Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Очевидное и невероятное" разработанна для обучающихся 6-го класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochevidnoe_i_neveroyatnoe.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Аскизский  лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева.

Согласовано:                                                                           Утверждаю:

«___»_________2019              «____»________2019

Зам.директора  УВР                                                               Директор МБОШИ «Аскизский

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»                           лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева                                                                   им. М.И.ЧебодаеваСагатаева Н.К.                                   Араштаев Е.Н.

Рабочая программа внеурочной   деятельности

 «Очевидное и невероятное»

для обучающихся 6-х классов

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 2019-2020 учебный  год

Разработала: Пискунова Александра Сергеевна,

Учитель математики

с. Аскиз, 2019 г

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Очевидное и невероятное»  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015)
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г № 1576, 1577, 1578.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 N 189 (в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81)

Данная программа внеурочной деятельности по математике «Очевидное и невероятное» предназначена для учащихся 6-х классов с цельюповышения их эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.

Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место.Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с обучающимисяособое внимание необходимо уделить решению разнообразных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым.                                        Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности.        

Рабочая программа рассчитана: на год (1 час в неделю), 34 часов.  Продолжительность одного занятия: 40 мин.

        Программа направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся и реализуется в формемастерской.

Срок реализации  1 год. Аудиторная нагрузка  34 часа, 1 час в неделю.

Цель:повысить уровень знаний по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные.

Задачи:создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

- познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

-  познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

- освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

-  познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

- расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

- познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

- приобретение начальных знаний по стратегии шахмат;

-  приобрести опыт презентации собственного продукта.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  •  Составлять план решения проблемы (задачи).
  •  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  •  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

-  Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

-  Добывать новые знания извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-  Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Личностные результаты:реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Уровень воспитательных результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — Составление математического журнала «Задача». Ребенок учится работать в коллективе, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Второй уровень результатов — Выпуск математической газеты. Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы.

Третий уровень результатов — Выступление с индивидуальным проектом. Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь одноклассникам. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в своей жизни.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Название Раздела и темы

Форма организации образовательного процесса

Вид деятельности, система отслеживания и оценивания результата.

1. Старинные задачи. (7час.)

Экскурсия, экспедиция.

Туристско-краеведческая, творческий отчет.

2. Логические задачи (2 час)

Интеллектуальная игра.

Игровая и познавательная, участие в  интеллектуальной игре.

3. Арифметические задачи (5 часов)

Круглый стол.

 Социальное творчество, тестовые задания.

4. Измерения, приближения, оценки (10 часов)

Практикум

Техническое творчество, презентация результатов.

5. Конструкции и взвешивания (5 часов)

Мастерская

Трудовая деятельность, анализ работы мастерской.

6. Геометрические задачи(3 часов)

Общественно-полезная практика

Художественное творчество, план дома своей мечты.

7. Защита проектов (2 часа)

Проект

Познавательная, защита проекта.

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1

План

Факт

1

Вводный урок.

Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.

1

9- 14.09.19

2

3

Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач.

2

16-21.09.19

23-28.09.19

4

Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнения

1

30.09-5.10.19

5

Решение простейших логических задач. Задачи-шутки.

1

7-12.10.19

6

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные.

1

14-19.10.19

7

Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма.

1

21-26.10.19

8

9

Решение логических задач с помощью таблиц.

2

28.10-2.11.19

11-16.11.19

10

Арифмтические задачи.

1

18-23.11.19

11

Арифметические ребусы.

1

25-30.11.19

12

«Галерея числовых диковинок»

1

2-7.12.19

13

Различные задачи с целыми числами.

1

9-14.12.19

14

Магические квадраты.

1

16-21.12.19

15

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника.

1

23-28.12.19

16

Величина угла. Градусная мера угла.

1

13-18.01.20

17

Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.

1

20-25.01.20

18

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.        

1

27.01-.1.02.20

19

Задачи на движение тел по течению и против течения.

1

3-8.02.20

20

Практикум-исследование решения задач на движение

1

10-15.02.20

21

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

1

17-22.02.20

22

Признаки делимости.

1

24-29.02.20

23

Остатки.

1

2-7.03.20

24

Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель.

Алгоритм Евклида.

1

9-14.03.20

25

Задачи со спичками.

1

16-21.03.20

26

Задачи на размен монет.

1

1-4.04.20

27

Задачи на переливание

1

6-11.04.20

28

Задачи на взвешивание

1

13-18.04.20

29

Задачи на разрезание

1

20-25.04.20

30

Пентамино.

1

27.04-30.04.20

31

Паркеты.

1

4-9.05.20

32

Задачи на конструирование объектов. Танграм.

1

11-16.05.20

33

34

Защита проектов.

2

18-23.05.20

25-30.05.20

Учебно-методическое оснащение программы:

                

Программа курса внеурочной деятельности «Очевидное и невероятное» адресована обучающимся 6 класса и является одной из важных составляющих работы со слабоотстающими детьми.Программа составлена на основе программы кафедры физико-математического образования АППО, авторы Жигулев Л.А, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико-математического образования СПБ АППО, Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физико- математического образования СПБ АППО, Санкт-Петербург, 2015 год.

