«Дифференцированный подход при изучении математики».
статья по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
«Дифференцированный подход при изучении математики».
Шапко Наталья Николаевна
преподаватель математики
Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования.
Тем не менее, работая в школе, мы все могли заметить, что отношение самих школьников к процессу обучения бывает не всегда однозначным. Важным вопросом в данной связи выступает проблема мотивации. Реальностью современной школы является разноуровневость учащихся. Существуют как успешно справляющиеся с программой школьники, так и испытывающие затруднения в учебе. В своей работе учитель зачастую ориентируется на среднего учащегося, что приводит к дезактивации слабых и сильных. Эффективность решения задач формирования учебной мотивации различно успевающих школьников во многом зависит от всестороннего исследования индивидуально-типологических особенностей личности обучаемых и осуществления на этой основе дифференцированной подготовки. Изучая достижения педагогической науки, я пришла к выводу, что лишь с помощью дифференцированного подхода возможно всесторонне подойти к решению данной проблемы. Данная проблема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, формированию личности, способной к творческому самоопределению в обществе.
Всех учителей волнуют одни и те же вопросы и проблемы: что надо сделать, чтобы за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.
И среди огромного числа этих проблем, мучительно решаемых отечественной школой и педагогикой, пожалуй, наиболее острой является: проблема дифференциации обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классно-урочной системе.
При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении – это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении – это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает педагогический процесс. В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий.
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.
В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.
В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение:
- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
- это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает
специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):
- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
В основе дифференциации обучения лежат индивидуальные психологические особенности обучающихся, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью человека и средой.
Существуют различные классификации индивидуальных различий. Например, все особенности делят на группы в зависимости от значимости их для восприятия, хранения, воспроизведения, переноса знаний. Другая классификация делит все особенности на 2 группы: когнитивные (познавательные) и мотивационные.
Так как процесс усвоения знаний начинается с этапа восприятия, то в качестве первой особенности рассматривается внимание, от которого в большей степени зависит понимание того материала, который изучается. Наиболее существенными показателями внимания являются устойчивость, переключение, динамика концентрации и объём.
Обучающимся с низкой степенью устойчивости надо давать задания не длительные по времени, а с высокой могут выполнять однообразные задания. При низкой степени переключаемости не должна быть резкая смена заданий, видов деятельности. Например, на уроках решения задач нужно актуализировать знания, а затем выходить на новый вид задач.
При работе с обучающимися, обладающими высокой степенью распределения можно одновременно выполнять несколько видов деятельности. Например, оформлять доказательство теоремы, проведённое раннее устно и слушать информацию преподавателя из истории математики, связанную с теоремой.
Для того, чтобы учитывать такую особенность как объём внимания одним детям нужно укрупнять блоки информации, представлять их в комплексе, другим нужно сосредоточить внимание на отдельных объектах.
В организации учебного процесса особую роль имеет тип восприятия, которым обладает обучающийся.
Психологи выделяют 4 типа восприятия:
1) аналитический: обучающийся выделяет отдельные детали
2) синтетический: обучающийся охватывает в целом весь материал
3) смешанный: обучающийся не устойчив в восприятии, то воспринимает детали, то отношения между ними
4) аналитико – синтетический: обучающийся воспринимает изучаемый объект в целом со всеми его связями и отношениями.
Обучающимся первого типа полезно предлагать задания, где требуется выписать все изучаемые по теме понятия и определить связь между ними.
Пример: Призма
прямые наклонные
правильные неправильные
Обучающимся второго типа нужно предлагать задания, при выполнении которых используется не общая формула, а её частный случай; вопросы, связанные с рассмотрением частных случаев.
Пример: почему y = log3x возрастает?
При третьем типе восприятия нужно учитывать недостатки первых двух типов.
К характеристикам памяти, в которых проявляется индивидуальность человека в процессе обучения, относятся: тип памяти, объём, прочность запоминания, соотношение между логической и механической памятью и скорость запоминания.
Если преобладает зрительная память, то процесс изучения можно строить следующим образом: чтение текста учебника, выделение в нём главного, составление плана, составление контрольных вопросов.
Если преобладает слуховая память, то используются устные методы: беседа, рассказ, лекция, семинар.
Если комбинированный тип, то словесная форма должна сопровождаться зрительными образами (чертежи, схемы).
