Конспект занятия №1 Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами сложения «Помощь брата»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1_po_mentalnoy.doc | 477.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.
Ход занятия
I.Приветствие.
Вспомнить яркие моменты предыдущей темы, поинтересоваться, какие были трудности.
II. Разминка.
Решение примеров на простое сложение. Учитель читает вслух цепочки примеров на сложение двузначных и трёхзначных чисел.
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
23 | 125 | 21 | 51 | 211 | 501 |
11 | 212 | 12 | 22 | 121 | 122 |
55 | 501 | 50 | 15 | 510 | 250 |
10 | 51 | 14 | 11 | 153 | 125 |
99 | 889 | 97 | 99 | 995 | 998 |
Дети решают на абакусе и записывают ответы в бланки ответов.
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Среди примеров есть такие, которые дети ещё не умеют выполнять. После выполнения задания ответы сверяются. Дети выявляют проблему: есть примеры, для решения которых не хватает знаний.
III. Постановка цели занятия.
Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:
-познакомиться с новыми правилами сложения и научиться решать проблемные примеры.
IV. Нейрогимнастика.
«Кулак-ребро-ладонь»
Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторить 10 раз.
V.Изучение новой темы.
Педагог предлагает вспомнить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы. Учитель рассказывает, что «Братья» это 5 пальцев на руке, и показывает, как можно использовать «Братьев» при счёте на абакусе и вводит новые формулы.
«Брат 4»
На счёт отложим 4 косточки. К ним нужно прибавить ещё 4 косточки. Но нам на этой спице не хватает земных косточек. Тогда будем пользоваться формулой «Брат 4».
+4= +5 – 1
т.е прибавить 4 означает прибавить 5 и вычесть 1.
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+4 | 11+4 |
2+4 | 12+4 |
3+4 | 13+4 |
4+4 | 14+4 |
Идём дальше: Формула «Брат 3». Принцип тот же, и он не вызовет у вас никаких сложностей.
Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем прибавить, не хватает земных косточек! Именно в таких случаях мы используем правило «Братьев».
Прибавить 3 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 2.
+3= +5 – 2
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+3 | 11+3 |
2+3 | 12+3 |
3+3 | 13+3 |
4+3 | 14+3 |
Изучение формулы «Брат 2».
- Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю снова 4 косточки. Мне нужно прибавить 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы отнимем.
Прибавить 2 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 3.
+2= +5 – 3
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+2 | 11+2 |
2+2 | 12+2 |
3+2 | 13+2 |
4+2 | 14+2 |
Изучение формулы «Брат 1».
Итак, последняя формула сложения «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 1. помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем на себя.
Прибавить 1 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 4.
+1= +5 – 4
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+1 | 11+1 |
2+1 | 12+1 |
3+1 | 13+1 |
4+1 | 14+1 |
VI.Разминка. Упражнение «Ёжики»
Ёжикам надо нарисовать иголки двумя руками одновременно. Потом их обвести и раскрасить. Дерево посередине тоже рисуем двумя руками одновременно, начиная снизу.
VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами
«Брат 1» +1= +5 – 4
«Брат 2» +2= +5 – 3
«Брат 3» +3= +5 – 2
«Брат 4» +4= +5 – 1
Предлагаю закрепить формулы на практике.
+1=+5-4 | +2=+5-3 | +3=+5-2 | +4=+5-1 | ||||
4+1 | 34+11 | 3+2 | 53+22 | 3+3 | 43+33 | 4+4 | 24+44 |
24+1 | 64+21 | 13+2 | 23+12 | 2+3 | 22+33 | 11+41 | 11+44 |
14+31 | 114+221 | 23+3 | 113+12 | 22+3 | 212+313 | 14+4 | 114+224 |
44+11 | 224+12 | 33+2 | 533+202 | 32+3 | 223+331 | 14+34 | 334+114 |
VIII. Домашнее задание.
1.Отработать правила сложения по теме «Брат».
2.Выполнять упражнения из нейрогимнастики.
3.Ежедневно 5 минут уделять внимание на развитие моторики на абакусе.
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом (формулы сложения по теме «Брат»).
5.Счет ментально 7-10 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....
Конспект занятия "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания".
Описание конспекта занятия....
Конспект занятия "Экзамены в помощь самопознанию"
«Экзамены в помощь самопознанию»,Конспект психолого-педагогического занятия с элементами тренинга для учащихся 11 классов Цель: отработка с учащимися навыков психологической готовности к экзамена...
Внеурочная деятельность по социальному направлению. Конспект занятия "Номера первой помощи"
Материал об экстренных службах города...
Конспект занятия №2. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
Конспект занятия по ментальной арифметикепо теме "Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата»....
Конспект занятия №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами вычитания «Помощь брата»...