ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике (9 класс)

Луговая Татьяна Александровна

    В статье отражены особенности формирования у учащихся общеобразовательных учреждений готовности к исследовательской деятельности на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formir._got._uch._k_issl._deyat.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

                                  Составила: учитель математики Морской школы Московского района г. Санкт-Петербурга   Луговая Т.А.

               

     Три пути ведут к знанию: путь размышления – этот путь самый благородный, путь подражания – этот путь самый легкий и путь опыта – этот путь самый горький

Конфуций.

     Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.  

     Концепция модернизации российского образования определила цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Таким образом, главная цель современного образования – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через исследовательскую деятельность учащихся. Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучной области – направление, которое следует отнести к современным инновационным образовательным технологиям. Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких сложных дидактических задач:• Использование учащимися базовых естественно-научных знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.• Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук: математики, физики, химии, биологии и т.д.• Повышение общей компетентности учащихся в естественнонаучной области, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий.• Участие в социально-значимой деятельности, развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности.• Освоение начальных понятий об особенностях, структуре, функциональных характеристиках исследовательской и проектной деятельности. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов. Математика оказывает важнейшее влияние и на развитие интеллекта, и на формирование характера, и на становление мировоззрения учащихся. В соответствии с национальной доктриной «Наша новая школа» повышение конкурентоспособности образования и соответствие лучшим мировым стандартам является одним из национальных приоритетов России. Одним из направлений повышения качества образования является дальнейшее совершенствование научно-исследовательской составляющей образовательного процесса. Первостепенная задача учителя – организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них основных приёмов умственной деятельности. Школьников необходимо учить – самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Исследовательская деятельность учащихся на уроке – наиболее прогрессивный способ изучения математики, и одна из эффективных форм внеклассной работы по предмету. Приобщение учащихся к данным видам деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию личности учащегося. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. В научно-методической литературе методы исследования называют также метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем. Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Понятие исследовательской деятельности в обучении математике.

     Сравнительная характеристика исследовательской и проектной деятельности. Подходя к рассмотрению возможностей организации исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие черты и различия исследовательской и проектной деятельности. И проектная, и исследовательская деятельности достаточно часто встречаются в практике работы средних школ, однако термины, обозначающие данные процессы, все еще не нашли своего четкого определения. В настоящее время встречаются самые различные, и даже противоположные мнения по этому вопросу. Некоторые специалисты считают, что в условиях средней школы практически невозможно организовать исследовательскую деятельность – учащимся доступны только проектные виды работ. И наоборот, бытует мнение, что проектная деятельность не соответствует традициям российского образования. Немаловажен и вопрос о том, почему происходит смешение понятий «исследовательское» и «проектное обучение» и насколько все это безобидно. Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов. Проектная деятельность – это способ организации образовательного пространства, учеников, это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель её – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей её от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон.

     Общие характеристики и различные специфические черты исследовательской и проектной деятельности:

▪ Общественно-значимые цели и задачи, результаты исследовательской и проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

▪ Структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:– анализ актуальности данных работ;

– целеполагание;

 – формулировка задач, которые следует решить;

 – выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

 – планирование; – определение последовательности и сроков этапов работ;

 – проведение проектных работ или научного исследования;

– оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

– представление результатов работ в пригодном для использования виде;

▪ Проведение исследовательской и проектной деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

▪ Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы;

▪ Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата-продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные характеристики итогов работ;

▪ Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

     Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с выбранными этапами. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

     Главная цель реализация проектного замысла- проектирование и исследование. Главная цель проектирования – уяснение сущности явления, цель исследования – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н.Подьяков)1.Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия, научиться приобретению субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лично значимыми конкретного для него).Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Создание устойчивой мотивации к учению, привитие навыка работы с дополнительной математической литературой, самореализация  в ученическом коллективе Задачи научно-исследовательской деятельности. Развитие у учащихся механизма самообразования.

     В основной школе на первый план у подростка выступают цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика и возможности выбора индивидуальной формы. Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). Исследования вполне могут быть локальными и не иметь практического применения. В старшей школе мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности, а именно – самостоятельного практического владения технологией исследования. Формы работы – индивидуальные или мини-групповые. Мыслительные навыки: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Технология научно-исследовательской деятельности.

Основные этапы научно-исследовательской деятельности:

1. Мотивация исследовательской деятельности. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи, определение личностной значимости предстоящего исследования;

2. Формулировка проблемы. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Однако древнегреческое слово problema в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос.Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.

3. Эвристический поиск путей решения проблемы:

а) Сбор, систематизация и анализ исходных данных. Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности;

б) Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез;

в) Проверка гипотез. Позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости;

г) Доказательство или опровержение гипотез, или ложность гипотез может быть определена с помощью примеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки;

4. Реализация и проверка найденного решения. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов;

5. Анализ полученных результатов и выводы. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.

Развитие исследовательских способностей школьников.

      Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде. В ходе развития исследовательских способностей школьников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки видеть проблемы, умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям; классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы.

     Цели исследований учащихся 5-7 классов: совершенствовать умения и навыки элементарного анализа, учить проникать в сущность явлений при анализе различий учебной информации, целенаправленно формировать умения и навыки работы с различными источниками информации. Цели исследований учащихся 8-9 классов: целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников, в том числе начать формировать специальные исследовательские умения и навыки. Цели исследований учащихся 10-11 классов: развитие у учащихся мотивации достижения в обучении через исследовательскую деятельность школьников, помочь подросткам увидеть значимость образовательного результата, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать его способность практически применять приобретенные знания и умения, содействовать персонализации образования школьников, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.  Исследовательская деятельность старшеклассников может быть организована учителем совместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача профессионального исследователя заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении учащихся с современными научными воззрениями в выбранной тематике, а задача учителя – в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Очевидно, для успешного проведения исследования необходимо творческое сотрудничество обоих руководителей, их взаимное понимание и разумное распределение функций.

     Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратно повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания. Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность учащихся, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки следует исходить из индивидуальных особенностей школьников, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности. Под исследовательской задачей понимаются конкретные аспекты поставленной научной проблемы, выяснение которых направлено на ее решение. Такие задачи предполагают решение проблемы, ответ на которую не является очевидным и не может быть получен путем прямого применения известных схем. Решение проблемы является сложным процессом мыслительной деятельности человека, направленной на преобразование предмета, описанного в содержании задачи, разрешение противоречия между условием и требованием задачи, получение познавательного результата. Решение таких задач имеет для учащихся большое развивающее и воспитательное значение. Они способствуют развитию мышления, его определенного стиля, культуры, формируют геометрические представления. Навыки самостоятельной и исследовательской работы, способствуют более глубокому пониманию математики. Однако исследования ученых показали, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более 13% всего времени урока. Причем абсолютное большинство самостоятельных работ на уроках математики приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Таким образом, преобладает репродуктивный вид деятельности школьников. В ходе поиска решения нестереотипных задач, в отличие от задач, выполненных по образцу, развиваются сообразительность, изобретательность, смекалка и другие, очень полезные в жизни каждого человека качества. Для активизации мыслительной деятельности, для самостоятельного поиска ответа помогают конструкции-подсказки, например: почему…; какова причина…; в чем суть явления…; что изменилось бы, если…; чем отличается… и т.д.

     Задания, исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой. Так большая часть заданий школьных учебников звучит так: «Решить уравнение», «Доказать, что выражение … больше выражения …», «Упростите…» и т.п. В формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Формулировки заданий могут быть такими: «Исследовать …»; «Верно ли, что если …, то …»; Определить, какое из выражений больше »; «Найти необходимое и достаточное условие, при котором обе последовательности стремятся к нулю»; «Существуют ли такие значения b, при которых квадратный трехчлен имеет два корня, один из которых является положительным числом, а другой отрицательным?»; «Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства является»: а) числовой промежуток …; б) множество всех чисел»; «Верно ли, что функция … при любом а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …?».После решения задач исследовательского характера необходимо, чтобы учащиеся осуществляли исследование ответа, вывода (т.е. ставили вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая предлагается в общем виде.

     Для развития творческого мышления нужно постепенно формировать у учащихся умение определять, какие частные случаи необходимо выделить впоследствии.

     О результатах исследовательской деятельности можно судить по тому, что ученики становятся заинтересованными в результатах своей работы, они с желанием выполняют работу, при её защите показывают глубокие знания материала, речь грамотная, сообщение логично построено, высказывания аргументированы, для защиты созданы мультимедийные презентации и фильмы. Ученики становятся более уверенными в себе, у них появляется желание передачи материала одноклассникам, заинтересованность в продолжении работы. Изменяется положение учащихся в ученическом коллективе, т.к. они становятся более активными, умеют защитить свою точку зрения, умеют привлечь на свою сторону других учеников, становятся более самостоятельными в выполнении творческих работ. Способы презентации результатов исследования и требования к оформлению исследовательской работы - оформить результаты своих исследований можно по-разному. Приведём примерный перечень способов презентации результатов проведённой работы:• устные презентации с визуальной поддержкой;• письменные отчеты;• представление на стендах (презентационных досках);• мультимедийные презентации;• портфолио;• симпозиум в классе;• участие в школьном и районном конкурсе/ выставке;• ярмарки научных работ/проектов;• публикации: на веб-сайте, в школьной газете, в местной газете и пр.

     Формирование и развитие исследовательской компетентности учащихся приводит к тому, что у них не только повышается математическая грамотность, уровень математической культуры, но и вырабатывается готовность активно участвовать в обсуждении, а также формируется умение аргументировать свои суждения.

     Таким образом, исследовательская деятельность учащихся  помогает развитию у них важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность. Математика – это источник получения интеллектуального удовлетворения и средство эстетического развития.

Список используемой литературы:

- Величко М.В. (автор-составитель) «Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся» – Волгоград: «Учитель», 2007 г., 123 с;

- Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» – М.: «Вербум-М», 2001 г;

- Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» – Волгоград: «Учитель», 2007 г;

- Поддьяков А.Н. «Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт» – М.: «Эребус», 2006 г;

- Поддьяков А.Н. «Исследовательское поведение, интеллект и творчество» – «Исследовательская работа школьников». 2002 г.., №2, с. 29-42;

- Савенков А.И. «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании» – «Исследовательская работа школьников» 2004 г., №1, с. 22-32;

- Сиденко А.С. «Проекты и исследования в развивающейся школе» – М.: «Академия», 2007 г;

- Совертков П.И. «Проектирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и студентов по математике и информатике» – Сургут: РИО СурГПИ, 2004 г., 167 с;

- Щербаков С.Г. и др. (автор-составитель) «Организация проектной деятельности в школе: система работы» – Волгоград: «Учитель», 2009 г., 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Формирование готовности учащегося к проектной деятельности"

«Метод проектов» - перспективная педагогическая технология. Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя ученику приобретать знания, которые не достигаются при традиционных...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...

Исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования УУД

В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты учебно - исследовательская деятельность занимает особое место, где роль учителя не  сведена к организаторской и консультативной....

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов.

Организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности....

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...