Рабочая программа для курса "Математика для каждого"
рабочая программа по математике (9 класс)

Рабочая программа для курса "Математика для каждого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dlya_kazhdogo_9_klass.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

пОбразование-2009-2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

ул. 60 лет СССР, 7А, г. Ноябрьск, 629806, тел./факс 8(3496) 42-49-72, e-mail: school_2rus@ mail.ru

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №2 УИИЯ

                                                              __________ И.Л.Гребнева

Приказ №…….от __________

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

дополнительной подготовки по

общеобразовательному предмету

«Математика для каждого»

/в рамках платных образовательных услуг/

для учащихся 14-15 лет

(30 недель, 60 занятий)

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете школы

протокол от ______________ №…

СОГЛАСОВАНА

на Управляющем совете школы

протокол от ____________ №…

г. Ноябрьск

Пояснительная записка

          Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности дополнительной подготовки по общеобразовательному предмету математика «Математика для каждого» составлена на основе авторской программы Лукичевой Е.Ю., Жигулева Л.А., Лоншаковой Т.Е., Подольская А.В. Элективные курсы: программы, методические разработки. – СПб.: СПб АППО, 2013.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математика для каждого» предназначена для обучающихся 14-15 лет, которые после окончания основной школы хотят продолжить обучение в средней школе с углубленным изучением математики, или планирующие поступить в иные учебные заведения, в которых предъявляют высокие требования к математической подготовке.

Цель программы:

-создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития математических способностей учащихся.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся сознательного и прочного овладения системой математических знаний, умений, навыков;
  • развитие математических способности учащихся;
  • вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность;
  • ориентация на профессии связанные с математикой.

Обоснование значимости программы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математика для каждого» расширяет знания обучающихся по математике. Она представляет собой комплексную программу для обучающихся 14-15 лет. В основе курса лежит решение исследовательских задач. Курс вырабатывает элементы общей культуры, дает специальные знания о методах решения творческих задач, составляющих теоретическую базу, а также вырабатывает определенные практические навыки решения изобретательских задач.

Актуальность: дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности состоит в том, что она способствует совершенствованию и развитию математического мышления обучающихся. Изучение различных способов доказательства способствует развитию логического мышления. При защите своих решений обучающиеся учатся ораторскому искусству. Занятие математикой - это лучший способ для всестороннего умственного развития ребенка, оно поможет ребенку иметь хорошую память, уметь абстрактно мыслить и рассуждать логически.

При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию, помогают в определении будущей профессии.

Общая характеристика программы

Направленность программы: социально-педагогическая, ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в интеллектуальном развитии; на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

               В основе работы по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Математика для каждого» заложен принцип добровольности. Занятия могут быть организованы для учащихся с разным уровнем подготовки.

Методы и формы курса определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с эти основные приоритеты методики изучения данного курса таковы:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных способностей и потребностей учащихся;
  • личностно-деятельностный подход.

Для работы с учащимися применяют такие формы работ, как лекция, практикум. Помимо традиционным рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами.

Курс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности материала.

Планируемые результаты

Данная программа позволит:

- получить дополнительные представления о приемах и подходах к решению заданий в их широком спектре применений;

- развить познавательные интересы, творческие способности учащихся, основные приемы мыслительного поиска;

- приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа при решении задач;

-выработать умения: самоконтроль времени выполнения заданий; оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий; прикидка границ результатов;

- сделать сознательный выбор учащимся профиля обучения в средней школе.

Организация занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Математика для каждого»

Программа рассчитана на 1 год обучения – 60 часов.

Занятия проводятся с группой учащихся 2 раза в неделю.

Количество детей в группе - 12.  

Продолжительность занятия: 45 минут.

Занятия проводятся в учебных помещениях школы педагогическими работниками образовательного учреждения.

Состав группы: постоянный.

Форма обучения: очная.

Форма организации занятия: групповая.

Содержание программы.

Модуль 1: Решение текстовых задач (9 ч)

Решение задач на части. Решение задач на сложные проценты. Решение задач на совместную работу. Решение задач на смеси и сплавы. Решение задач всех видов.