При высоком объёме памяти материал изучается крупными блоками. При низком показателе объёма памяти идёт порционное изучение материала с последующем закреплением.
При среднем – сочетание лекционно – семинарской системы с традиционным обучением.
Обучающимся с низкой прочностью запоминания спрашивать при обосновании шагов решения задач, формулировании правил, использованных в задаче; давать задания не только на вновь изученный материал, а на совместное использование нового и раннее изученного.
Обучение математике должно быть направлено на развитие логической памяти (систематизация материала, классификация изучаемых объектов).
Лабильность нервной системы характеризует скорость протекания нервных процессов. Все обучающиеся делятся на инертных и подвижных.
При работе с инертными учениками:
1) нельзя требовать немедленного включения в работу;
2) они не могут проявлять высокую активность;
3) с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, поэтому опрос в начале урока проводить не стоит.
4) не следует отвлекать в момент выполнения задания.
5) не рекомендуется спрашивать только что пройденный материал.
У подвижных учеников наблюдается обратное соотношение между характеристиками.
Сила нервной системы оказывает существенное влияние на работоспособность обучающихся, то есть умение в течение длительного времени выдержать нагрузку.
При работе с обучающимися с пониженной работоспособностью нужно:
1) разнообразить виды деятельности
2) не рекомендуется излагать новый материал крупными блоками, полезнее изложение небольшими порциями с последующим закреплением каждой из них
3) в конце урока не рекомендуется выполнение сложных заданий и тем более контролирующего характера.
4) не следует прерывать ответ ученика замечаниями и комментариями.
5) полезна работа в нешумной обстановке.
6) включение занимательных приёмов, позволяющих сделать отдых в работе.
Мышление.
Говоря о различиях обучающихся в мыслительной деятельности, психологи выделяют такое качество как обучаемость, которое включает в себя глубину ума, гибкость мышления, умение самостоятельно работать.
Обучающиеся делятся на группы:
1) с высокой обучаемостью;
2) средней;
3) пониженной.
При работе с подростками первого типа (высокая активность, самостоятельность, гибкость, отсутствие шаблонов) предпочтение должно отдаваться самостоятельным работам при минимальной помощи со стороны преподавателя, предлагать задания высокой степени трудности, требующие применение знаний в новой ситуации.
При работе с подростками третьего типа (действуют по шаблону) лучше использовать объяснительно – иллюстративный метод обучения, работу по выделению существенных признаков, обобщений лучше проводить под руководством преподавателя. Нужно выполнить большое количество однотипных упражнений, причём степень трудности должна повышаться очень медленно.
На уроках математики в силу самого содержания предмета имеется возможность развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, конкретизация, абстрагирование). При работе с обучающимися, у которых высокая степень сформированности этих операций полезно проводить на первом этапе эвристические самостоятельные работы, а в случае низкой степени сформированности целесообразна беседа под руководством преподавателя. При решении задач на этапе анализа условия и поиска решения большое значение имеет сформированность мыслительных операций анализа и сравнения. А на этапе решения ведущая операция синтез. При обучении математике возможно формирование мыслительных операций за счёт специально сконструированной системы заданий. Для этого обучающимся предлагается задача, в которой, либо требуется выполнить отдельные действия, которые входят в алгоритм выполнения мыслительной операции, либо задачи, в которых требуется провести мыслительную операцию с опорой на алгоритм или без опоры.
Учёт индивидуально–психологических особенностей обучающихся позволяет повысить результативность обучения, познавательный интерес к математике, активность обучающихся на уроке. В образовательном процессе для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные различия и возможности не только при изучении математики.
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали...
Дифференцированный подход при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"
Данная работа представляет собой характеристику дифференцированного метода обучения при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"...
Дифференцированный подход при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"
В данной статье рассказывается о применении уровневой дифференциации на уроках алгебры при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"...
Дифференцированный подход в изучении химии
Чтобы добиться результативности, выявить ребят с необычными способностями, с повышенным интересом к предмету, я использую дифференцированный подход в обучении ...
Индивидуальные и дифференцированные подходы при изучении математики
Из опыта работы...
Индивидуальный и дифференцированный подход в изучении русского языка к длительно болеющим детям в школе санатоия.
В статье излагается основы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, находящихся в учреждениях здравоохранения, с отрывом от основного места обучения. Материал основан на авторской ме...
Методическая разработка "Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"
Методическая разработка"Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"...