Открытый урок в 9 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной»
план-конспект урока по математике (9 класс)
Данный урок разработан для закрепления знаний и способов учебных действий обучающихся по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной» | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КУСТАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Открытый урок по теме
«Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Предмет: математика
Класс: 9
Автор учебника: Ю. Н. Макарычев
Учитель: Гималова Татьяна Михайловна,
1 квалификационная категория
2017--2018 уч. год.
Тема: Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Тип урока: закрепления знаний и способов учебных действий.
Цели урока:
1. Образовательная: формирование навыков решения неравенств второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции.
2. Развивающая: развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
3. Воспитательная: воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, чувства
ответственности.
Технологии: дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, тесты, листы оценивания,
презентация «Решение неравенств второй степени с одной переменной», карточки
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Урок мне хочется начать со слов персидского поэта Рудаки:
«С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье».
Ребята, как вы понимаете эти строки? (Дети высказываются).
Мы с вами тоже сегодня будем закреплять свои знания.
Посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему нашего урока и что мы сегодня должны усвоить на уроке?
Ответы учащихся:
- Мы должны вспомнить, как решаются квадратные неравенства.
- Графики квадратичной функции.
Учитель:
- Итак, тема урока – «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
На Cлайде учащиеся видят образовательные цели урока:
- Повторить алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции;
- Отработать алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной на примерах.
Учитель:
Давайте начнем урок с повторения свойств квадратичной функции, т. к. свойства и график квадратичной функции применяется при решении квадратных неравенств.
Через презентацию идет повторение материала: (учащиеся должны вспомнить изученный материал 8 класса, соотнести условия и графики квадратичной функции и в правильном порядке расположить на доске.)
Условия | D > 0 Две точки пересечения с осью Ох (, ) | D < 0 Нет точек пересечения с осью Ох | D = 0 Одна точка пересечения с осью Ох |
а > 0 ветви параболы направлены вверх | |||
а < 0 ветви параболы направлены вниз |
Определение квадратного неравенства.
Ответы учащихся:
Квадратным неравенством называют неравенство вида ax2+bx+c>0 (ax2+bx+c<0), где а≠0.
из предложенных неравенств выбрать квадратные с одной переменной.
1) х2 + 2х – 48 < 0 6) (х – 1)(х – 2) ≥ 0
2) х2 – 6 ≤ 0 7) 3х - 17 х2 > 0
3) 7х + 2 х2 > 4 8) 5х2 –у > 9
4) х – 3 > 0 9) - 3 х2 -6х + 9 < 0
5) – 20 х2 ≤ 5 3
Почему не назвали 4 и 8 ? (4 – линейное неравенство, 8 – с двумя переменными).
- Вспомним, что значит решить неравенство?
Ответы учащихся:
- Значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
- Что может быть решением неравенства второй степени с одной переменной?
(Промежуток, число, пустое множество).
Решение неравенства
Промежуток Пустое множество
Число
Вспомним алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
(Учащиеся говорят, на слайде №5появляются шаги алгоритма).
1. Привести неравенство к виду ах2 + вх + с > 0 (ах2 + вх + с < 0).
2. Ввести функцию f (х) = ах2 + вх + с и охарактеризовать её.
3. Найти нули функции, т.е. решить уравнение f (х) = 0.
4. Отметить на оси х нули функции и изобразить схематически параболу.
5. Отметить промежутки, которые будут являться решениями данного неравенства (внимательно смотреть знак неравенства).
6. Записать ответ.
На предыдущем уроке мы решали неравенства, в которых ответом был промежуток, а сегодня вы встретитесь с другими ситуациями в выборе ответа, а именно ответом будет служить пустое множество или число.
3 этап. Проверка домашнего задания.
Но сначала проверим домашнее задание. Были ли у вас затруднения при выполнении домашней работы? Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями (взаимопроверка в парах) Ответы на слайде.
Поставьте оценки в листы оценивания.
4 этап. Решение более сложных тренировочных упражнений. Лист № 1
3) Решение на доске и записью в тетрадях (1 ученик на доске с объяснением).
Ребята, вам всем предстоит в этом году сдавать государственные экзамены.
Рассмотрим задание из сборника для подготовки к ОГЭ.
1. Решите неравенство: х2 – 16 ≥ 0
2. Найдите множество решений неравенства: х2 + 6х + 9 ≤ 0
3. х2 - 8х + 16 < 0
4. Решите неравенство: 2 (-х2 + 5х) ≥ 18 – 2х
5. Найдите область определения функции:
Молодцы! Справились с заданием!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа в парах.
А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу ученика 9кл., находящуюся на листе № 2. Ошибки подчеркните.
Лист № 2.
№ 1. Решите неравенство: х2 – 5х + 6 < 0
f(х) = х2 – 5х + 6 – квадратичная функция, график – парабола,
ветви вверх.
