248 км за 4 часа.
Твоё задание:
внимательно прочитай текст задачи. Запиши формулу, с помощью которой её можно решить. Оформи письменную запись решения задачи числовым выражением.
Приготовься обосновать своё решение.
РАБОЧИЙ ЛИСТ 5 (командиру группы)
Твоё задание:
внимательно прочитай тексты двух задач и напиши ответы на вопросы задач. Для этого тебе необходимо оценить правильность решения задач твоими товарищами. определить их сходство и различие.
Задача № 1. Стороны прямоугольника равны а см и 12 см. Составьте выражение для нахождения: 1). периметра прямоугольника; 2). площади прямоугольника. |
Ответ: 1) (а + 12) * 2; 2) 12а |
Задача № 2. По формуле пути S = v t найдите скорость, с которой поезд прошёл 248 км за 4 часа. |
Ответ: 62 км/ч. |
Приложение 4
Лист самооценки ученика _____ класса _______________________________
Тема урока: ______________________________________________________
Теперь я могу | +/-/? | Баллы |
объяснить, для чего нужны буквенные выражения | ||
составить буквенное выражение для решения задачи | ||
находить значение буквенного выражения | ||
оформить краткую запись задачи в форме таблицы | ||
пользоваться формулой для нахождения её компонентов | ||
выолнять задания в сотрудничестве с одноклассниками |
Оценка ____________________________ Отметка ______
Приложение 5
ЗНАКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Подписи к слайдам:
Говорить негромко, не кричать; не перебивать; не грубить; внимательно слушать товарищей; ответственно и добросовестно выполнять поручения; помогать друг другу. Правила сотрудничества
Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! Девиз урока
Математика вокруг нас
Главный признак сформированной математической грамотности – готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью, стремление действовать рационально и творчески . Математическая грамотность
1 ). 100-(23+47) – это ________ выражение ; 2 ). 265 + а – b – это ________ выражение ; 3 ). Р = 2 (а+ b ) – это _______ периметра прямоугольника 4 ). S = v t - это _______ пройденного расстояния ; 5). S = a b - это _____ площади прямоугольника . ЗАДАНИЕ № 1
1 ). 100-(23+47) - это числовое выражение; 2 ). 265 + а – b – это буквенное выражение; 3 ). Р = 2 (а+ b ) – это формула периметра прямоугольника 4 ). S = v t - это формула пройденного расстояния; 5 ). S = a b - это формула площади прямоугольника. Проверка задания № 1
Виды выражений Математические выражения Числовые Буквенные Формулы 187 – (29 + 65) 3 b*4c – 11 х P = a + b + c
Определите периметр и площадь прямоугольника . ЗАДАНИЕ № 2 Группа Длина Ширина 1 15 6 2 18 5 3 10 9 4 30 3
Р = ( а + b ) * 2 S = v t S = a*b Формулы
Для чего нужны буквенные выражения? Главный вопрос урока
Как быстро и качественно решить поставленную задачу? Кто чем должен заниматься? Какую работу должен выполнить каждый участник команды? Внутригрупповая дискуссия (2 минуты)
Работа в группах. Выполнить индивидуальные поручения. Время работы 5 мин . Практическая работа
Задание: Оформить результаты выполнения индивидуальных поручений на листе ватмана (5 минут). Подумайте, как лучше представить результаты работы группы? Что и как для этого должен сделать каждый? (3 минуты) Групповая практическая работа
Демонстрируем, что мы теперь знаем и чему научились на уроке Презентация результатов работы группы
Что интересного заметили? Какой напрашивается вывод? Можно ли считать, что мы достигли цели урока? Коллективная дискуссия
Теперь я могу + / - / ? Баллы объяснить, для чего нужны буквенные выражения составить буквенное выражение для решения задачи находить значение буквенного выражения оформить краткую запись задачи в форме таблицы пользоваться формулой для нахождения её компонентов выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками Лист самооценки
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе. Числовые и буквенные выражения. Формулы
Урок освоения новой учебной информации....
Буквенные выражения. Формулы.
"Буквенные выражения"- тема, с котрой учащиеся встречаются на протяжении всего процесса изучения математики начиная с начальной школы и до 11 класса. "Формуы" -эта тема рассматривается на данном...
Технологическая карта урока "Числовые и буквенные выражения. Формулы"
УМК: Математика. 5 Класс: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир...
Технологическая карта по математике для 5 класса по теме: "Числовые и буквенные выражения. Формулы"
Цель урока знать законы сложения и вычитания, уметь использовать свойства сложения и вычитания при упрощения выражений,составлять и проговаривать план действия вместе с учителем, выполять задания на д...
Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Числовые и буквенные выражения. Формулы".
Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Числовые и буквенные выражения. Формулы"....
Числовые и буквенные выражения. Формулы. 2 урок
1.Отличать числовые и буквенные выражения, формулы.2.Находить значение выражения при заданном значении буквы и значение величины по формулам....
Открытый урок по математике в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения. Формулы».
УМК: Математика 5 класс Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2013гУровень обучения: базовыйТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....