Программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика»
рабочая программа по математике (5 класс)
Цель: развитие у детей логического и образного мышления, концентрации внимания, скорости восприятия информации и памяти, интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_mentalnaya_arifmetika.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Комплект «Ментальная арифметика. Учебные пособия. Комплект для открытия центра».
Цель: развитие у детей логического и образного мышления, концентрации внимания, скорости восприятия информации и памяти, интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Основные задачи
Обучающие:
-совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметического счета абакус;
-обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
-развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
-развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
-развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
Воспитывающие:
- воспитание инициативности и самостоятельности, уверенности в себе.
- воспитание интереса к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитание потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Программа рассчитана на 35 часов и ориентирована на формирование комплекса общеучебных умений и способов деятельности.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.
Личностные УУД результаты:
-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Введение: Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой Знакомство с детьми. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | практические задания, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры | диалог, индивидуальная работа, работа в парах |
2. | Уровень 1 «Просто»: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | практические задания, развивающие игры, тренинги, кинезиологическая гимнастика | диалог, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа |
3. | Уровень 2 «Братья»: Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | практикум, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа на тренажёрах. |
4. | Уровень 3 «Друзья»: Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | тренинг внимания.практические задания, кинезиологическая гимнастика, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа в группахработа на тренажёрах. |
5. | Уровень 4 «Брат+Друг»: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | тренинг воображения. творческие задачи, кинезиологическая гимнастика, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа в группах, работа в парах. |
6. | Уровень 5 «Анзан»: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика. | практические задания, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры | диалог, работа в группах, работа в парах. |
3.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Практические занятия | |
Презентации | Олимпиады, Соревнования | |||
I. Введение | 2ч | 1 | ||
1-2 | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 2ч | ||
II. Уровень 1 «Просто» | 8ч | 1 | 1 | |
3 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1ч | ||
4 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 1ч | ||
5-7 | Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 3ч | ||
8 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. | 1ч | ||
9-10 | Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 2ч | ||
III. Уровень 2 «Братья» | 6ч | 1 | 1 | |
11-12 | Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». | 2ч | ||
13-14 | Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата». | 2ч | ||
15-16 | Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | 2ч | ||
IV. Уровень 3 «Друзья» | 9ч | 2 | 1 | |
17-19 | Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | ||
20-22 | Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | 1 | |
23-25 | Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | ||
V. Уровень 4 «Брат+Друг» | 6ч | 1 | 2 | |
26-27 | Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. | 2ч | ||
28-29 | Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. | 2ч | ||
30-31 | Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 2ч | ||
VI. Уровень 5 «Анзан» | 4ч | 1 | 2 | |
32-34 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. | 3ч | ||
35 | Диагностика. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ментальная арифметика»
Данное методическое пособие составлено для обучения преподавателей ментальной арифметике, для руководителей объединений дополнительного образования детей и других профессий, связанных с мате...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для обучающихся 5 класса...