Модуль 2: Числовые и алгебраические выражения (9 ч)

Вычисление квадратных корней без калькулятора.Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля.  Схема Горнера.

Модуль 3: Функции и их графики (12ч)

Графики функций, содержащих знак модуля: y=|f(x)|, y=f(|x|), y=f(-|x|), y=|f(x)| и способы их построения. Примеры графиков кусочных функций. Элементарное исследованиефункции. Секреты квадратичной параболы, зависимость формы графиков от коэффициентов. Графическая иллюстрация описания физических процессов.

Модуль 4: Замечательные факты и теоремы геометрии (30ч)

Теорема Коперника. Обобщенная теорема Пифагора. Задача Архимеда. Точка Торричелли. Задача Ферма. Теорема Мансиона. Формула Эйлера. Прямая Эйлера. Теорема Менелая. Теорема Чевы. Точка Жергонна. Точка Нагеля. Теорема Паскаля. Теорема Брианшона. Ортотреугольник. Свойство ортотреугольника. Задача Фаньяно.

Окружность девяти точек. Теорема Штейнера-Лемуса. Свойства вписанного четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями. Формула Брахмагупты. Прямая Симсона. Теорема Стюарта. Задача о бабочке. Окружность Аполлония. Теорема Птолемея. Задача об арбелосе Архимеда. Теорема Ньютона.Теорема Монжа. Треугольник Наполеона. Теорема Шаля.

Формы и средства контроля

  • Практические задания.
  • Презентация проекта по пройденным темам.
  • Выполнение тестов.
  • Выполнение творческих работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Количество часов

Тема

Содержание

Форма занятий

октябрь

1

2

Решение задач на части

Знакомство с видами задач. Расширенное изучение методов и приемов решения задач на части.

Лекция, практикум

2

2

Решение задач на сложные проценты

Формула сложных процентов. Знакомство с видами задач. Расширенное изучение методов и приемов решения задач на сложные проценты.

Лекция, практикум

3

2

Решение задач на совместную работу.

Формула работы. Знакомство с видами задач. Расширенное изучение методов и приемов решения задач на совместную работу.

Лекция, практикум

4

2

Решение задач на смеси и сплавы.

Знакомство с видами задач. Расширенное изучение методов и приемов решения задач на смеси и сплавы.

Лекция, практикум

ноябрь

5

1

Решение задач всех видов

Обобщение изученных приемов решения задач.

Семинар

1

Вычисление квадратных корней без калькулятора.

Алгоритм вычисления  квадратных корней многозначных чисел без калькулятора

Мини-лекция, Практикум

6

2

Деление многочлена на многочлен.

Алгоритм деления многочлена на многочлен.

Семинар Практикум

7

2

Теорема Безу.

Знакомство с теоремой Безу. Применение при разложении многочлена на множители.

Лекция, практикум

8

2

Бином Ньютона.

Знакомство с биномом Ньютона. Применение при разложении многочлена на множители.

Лекция, практикум

декабрь

9

2

Треугольник Паскаля.  Схема Горнера.

Знакомство с треугольником Паскаля. Применение при разложении многочлена на множители.

Лекция, практикум

10

2

Графики функций, содержащих знак модуля: y=|f(x)|, y=f(|x|), y=f(-|x|), y=|f(x)| и способы их построения.

Знакомство с графиками функций, содержащих знак модуля: y=|f(x)|, y=f(|x|), y=f(-|x|), y=|f(x)| и способами их построения.

Лекция, практикум

11

2

Графики функций, содержащих знак модуля: y=|f(x)|, y=f(|x|), y=f(-|x|), y=|f(x)| и способы их построения.

Знакомство с графиками функций, содержащих знак модуля: y=|f(x)|, y=f(|x|), y=f(-|x|), y=|f(x)| и способами их построения.

Семинар, практикум

12

2

Примеры графиков кусочных функций.

Построение графиков кусочных функций. Точки перегибов и разрывов.

Лекция, практикум

январь

13

2

Элементарное исследование функции.

Знакомство с элементарными методами исследования функции.

Лекция, практикум

14

2

Секреты квадратичной параболы, зависимость формы графиков от коэффициентов.

