Мастер - класс "Иллюстративно-деятельностный подход в изучении математики"
методическая разработка по математике

Белоусова Юлия Сергеевна

Показаны фрагменты уроков, где в полной мере раскрывается иллюстративно-деятельностный подход в изучении математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Иллюстративно-деятельностный подход в изучении математики.

Фрагмент урока в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель: Вам предстоит сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника.

Вопрос: Как можно узнать, чему равна сумма углов треугольника?

Измерьте и запишите результаты измерений в тетрадь и вычислите сумму.

Сравните полученные результаты.

Вывод: Таким образом, получаемые результаты (Числа) находятся в пределе от 170 до 190, причем при измерении можно допустить погрешности. Значит полученный результат одного ученика может не совпасть с результатом другого. (1 вариант измерения проводил по одному треугольнику, а  2 вариант по другому)

Вопрос: Можете ли вы предложить свой способ нахождения суммы углов треугольника?

Я предлагаю другой способ нахождения суммы углов треугольника:

- Пронумеруйте углы.

- Оторвите все три угла у своего треугольника.

- Отметьте произвольно точку в тетради.

- Приложите первый угол его вершиной к данной точке

- Приложите второй угол его вершиной к этой точке, но так, чтобы сторона первого и одна из сторон второго угла совместились.

- Приложите третий угол его вершиной к данной точке, чтобы одна из его сторон совместилась со свободной стороной второго.

Поднимите руку те, кому удалось получить такую конструкцию (в виде веера), сравните свою работу с работой соседа.

Рассмотрите внимательно конструкцию:  обратите внимание на стороны первого и третьего углов, которые остались не совмещенными с другими сторонами.

Вопрос: Как называется угол, который образовали эти стороны, с вершиной в данной точке?

Вопрос: А какова градусная мера развернутого угла?

Вывод: Значит, все три угла треугольника уместились в развернутом угле, который составляет 180˚.

Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.

Мы проиллюстрировали данную теорему, а теперь необходимо доказать это утверждение и что оно справедливо для любого треугольника.

Для доказательства теоремы постройте произвольный треугольник.

Обозначьте его АВС.

Обозначьте

Дано:

Док-ть: что в сумме углы

Док-во:

1. Проведите через вершину В прямую а, параллельную стороне АС.

2. Найдите угол, равный углу 1(обозначим его 4).

    Почему они равны? (По свойству параллельных прямых: если две прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны)

3. Найдите угол, равный углу 3(обозначим его 5).

    Почему они равны?

4. Сравните полученный чертеж с конструкцией «веер». Что образовали углы 4,2,5?

5. Составьте полученное равенство

6. И, последнее, нужно заменить углы 4,2 и 5 на углы треугольника. Запишите полученное равенство.

7. Ч.Т.Д.

Измерить все три угла с помощью транспортира и сложить.

Вычисляют.

1 вариант 179˚, 180˚, 182˚, …

2 вариант 177˚, 181˚, 175˚, ...

(как правило, ребята не могут этого сделать)

Оторвали углы

Отметили точку

Все получили одно и тоже.

Они образовали развернутый угол.

180˚

Сумма углов треугольника равна 180˚.

Строят треугольник.

Так как они накрест лежащие при параллельных прямых а и АС и секущей АВ.

Так как они накрест лежащие при параллельных прямых а и АС и секущей АС.

Углы 2,4,5 образовали развернутый угол, который составляет 180˚.

   Данная теорема недавно была изучена учениками и многие из них сумели ее доказать (Это был устный опрос желающих. При большом количестве желающих мне пришлось заслушивать доказательства на консультациях индивидуально. Назову для интереса фамилии учеников Петровский Т, Сафарова А, Клевцов И, Шмигель И)            

   

Фрагмент урока в 6 классе по теме «Длина окружности»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель: Вывести формулу для нахождения длины окружности, зная ее радиус и диаметр.