х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 x
Ответ: ( 2; 3 )
№ 2. Найдите множество решений неравенства:
- 0,2 х2 + х – 1,2 ≤ 0
f(х) = - 0,2 х2 + х – 1,2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
- 0,2 х2 + х – 1,2 = 0 / * ( - 5)
х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 x
Ответ: ( -∞; 2 ) U ( 3; + ∞)
№ 3. Решите неравенство: 2х > х2
2х - х2 > 0
f(х) = 2х - х2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
2х - х2 = 0
х ( 2 – х ) = 0
х = 0 или х = 2
0 2 x
Ответ: [ 0; 2 ]
№ 4. Найдите множество решений неравенства:
1 + 2х + х2 > 0
f(х) = 1 + 2х + х2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
1 + 2х + х2 = 0
х2 + 2х +1 = 0
х = - 1
-1 x
Ответ: - 1
Внимание на слайд! Посчитайте количество верно найденных ошибок. На слайде они выделены красным цветом.
Критерии оценки: «3» - 3-4 найденных ошибки
«4» - 5-6 найденных ошибок
«5» - 7 найденных ошибок
Поставьте оценку в свой лист оценивания.
5 этап. Домашнее задание.
1 уровень - № 308а,б,г, № 313а, № 314а
2 уровень - №313 б, № 314, № 315
6 этап. Рефлексия.
Ребята, какая цель стояла сегодня перед вами?
Цель: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной переменной.
Как вы считаете, достигнута ли она? (дети высказываются)
Выставление оценки каждому ученику с учетом устной работы, работы в тетрадях и у доски, проверочной работы.
У кого остались вопросы по решению заданий, приходят на дополнительные занятия.
Оцените свою работу и настроение на уроке.
7. Домашнее задание мне кажется
|
полезен / бесполезен интересен / неинтересен 7. Легким / трудным |
- Если останется время
Найдите все целые решения неравенства, принадлежащие промежутку [ - 2; 2 ]
2 х2 ≤ х + 3
9 3
Молодцы! Сегодня все работали очень хорошо! Порадуйтесь за себя и своих друзей. Замечательно! Я всех благодарю за работу.
Приложение.
Лист оценивания Фамилия, имя учащегося: __________________
Вид работы | Домашняя работа | Фронтальный устный опрос | Работа у доски | Работа в парах | Тест | Итоговая оценка |
Оценка |
Лист № 2.
№ 1. Решите неравенство: х2 – 5х + 6 < 0
f(х) = х2 – 5х + 6 – квадратичная функция, график – парабола,
ветви вверх.
х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 x
Ответ: ( 2; 3 )
№ 2. Найдите множество решений неравенства:
- 0,2 х2 + х – 1,2 ≤ 0
f(х) = - 0,2 х2 + х – 1,2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
- 0,2 х2 + х – 1,2 = 0 / * ( - 5)
х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 x
Ответ: ( -∞; 2 ) U ( 3; + ∞)
№ 3. Решите неравенство: 2х > х2
2х - х2 > 0
f(х) = 2х - х2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
2х - х2 = 0
х ( 2 – х ) = 0
х = 0 или х = 2
0 2 x
Ответ: [ 0; 2 ]
№ 4. Найдите множество решений неравенства:
1 + 2х + х2 > 0
f(х) = 1 + 2х + х2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
1 + 2х + х2 = 0
х2 + 2х +1 = 0
х = - 1
-1 x
Ответ: - 1
Внимание на слайд! Посчитайте количество верно найденных ошибок. На слайде они выделены красным цветом.
Критерии оценки: «3» - 3-4 найденных ошибки
«4» - 5-6 найденных ошибок
«5» - 7 найденных ошибок
Поставьте оценку в свой лист оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Раздел программы:«Неравенства».Тип урока: урок алгебры с использованием ИКТ, теоретических ипрактических самостоятельных работ.Вид: урок обобщения и систематизации.Технология: личностно-ориентированна...
Урок алгебры в 9 классе по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Урок изучения нового материала по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной». Цели урока: ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, познакомить с алгор...
Урок по алгебре в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной" по ФГОСам
Класс 9Тема урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" Тип урока и его структураУрок «открытия» нового знанияСтруктура урока «открытия» нового знания1)э...
Урок алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок закрепления знаний и способов учебных действий....
Урок алгебры в 9 классе на тему "Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Данный урок по теме закрепления и обобщения знаний. На уроке используются индивидуальная, парная, фронтальная формы, элементы ФГОС. К уроку прилагается презентация....
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Диагностическая карта составлена для уроков по модульной системе обучения в 9 классе. На данном уроке рассматриваются решения квадратных неравенств методом парабол...
Урок алгебры в 9 классе на тему"Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Урок в 9 классе на тему "Решение неравенств второй степени с одной переменной"...