Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в изучении математики"
статья по математике на тему

Предлагаю в использовании в работе свое выступление на семинаре учителей математики города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_matematiki.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деятельностный подход в обучении математики».

Китайская пословица гласит:

«Расскажи  - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

 

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие     личности ребенка на основе УУД

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

обновление

содержания

Ради чего

учить?

ценности

образования

Как учить?

обновление

средств

обучения

      Для включения учащегося в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

      Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:

подготовка дидактического материала для работы,

 организация различных форм сотрудничества,

 активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы,

 создание условий для самоконтроля и самооценки.

Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

      Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,

построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

       

Примеры из опыта работы:

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

5.Создание проблемных ситуаций  через  противоречие нового материала старому, уже известному.

В своей работе учителя математики средних и старших классов используют технологию системно- деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

 «Хочу, потому что могу».

девиз («С малой удачи начинается большой успех»);

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 «открытие новых знаний»  

III. Постановка учебной задачи.

обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

V. Первичное закрепление во внешней речи.

 проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль.

 каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

 осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель математики МАОУ «Школа №22 г. Благовещенска»

11.12.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время...

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах

статья о дифференцированном подходе к изучению математики...