«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».
статья по биологии по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Об актуальности проблемы

Начавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиционными национальными идеалами и потребительскими реалиями современной российской жизни.

В настоящее время в связи с необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности возникает потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки творчески мыслящего человека. В ходе реформ современной школы стало уделяться больше внимания развитию способностей каждого учащегося. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся готовых знаний к приоритетности развития личности, способов её самосовершенствования, что обеспечивает ей успешность самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях.

Ярко выраженная одномерность мышления, преобладание конвергентного типа мышления становится источником неуверенности в получении положительного результата в области поиска. Тогда как исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершения умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.

Результатом исследовательской деятельности учащихся всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию. (Леднёв В.С. 2002: 25)

Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе (М.В.Степанова, Н.И.Дереклеева, А.М.Карецкая и др.)

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Я работаю над проблемой повышения качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс с 2008 года. Обратиться к данной проблеме меня побудили несколько причин. Во-первых, при использовании традиционной методики с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Во-вторых, исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше – в детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Кандидат педагогических наук (АПКИПРО, г. Москва) Новожилова Н.В. пишет, что большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские исследования стройными, систематизированными и грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школ.

Передо мной, учителем биологии, возникла проблема, как раскрыть, развить умения и навыки исследовательской деятельности учеников.

Это и побудило меня к разработке  и преобразованию различных форм интеллектуальной и исследовательской деятельности, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся посредством развития у школьников готовности и способности исследовать окружающий мир, на формирование умений и навыков исследовательского поведения.

Педагогическая идея:

Государственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина.

Созданное в нашем лицее со-бытийное пространство позволяет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания  детей цифровой эры.

Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении их образовательных целей[1].



[1] Образовательное учреждение как интеллектуальная организация: педагогическое измерение/Под. ред С.В.Кулевой.-Нижний Новгород, 2009.-128 с.; Воспитательная система лицея как интеллектуальной организации: теория и практика. /Под.ред С.В.Кулевой.- Н.Новгород, 2010.-190 с.; Кулева С.В. Особенности управления лицеем как интеллектуальной организацией//Актуальные проблемы управления современной школой. Сборник статей и научно-практических материалов по управлению образовательным учреждением.- Н.Новгород, 2010.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Бирюкова С.В., учитель биологии МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой

г. Нижнего Новгорода, обладатель гранта Губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012г.

Россия , 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а

Тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04, e-mail: lyceum87@gmail.com,

телефон: 89159528200, e-mail: sveta-m-73@mail.ru

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

 поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Об актуальности проблемы

Начавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиционными национальными идеалами и потребительскими реалиями современной российской жизни.

В настоящее время в связи с необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности возникает потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки творчески мыслящего человека. В ходе реформ современной школы стало уделяться больше внимания развитию способностей каждого учащегося. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся готовых знаний к приоритетности развития личности, способов её самосовершенствования, что обеспечивает ей успешность самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях.

Ярко выраженная одномерность мышления, преобладание конвергентного типа мышления становится источником неуверенности в получении положительного результата в области поиска. Тогда как исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершения умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.

Результатом исследовательской деятельности учащихся всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию. (Леднёв В.С. 2002: 25)

Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе (М.В.Степанова, Н.И.Дереклеева, А.М.Карецкая и др.)

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Я работаю над проблемой повышения качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс с 2008 года. Обратиться к данной проблеме меня побудили несколько причин. Во-первых, при использовании традиционной методики с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Во-вторых, исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше – в детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Кандидат педагогических наук (АПКИПРО, г. Москва) Новожилова Н.В. пишет, что большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские исследования стройными, систематизированными и грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школ.

Передо мной, учителем биологии, возникла проблема, как раскрыть, развить умения и навыки исследовательской деятельности учеников.

Это и побудило меня к разработке  и преобразованию различных форм интеллектуальной и исследовательской деятельности, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся посредством развития у школьников готовности и способности исследовать окружающий мир, на формирование умений и навыков исследовательского поведения.

Педагогическая идея:

Государственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина.

Созданное в нашем лицее со-бытийное пространство позволяет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания  детей цифровой эры.

Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении их образовательных целей[1].

