Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах
статья по алгебре на тему
статья о дифференцированном подходе к изучению математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnyy_podhod_k_izucheniyu_matematiki_v_gumanitarnyh_shkolah.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах |
.
До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том , чтобы
Дать каждому школьнику общее среднее образование в рамках государственной программы, независимо от его способностей. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности и склонностям . Одним из путей решения проблемы индивидуализации обучения является его дифференциация.
Индивидуализация обучения в старшем звене средней школы предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях,
по разным учебным планам и программам , то есть осуществление профильной
дифференциации на базе фуркации. Но и при условии обучения учащихся по выбранным направлениям , учитывая возможности каждого подростка , предполагается обеспечить
достижение каждым из них некоторого обязательно базового уровня знаний по предмету.
Хочу немного рассказать об истории профильной дифференциации школьно обучения в
России.
В школе дореволюционной России проблема профильной дифференциации решалась
своеобразно. В определенной степени она обеспечивалась наличием различных типов
заведений, дающих среднее образование – это гимназии, технические и коммерческие училища , кадетские корпусы и так далее. Каждый тип учебного заведения имел свой учебный план и свои программы , посредствам которых осуществлялась дифференциация
обучения. Проблема дифференциации обучения была в центре внимания педагогической
общественности и находила решение в русской дореволюционной школе через фуркацию на старших ступенях обучения.
Следует отметить , что и в советской школе был опыт обучения учащихся по
различным учебным планам и программам , то есть определенный опыт дифференциации
обучения. Так , например, учебный план 1 и 2 ступеней единой трудовой школы в 20-е годы допускал различное содержание обучения, связанное с географическим положением
школы: городская школа имела промышленную ориентацию, а сельская ориентацию на сельское хозяйство. Позднее на северо-западе России было организовано обучение по уклонам . Так в 1924 году 69 школ 2 ступени Ленинграда перешли на обучение детей по
следующим уклонам: индустриальному (5 часов математики в неделю),
промышленно-экономическому (4 часов математики в неделю), педагогическому
(3 часов математики в неделю).
Однако в отмеченных случаях профильная дифференциация школьного обучения
больше походила на профессианализацию. Однако, такая интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки школьников оказалась недостаточной для успешного обучения в вузе.
Анализ опыта работы русской и советской школы показывает:
- профильная дифференциация обучения может осуществляться благодаря наличию
разных типов учебных заведений с разными планами и программами
- профильная дифференциация без учета склонностей и способностей не приводит
к позитивным результатам
3) частичная фуркация , изменение учебного плана в отношении одного предмета
без коренной перестройки всего учебного плана нецелесообразно.
Все это говорит о целесообразности профильной дифференциации в более старшем подростковом возрасте. На старшей ступени обучения следует обеспечить возможно
большее количество направлений обучения. Для учащихся, выбравших определенный профиль обучения, соответствующий своим желаниям и склонностям должны составляться программы не исключающие возможность изменить профиль обучения подростка при ошибке в его выборе.
Существует мнение, что математика как учебный предмет гуманитариям не нужна.
Это – глубоко ошибочное суждение. Во-первых, мир вступил в эпоху «математизации
научных знаний». Во-вторых, математика более, чем любой другой учебный предмет школы, способна помочь в развитии логического мышления, развитие многих качеств научного мышления, таких, как обобщенность , критичность, способность к анализу и
синтезу. В-третьих, развивает такие качества речи, как краткость, ясность и сжатость.
Из всего этого следует сделать вывод, что математика должна входить в набор обязательных учебных предметов школы любого профиля.
При составлении программ для гуманитариев необходимо руководствоваться
особенностями данного типа школьников. Эти школьники обычно обладают способностью к яркому и наглядному запечатлению объекта в памяти , более развитыми
чувственно-конкретными формами мышления , и в то же время могут испытывать трудности в произвольной регуляции поведения и оперирования абстрактными категориями. Это означает, что при составлении программ по математике для гуманитариев нельзя руководствоваться принципом « УРЕЗЫВАНИЯ» программы,
сокращения ее объема и «облегчения» Следует подходить к составлению программы с учетом изменения формы подачи учебного материала. Изложение материала должно
вестись на индуктивно-практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению, а от него к применению, оптимально использовать
принцип наглядности и художественной иллюстративности , с целью знакомства развития математической науки использовать исторические сведения.
Ясно , что преподавание математики в классах гуманитарного профиля имеет
свою специфику , а следовательно, требует определенной методической подготовки учителей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время...
Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)
Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует активизации деятельности учащихся и расширя...
Компетентностный подход в изучении математики
Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....
Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...
Современные подходы к изучению страноведения в средней школе
Актуальность темы обусловлена недостаточной оснащенностью учебников лингвострановедческим и страноведческим материалом, а в частности элементами народного фольклора....
Индивидуальные и дифференцированные подходы при изучении математики
Из опыта работы...