Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: "Как записывают и читают числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: "Как записывают и читают числа"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель математики Пуцейко Д.В.
Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
Тема урока: Как записывают и читают числа (1-й урок)
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: Научить читать и записывать числа в непозиционной системе счисления. Научить читать и записывать большие натуральные числа. Использовать для записи больших чисел сокращения. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.(1 урок).
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные – умение сосредоточиться для восприятия новой темы | |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | На доске представлены цифры римской нумерации | Посмотрите, пожалуйста, на доске вы видите цифры, которые использовались в римской нумерации. Эти цифры обозначают сразу большое число единиц. Для записи конкретного числа используются некоторые правила (1-3). Скажите, какое число записано XXIII, XL, XXIV Подумайте, как записать римскими цифрами число 14, 18, 121. Как вы думаете, легко ли, пользуясь римской нумерацией записать такие числа как 975 или 2372? А как же нам быть? Вероятно существуют и другие способы записи больших чисел. Великим достижением математиков было изобретение позиционной десятичной системы записи чисел, в которой используются только десять символов-цифр. Итак, тема нашего занятия: «Римская нумерация, десятичная нумерация». | Вместе с учителем Устно: 23 Устно: 40 Устно: 24 XIV, XVIII, CXXI Устно: это достаточно тяжело Запись темы урока в тетрадь | Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Личностные: развитие эрудиции Познавательные: умение выдвигать гипотезы |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | На доске изображена схема разрядов числа. | Цель урока Сегодня мы узнаем, что в позиционной десятичной системе значение цифры зависит от того, в каком разряде она находится. Чтобы прочитать число, записанное в десятичной системе, его разбивают справа налево на классы по три цифры в каждом. Научимся пользоваться этим приемом для чтения и записи любых чисел | Регулятивные: умение прогнозировать | |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: как записывают и читают числа | На доске написаны многозначные числа | Десятичной нумерацию называют потому, что в ней важную роль играет число 10: единица каждого следующего разряда составляет 10 единиц предыдущего разряда. Читают число слева направо. Например, число 247 028 541 406 читают так: 247 миллиардов, 28 миллионов 541 тысяча 406 | Слушают объяснение | Познавательные: Ориентироваться в электронном учебнике Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Как записывают и читают числа». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | На доске изображена схема представления числа по классам | Открываем Учебники на странице 28, выполняем № 58. Необходимо прочитать число, правильно называя его по классам. В № 59 необходимо самостоятельно разбить число на классы и прочитать его. № 60 выполняется по образцу на доске № 63 выполняется под руководством учителя А теперь поработаем Тетрадях-тренажерах. № 34, 35 (табл.1) | Ребята учатся правильно считывать число, пользуясь подсказкой учебника. Ребята разбивают число на классы и считывают его, подробно поясняя свой ответ. Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.
| Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи Познавательные: поиск решения проблемы |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Как записывают и читают числа» | Важно воспринимать число на слух и уметь записывать его. Например, запишите число двести сорок четыре тысячи восемьсот тридцать два. Давайте выберем от каждого ряда представителя и на скорость выполним задание на доске. Итак, у доски находится три ученика. В учебнике на стр. 28 вы найдете своё задание: 62(а), 62(б), 62 (в). Начали! А теперь давайте вспомним, как большие числа можно записывать с помощью сокращений. Например, 2 млн 47 тыс. Такие записи вы видели в газетах и журналах (2047000) Выполним в тетрадях № 65 (а,е) | Ученик выходит к доске и пытается выполнить задание учителя. Весь класс участвует в обсуждении процесса записи и оценивает правильность ответа. Учащиеся предлагают своих кандидатов Каждый ряд болеет за своего представителя. Учащиеся работают в тетрадях | Познавательные Коммуникативные | |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Как записывают и читают числа» Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Записи сопутствующие решению нестандартной задачи №68. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь. А теперь мы проверим, насколько глубоко вы поняли суть позиционной записи числа. В наших учебниках есть очень интересное задание № 68 на стр. 29 для тех учеников, которые стремятся понять предмет, а не просто выполнить задание по алгоритму. Я думаю, что в нашем классе все ученики именно такие или стремятся быть такими. Давайте сейчас каждый самостоятельно подумает над этим заданием, а через пару минут мы будем вместе обсуждать ваши гипотезы. (Учитель проходит по классу и проверяет правильность размышлений, при необходимости корректирует действия учащихся) Молодцы! Вы сейчас работали в команде и достигли успеха. | Ребята приступают к размышлению над заданием Ребята поднимают руки и высказывают свои мысли. Идет общее обсуждение в классе. В результате общих усилий появляется ответ: наибольшее число: 9876543210, а наименьшее – 1023456789. | Коммуникативные Личностные Познавательные: выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа (5 мин) Вариант I 1. По Тетради-тренажеру: № 37 (1 столбик) 2. По Тетради-тренажеру: № 38 (1 столбик) Вариант II
(По истечении положенного времени открывает следующую страницу флипчарта для самопроверки самостоятельной работы) | Выполняют задания в тетрадях-тренажерах, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы. | Познавательные: умение делать выводы и умозаключения | |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Что изучали сегодня на уроке? - Какие существуют принципы записи чисел? - Что собой представляет римская нумерация? - Что собой представляет десятичная нумерация? - Сколько знаков используется для записи чисел в десятичной системе счисления? - Почему десятичная система называется позиционной? - Расскажите как представить число в виде суммы разрядных слагаемых. - Является ли римская нумерация позиционной? - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные (рефлексия) | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | По Учебнику п. 5, № 55, 65 Т-Т № 34 (б), 35 (табл.2) Эл. Прилож. № 279 – лаборатория «Часы» | Фиксируют домашнее задание | ||
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то напишите в тетради число пять миллионов триста пятнадцать тысяч пятьсот пять. Если недостаточно, то напишите число, которое выражает количество цифр в десятичной позиционной системе счисления. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то напишите в тетради самое маленькое натуральное число. Спасибо за урок. | Выполняют задание учителя | Личностные Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...
Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»
Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»....
Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Технологическая карта урока Предмет: математика Класс: 5класс Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М.. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 Тема урока: Объ...
Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Ломаная. Длина ломаной"
Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС ООО....
Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа...
Технологическая карта урока по математика 6 класс по теме "Пропорции"
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 23 им. В.И. Малышкина»(с углубленным изучением отдельных предметов)городского округа «горо...