Причины выбора инновационной технологии:
•        В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся.
•        Исследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, развитие творческой деятельности.
•        Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
•        Позволяет достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету биологии.
Исследовательская деятельность учащихся:
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащихся, приобретение ими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).[2]
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершенствования умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала
[3].
Сущность инновационной технологии:
Включение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способы эффективной организации исследовательской деятельности на уроках биологии, а именно:
- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся,
- применение новых технологий в обучении (информационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технология проектов),
- внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения,
учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей школьников к научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания, разработке технологии использования исследовательской деятельности учащихся как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности. Новизна пронизывает постоянную вариативность компонентов воссоздаваемых ситуаций, условий обучения, заданий и приемов их выполнения, постоянную смену тех или иных проблем, способов их доказательств и выводов. Мною организовано введение учебно-исследовательских проектов во внеклассную работу с учащимися.

Целью современной программы развития лицея «Школа интеллектуального воспитания» является интегрирование государственной инновационной политики и инновационного педагогического опыта лицея в механизм формирования и реализации социального заказа на интеллектуальное воспитание детей цифровой эры.
Ведущая идея программы – интеллектуальное воспитание как форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает каждому ученику индивидуализированную педагогическую поддержку и сопровождение с целью развития его интеллектуальных возможностей.

На уровне лицея, обеспечивающего высокое качество образования, реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» означает необходимость внедрения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, которая бы повысила продуктивность интеллектуальной деятельности и рост своеобразия склада ума обучающихся в условиях открытого образования.
Активное использование в моей работе технологии исследовательского обучения помогает мне решить не только образовательные, но и социальные задачи:
- формировать умение пользоваться исследовательскими методами;
- научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- формировать коммуникативные навыки и умения, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.
Моя цель: формирование социально-активной личности с высоким уровнем компетентности посредством применения технологии исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс.
Задачи обучения:
- приобретение учащимися специальных знаний и умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
- приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать);
- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений: знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
Задачи развития:
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- способствовать развитию одарённости и творческих способностей школьников;
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение;
- формировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету.
Задачи воспитания:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
- воспитание экологического мышления;
- формирование системы ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, бережного  и ответственного отношения к природе и людям;
- формирование коммуникативных компетенций.

В своей работе я следую принципам научной объективности, которая требует конкретного и всестороннего изучения  разделов биологии. Для решения задач и достижения цели мной были использованы такие методы, как:
-    анализ научной, методической и учебной литературы по технологии исследовательской деятельности и интеллектуальному воспитанию;  
- создание методических блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи - рождение и воспитание молодого исследователя:
1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;
2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (НОУ, малое НОУ, творческие мастерские);
3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя.

Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности. Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

В процессе учебной деятельности в соответствии с потребностями учебного процесса и своими интересами я использую различные образовательные технологии и их элементы. Основные педагогические теории, на которые я опираюсь, это:

1.        Личностно-ориентированный подход (Выготский Л., Леонтьев А. и др.)

2.        Идея повышения культуры современного урока:

•        урок – это возможность для учителя помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек;

•        урок – это работа души; и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. (Н.Е.Щуркова).

3.        Проектно-исследовательская методика (Вернадский В., Щедровицкий П. и др.)

4.        Проблемный метод и «открытые» вопросы учащихся (Пидкасистый П., Лернер И. и др.)

5.        Проектные методы и методика сотрудничества (Полат Е.С. и др.)

6.        Индивидуальные и групповые формы обучения учащихся (Махмутов М.И. и др.)

Методическая система

Программа перспективного развития лицея на 2012–2016 гг. «Школа интеллектуального воспитания» требует особого подхода в планировании организации учебно-воспитательного процесса, применения в практике работы инновационных педагогических технологий. Это обязывает учителя к исследовательской, творческой деятельности, к поиску новых идей, форм и методов работы. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованнной личности, способной жить и творить в условиях постепенно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. Социальная значимость лицея как интеллектуальной организации заключается в обеспечении аспектов современного социального заказа на инновационное образование.

Изучив задачи лицея по реализации основной образовательной программы для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов: наряду с формированием фундаментальных научных знаний, предметных умений, специальных учебных навыков создавать условия для интеллектуального развития  компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума; создавать  условия для развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка; выработать у учащихся личное отношение к знаниям, я наработала свою методическую копилку, включающую различные формы интеллектуальной и исследовательской деятельности  учащихся.

   Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности (значимому для ребенка результату этой деятельности за определенный период). Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

  1. Формы интеллектуальной деятельности  учащихся (http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/formy-intellektualnoi-deyatelnosti-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-i-effe)
  2. Формы исследовательской деятельности учащихся  

1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения).

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности. На своих уроках исследовательский метод я использую при решении проблемных задач. Например, «ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?» Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи (Урок-исследование по теме «Пищеварение в ротовой полости и в желудке». Учебное занятие). (http://festival.1september.ru/articles/625098/)

 2. Экспресс-исследование. По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.

Возможная тематика исследований: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

4. Проведение учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

Например, лабораторная работа “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. (Урок-исследование по теме "Корень. Внешнее строение корня") (http://festival.1september.ru/articles/501228/)

В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа. Например, «изучение строения плесневого гриба мукора». Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

  1. Проведение уроков нетрадиционной формы (исходя из классификация уроков нетрадиционной формы по В.Л.Щеневу): уроки – исследования (http://festival.1september.ru/articles/501228/), (http://festival.1september.ru/articles/625098/), уроки – презентации («Особенности организации нервных окончаний» (http://nsportal.ru/node/204153), учебные конференции (игра-научная конференция «Выбор пути в будущее» (внеклассное занятие: http://nsportal.ru/node/393061), практические работы, смотры знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты.
  2. Исследовательские учебные проекты («Быстрая еда – вред или польза?», «Проект в защиту бездомных животных», «Экологические проблемы Волги», «Кислотные осадки, их влияние на живые организмы. Исследование кислотности водных объектов г. Нижнего Новгорода» и др.//методический портал «К  УРОКУ. RU» (http://nsportal.ru/node/200760; http://nsportal.ru/node/204187; http://nsportal.ru/node/204202; http://lib.convdocs.org/docs/index-81293.html).

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или несколько курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. В результате учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

7. Домашние задания также могут носить исследовательский характер: наблюдение за живыми объектами, за своим организмом, опыты с растениями и домашними животными, творческие задания – стихи, эссе, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.
8. Летние исследовательские задания: составление гербариев, составление коллекций и др.
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время
Внеклассные занятия с применением информационных компьютерных технологий направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры, они углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.  
В индивидуальной форме внеклассной работы по биологии я использую:
1. поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете).
2. Оформление рефератов, докладов, сообщений с использованием электронных средств.
3. Подготовка к экзамену, зачету с использованием различных электронных тренажеров типа “Домашний репетитор”, виртуальная биологическая лаборатория, биологические тесты.
Приемы использования ИКТ в групповой форме внеклассной работы по биологии: поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для оформления стенгазеты, групповой исследовательской работы. Для этого можно предложить учащимся разделиться на группы по желанию. Каждый выполняет задание индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, оформляет результаты работы (проект «Зоопарк «Лимпопо», проект «Исследуем нашу еду»: http://www.lyceum87.nnov.ru/new/index.php/novosti-i-obyavleniya.

Составление компьютерных презентаций для использования их на занятиях кружка, интеллектуального клуба по биологии и для подготовки к олимпиадам и НОУ.
Приемы использования ИКТ в массовой форме внеклассной работы по биологии
1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для подготовки и проведения биологических вечеров, устных журналов, конференций.
2. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях и акциях («Методическая разработка комплекса занятий по охране природы»// социальная сеть работников образования nsportal.ru (
http://nsportal.ru/node/393070), в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе), создание буклетов и эколистовок.
3. Подготовка и проведение конференций, тематических вечеров, устных журналов, недель науки с использованием мультимедийного проектора.
Внеклассная работа по биологии: углубляет знания учащихся; помогает установить связь биологии с жизнью; выявить склонности и дарования учащихся; развивает их творческую самостоятельность, умение работать с литературой; способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.

Таким образом, применение средств ИКТ делает внеклассную работу по биологии увлекательным и творческим делом для учителя и учащихся.