(этап урока актуализации знаний опущен: повторили понятия длина окружности, круг, радиус, соотношения радиуса и диаметра диаметр, единицы измерения)

Раздать круги разного цвета и диаметра по рядам.

Вопрос: Предложите свой способ для измерения длины окружности. Может использовать какие-либо подручные предметы?

(стих)

Задание: Я раздала вам круги. Представьте, что это колесо, которое можно прокатить по дороге.

Вопрос: Есть ли предположения измерения в этом случае?

Вопрос: Для измерения длины окружности, сколько раз нужно выполнить оборотов?

Задание: Для удобства отметьте точку на окружности (колесе) и точку на прямой (старт). Совместите две эти точки и отправляйтесь в путь. Когда точка выполнила один оборот и пришла на прямую, отметьте ее конечное положение. Данное расстояние между точками мы можем назвать длиной окружности.

Задание: Измерьте это расстояние.

Введем новое обозначение длины окружности –С . Запишите свои результаты измерений.  У меня С= 6,2 дм.

Вопрос: Удобен ли этот способ нахождения длины окружности, всегда ли его можно применить?

Поэтому, нам предстоит вывести формулу и по готовой формуле находить длину любой окружности, что считается удобнее всех предположений и способов.

Задание: Измерьте и запишите, чему равен диаметр окружности.

У меня Д=2 дм.

Задание: Найдите отношение длины окружности к длине ее диаметра.(отношение – это частное двух чисел)

С:Д=6,2:2=3,1дм.

Задание: Сравним вами полученные результаты.

Посмотрите, полученные числа опять можно заключить между… какими числами? (2,5и 4)

Вывод: Оказывается, какую бы окружность мы ни взяли, частное от деления длины окружности на ее диаметр всегда одно и то же число. Это число вывел в 3 веке до н.э. греческий ученый Архимед, поэтому оно носит название архимедово число и равняется оно приблизительно 3,14 или 22/7. В математике его обозначают П.

Задание: Запишите данное равенство, заменив полученный результат постоянным числом П.

Задание: Выразите длину окружности из данной формулы.

Вывод: Зная только диаметр, можно вычислить длину окружности, подставив его в данную формулу.

Задание: Как изменить формулу и записать по- другому, если будет известен радиус окружности. (нужно знать соотношение радиуса и диаметра)

Проложить нить по краю круга, распрямить ее и измерить.

Нужно начертить прямую и прокатить по ней колесо.

Один оборот

Выполняют действия.

Измеряют и записывают результаты.

Нет.

Измеряют и записывают.

3см, 2,9см, 3,5см, …

П≈3,14

С:Д=П

С=ПД

С=2ПR

На данном этапе урока я сообщаю ученикам интересные факты из биографии числа П.

1. Число П бесконечное.

2. Архимед выяснил только три точных цифры. Его последователи пошли дальше …

3. Еще немаловажно не только делать открытие, но и удивлять! 

    Я показываю, несколько цифр после запятой и предлагаю их запомнить.

    Открываю секрет своего запоминания 12 цифр числа, для этого необходимо запомнить двустишие:

    «Это я знаю и помню прекрасно

    пи – лишние знаки тут чужды, напрасны». 3,14159265358…

    Количество букв в словах соответствуют цифрам числа.

     Иллюстративно-деятельностный подход был использован на этапе изучения нового материала. Математический материал изучается по принципу восхождения от абстрактного к конкретному. Совместно с учащимися путем последовательно поставленных заданий учитель подводит их к самостоятельному открытию нового для них факта. Шаг за шагом, преодолевают трудности в решении поставленной задачи и находят сами ее решение. Его использование создает предпосылки для активной практической и мыслительной деятельности учащихся. Здесь обеспечивается большая ясность понимания, большая прочность знаний, больший интерес к материалу и уверенность в своих силах. Этот подход развивает инициативу, сообразительность, учит активному приобретению знаний.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время...

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах

статья о дифференцированном подходе к изучению математики...

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в изучении математики"

Предлагаю в использовании в работе свое выступление на семинаре учителей математики города...