Анализ особенностей расположения графика квадратичной параболы в зависимости от коэффициентов

Лекция, практикум

15

1

Секреты квадратичной параболы, зависимость формы графиков от коэффициентов.

Анализ особенностей расположения графика квадратичной параболы в зависимости от коэффициентов

Семинар - дискуссия

1

Графическая иллюстрация описания физических процессов.

Знакомство с примерами применения функций при описании физических процессов.

Выступление с докладами

февраль

16

2

Теорема Коперника. Обобщенная теорема Пифагора. Задача Архимеда.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

17

2

Ортотреугольник. Свойство ортотреугольника.

Применение свойств ортотреугольника при решении задач

Выступление с докладами, практикум

18

2

Задача о бабочке. Задача Фаньяно.

Знакомство с задачей о бабочке и задачей Фаньяно.

Лекция, практикум

19

2

Теорема Паскаля. Теорема Брианшона.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

март

20

2

Точка Жергонна. Точка Нагеля. Точка Торричелли.

Знакомство с точками Жергонна, Нагеля, Торричелли.

Семинар, практикум

21

2

Теорема Менелая. Теорема Чевы.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

22

2

Формула Эйлера. Прямая Эйлера.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

23

2

Задача Ферма. Теорема Мансиона.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

апрель

24

2

Свойства вписанного четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями.

Применение свойств вписанного четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями при решении задач.

Лекция, практикум

25

2

Прямая Симсона. Теорема Стюарта.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

26

2

Окружность Аполлония. Окружность девяти точек.

Применение свойств окружности  при решении задач.

Лекция – дискуссия,  практикум

27

2

Теорема Штейнера-Лемуса.. Формула Брахмагупты.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

май

28

2

Теорема Птолемея. Задача об арбелосе Архимеда.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

29

2

Теорема Ньютона. Теорема Монжа.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

30

2

Треугольник Наполеона. Теорема Шаля.

Применение формул при решении задач.

Лекция, практикум

Материально-техническое обеспечение.

Учебно– методическое обеспечение

  1. Арутюнян Е.Б, Левитас Г.Г. Сказки по математике. Высшая школа, 1994.
  2. Доброва О.Н. Задание по алгебре и математическому анализу. Просвящение,1996.
  3. Дорофеева Г.Б. Квадратный трехчлен в задачах. Львов. Журнал «Квантор», 1991.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. Просвещение, 1990.
  5. Костко О.К. Механика. Методы решения задач. Учебное пособие. Лист. 1998.
  6. Кушнир И. Неравенства. Задачи и решения. Киев. Астарта, 1996.
  7. Лялькина А.Г. Об организации индивидуальной деятельности учащихся. Математика  в школе, 1997, №6.
  8. Математический клуб «Кенгуру», выпуск №5. Составители, Жарковская Н.А., Рисс Е.А. – С. Петербург. Левша, 2002.
  9. Назаренко А.М., Назаренко Л.Д. Тысяча и один пример. Равенства и неравенства. Слобожантина, 1994.
  10. Окунев А. Как учить не уча. Питер. 1996.
  11. Окунев А.К. Квадратные функции, уравнения и неравенства. Просвещение, 1972.
  12. Петраков И.С. Математические кружки в 8 – 10 классах. Просвещение, 1987.
  13. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование. – Дрофа, 2002.
  14. Сборник материалов. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе. 5 – 9 классы. Новая школа, 1996.
  15. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. Просвещение 1995.

Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. Просвещение, 1986.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер с учебным программным обеспечением;
  • Демонстрационный экран;
  • Интерактивная доска;
  • Сканер, ксерокс, принтер.

Специфическое оборудование:

Наглядные пособия:

  • интерактивные презентации.

Интернет ресурсы:

*    Все материалы для обучения, которые не включены в расчет затрат на материальные запасы имеются у общеобразовательного учреждения в наличии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"

Предлагаемый  курс  «Процентные  вычисления на  каждый  день»  демонстрирует  учащимся  применение  математического   аппарата к  реше...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программа по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. латюшина и др. при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедиаобеспечения для работы на уроках, а также рабочие программы для 5 - 9 классов. Рабочие программы составлены в соответствие с требованиями ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...