Обобщая опыт использования исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии, можно сказать, что это процесс творческий, но имеются общие моменты:

•        исследовательская деятельность является универсальной и необходимой формой для учащихся;

•        при помощи исследовательской деятельности на деле осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, так как можно варьировать по уровню усвоения материала;

•        использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала оживляет обучающий процесс и создает благоприятную обстановку в учебной группе, и т.д.

             Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский  метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей  увлеченности  предметом. Работы, выполненные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

                                  Конфуций.

Результативность опыта.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе, на мой взгляд, является фактором совершенствования образовательного процесса.

Устойчивые хорошие педагогические результаты заключаются в творческих достижениях учащихся на уроках, в умении исследовать и решать разнообразные проблемы не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности.

Мои ученики овладели определёнными интеллектуальными, творческими умениями. Они научились:

•        работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы); применять полученные знания на практике.

•        Приобрели умения и навыки исследовательского поведения (видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения).

Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированность навыков самостоятельной работы.

 Эта технология чётко ориентирована на реальный практический результат, значимый для школьников.

 Я считаю, что использованием технологии исследовательской деятельности как фактора совершенствования образовательного процесса можно достичь того, что выпускник школы будет обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, будет готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремиться избегать конфликтов и преодолевать их.

 Среди моих выпускников – студенты Нижегородской государственной Медицинской Академии Министерства здравоохранения РФ, Нижегородского государственного педагогического университета, Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородской Государственной Сельскохозяйственной Академии.

Я считаю свой опыт рационализаторским и новаторским, поскольку некоторые аспекты проблемы уже разработаны в теории и практике педагогики. Но, согласно мнению В.И.Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования»[4].

Воплощение различных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам:

•        учащиеся стали более инициативными и активными на уроках;

•        у учеников вырос интерес к предмету биология;

•        повысилась продуктивность деятельности ученика за счет формирования способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей

•        повысилось качество знаний учащихся.

Трудоемкость опыта заключается:
- в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся;
- в подготовке дидактических материалов, наглядных пособий;
- в слабом владении учащимися исследовательскими умениями, - в подготовке учащихся к участию в реализации замысла исследования;
- в составлении презентаций для интерактивной доски;
- в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса;
- в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся;
- учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.
Перспективы развития методической системы
Предлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решения рассматриваемой проблемы. Я предполагаю, что поиск мой не закончен, технология будет дорабатываться и совершенствоваться, а результаты работы еще не раз будут обсуждаться и анализироваться.

Литература

1. Гузеев В.В.  Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.

2.  Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

3.  Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. – 402 с.

4.  Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-на-Дону, 2006. – 398 с.

5.  Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение// Биология в школе. – 2002. - №4. – С.45-49.

6.  Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. – 2008. - №12. – С.28-36.

7.  Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. – 254 с.

8.  Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. – 384 с.

9.  Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. – 2008. - № 1. – С. 77-86.

10. Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. - № 2. – С. 109-114.

11. Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений. //В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 1999 – с.287-288

12.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.

13.  «Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник» - М.: Народное образование, 2001.

14.  Суворова Н. Интерактивные методы при изучении биологии – http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10001664


[1] Образовательное учреждение как интеллектуальная организация: педагогическое измерение/Под. ред С.В.Кулевой.-Нижний Новгород, 2009.-128 с.; Воспитательная система лицея как интеллектуальной организации: теория и практика. /Под.ред С.В.Кулевой.- Н.Новгород, 2010.-190 с.; Кулева С.В. Особенности управления лицеем как интеллектуальной организацией//Актуальные проблемы управления современной школой. Сборник статей и научно-практических материалов по управлению образовательным учреждением.- Н.Новгород, 2010.

[2] «Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник» - М.: Народное образование, 2001.

[3] Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений. //В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 1999 – с.287-288

[4] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...

Развитие критического мышления как способ повышения качества и эффективности обучения английскому языку (презентация педагогического опыта)

В данной работе представлено обобщение педагогического опыта и личного вклада учителя в развитие образования (материалы аттестации 2015 года на высшую категорию)...

Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии».

Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии»....

Доклад на тему: "Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности"

Данная методическая разработка окажет помощь в методической работе, самообразовании педагогических работников....

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Мастер класс «Повышение качества и эффективности обучения немецкому языку с использованием ИКТ»

Задачи:создание условий для профессионального общения;самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;повышение профессионального мастерства и квалификации участников;распростра...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...