Методические и учебные пособия

Основные:

1. http://chessmanual.blogspot.ru/p/kak-igratj-v-shahmaty.html - Шахматный учебник онлайн. 2. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.

3 . Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001.

4. Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект: Учебное пособие.М, 2007

5. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.

6. Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.

7. И.Г.Сухина "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя",Обнинск, « Духовное возрождение», 2011.

8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1979.

9. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.

10. Математический кружок. Первый год обучения, 5-6 классы (Коллектив авторов). – М.: Изд. АПН СССР, 1991.

11. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.

12. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. – М.: Посев, 2003.

13. Спивак А.В. Математический праздник. – М.: МЦНМО, 1995.

14. Столяр А. А. Зачем и что мы доказываем в математике. – Минск: Народная асвета, 1987.

15. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.

16. Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.

Дополнительные:

1. Агаханов Н. X. Математика. Районные олимпиады. 6—11 классы / Агаханов Н.X., Подлипский О.К. — М.: Просвещение, 2010.

2. Гарднер М. А ну-ка догадайся! – М.: Мир, 1984.

3. Гарднер М. Есть идея! – М.: Мир, 1982.

4. Гарднер М. Крестики-нолики. – М.: Мир, 1988.

5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.

6. Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.

7. Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974.

8. Гарднер М. Путешествие по времени. – М.: Мир, 1990.

9. Гик Е.Я. Замечательные математические игры. – М.: Знание, 1987.

10. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1984.

11. Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М., МЦНМО, 2011.

12. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958.

13. Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. – М.: Мир, 1977.

14. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.

15. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.

16. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.

17. Радемахер Г.Р., Теплиц О. Числа и фигуры. – М.: Физматгиз, 1962.

Список литературы и ресурсы:

1. «Учитесь мыслить нестандартно». Абдрашитов Б. М. и др. – М.: Просвещение, 2009.

2. «В лабиринте чисел». Александрова Э., Левшин В. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Стол находок утерянных чисел». Александрова Э., Левшин В – М.: Детская

литература,2008.

4. «Удивительный мир чисел». Кордемский Б.А., Ахадов А.А. – М.: Просвещение, 2009.

5. «Великие жизни в математике». Кордемский Б.А. – М.: Просвещение, 2009.

6. «С математикой в путь». Ленгдон Н., Снейп Ч – М.:Дрофа, 2011.

7. «Тысяча проблемных задач по математике». Лоповок Л.М. – М. Просвещение 2009.

8. Самоделки из бумаги. Перевертень Г.И. – М.: Просвещение, 2013.

9. «Как решать задачу?» Пойя Д. – М.: Просвещение, 2011.

10. «Зачем нужно решать задачи?» Шапиро А. Д. – М.: Просвещение, 2009.

11. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru

Приложение:

Темы

Критерии оценивания итоговых работ по программе

1. Старинные задачи.

глубина и полнота раскрытия темы;

- адекватность передачи содержания первоисточника;

- логичность, связность;

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

2. Логические задачи.

Работа оценивается по сводным итогам количества баллов, присвоенных каждым членом команды.

3. Арифметические задачи.

Оценивается:

 -активное участие в работе группы;

-предлагает собственные варианты решения проблемы;

-выступает от имени группы, дополняет ответчика.

4. Измерения, приближения, оценки.

По завершении каждого практического занятия проверяется количество и качество выполненных заданий.

5. Конструкции и взвешивания.

Наличие плана работы мастерской;

Графика занятости мастерской;

Отчет о работе в мастерской (демонстрация полученных навыков).

6. Геометрические задачи.

Правильность построения и выполнения вычислительных действий;

Оригинальность планировки в плане (разнообразие геометрических фигур, их сложность на плане);

Умение грамотно описывать схемы, чертежи.

7. Защита проектов.

Качество доклада (правильность в структуре, краткость, четкость, ясность формулировок);

Ответы на вопросы (уверенность, убедительность, аргументированность);

Наличие творческого компонента в процессе проектирования;

Оригинальность представления продукта.

Примерные темы учебных проектов:

1. Совершенные числа.

2. Древние меры площади.

3. Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

4. Софизмы и парадоксы.

5. Магические квадраты.

6. Великие женщины-математики.

7. Великие задачи.

8. Великолепная семерка.

9. Величайший математик Евклид.

10. Веселые задачки.

11. Математика и музыка.

12. Математика и искусство

13. Единицы измерения площади в разных странах и в разное время.

14. Жизнь нуля - цифры и числа.

15. Закодированные рисунки.

16. Палиндромы.

17. Замечательная комбинаторика.

18. Математика в играх.

19. Мое любимое занятие – шахматы.

20. Число в русском народном творчестве.

21. Число и числовая мистика.

22. Числовые малютки.

23. Числовые забавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...