Конспект занятия №1 Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Самсонова Ирина Борисовна

Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами сложения  «Помощь брата»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1_po_mentalnoy.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

 Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.

Ход занятия

I.Приветствие.

Вспомнить яркие моменты предыдущей темы, поинтересоваться, какие были трудности.

II. Разминка.

Решение примеров на простое сложение. Учитель читает вслух цепочки примеров на сложение двузначных и трёхзначных чисел.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

23

125

21

51

211

501

11

212

12

22

121

122

55

501

50

15

510

250

10

51

14

11

153

125

99

889

97

99

995

998

Дети решают на абакусе и записывают ответы в бланки ответов.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Среди примеров есть такие, которые дети ещё не умеют выполнять. После выполнения задания ответы сверяются. Дети выявляют проблему: есть примеры, для решения которых не хватает знаний.

III. Постановка цели занятия.

Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:

-познакомиться с новыми правилами сложения и научиться решать проблемные примеры.

IV. Нейрогимнастика.

«Кулак-ребро-ладонь» 

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторить 10 раз.

V.Изучение новой темы.

Педагог предлагает вспомнить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы.  Учитель рассказывает, что «Братья» это 5 пальцев на руке, и показывает, как можно использовать «Братьев» при счёте на абакусе и вводит новые формулы.

«Брат 4»

На счёт отложим 4 косточки. К ним нужно прибавить ещё 4 косточки. Но нам на этой спице не хватает земных косточек. Тогда будем пользоваться формулой «Брат 4».   

+4= +5 – 1

т.е прибавить 4 означает прибавить 5 и вычесть 1.

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

1+4

11+4

2+4

12+4

3+4

13+4

4+4

14+4

Идём дальше: Формула «Брат 3».   Принцип тот же, и он не вызовет у вас никаких сложностей.

Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем прибавить, не хватает земных косточек! Именно в таких случаях мы используем правило «Братьев».

Прибавить 3 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 2.

+3= +5 – 2

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

1+3

11+3

2+3

12+3

3+3

13+3

4+3

14+3

Изучение формулы «Брат 2».

- Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю снова 4 косточки. Мне нужно прибавить 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы отнимем.

Прибавить 2 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 3.

+2= +5 – 3

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

1+2

11+2

2+2

12+2

3+2

13+2

4+2

14+2

Изучение формулы «Брат 1».

Итак, последняя формула сложения «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 1. помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем на себя.

Прибавить 1 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 4.

+1= +5 – 4

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

1+1

11+1

2+1

12+1

3+1

13+1

4+1

14+1

VI.Разминка. Упражнение «Ёжики»

Ёжикам надо нарисовать иголки двумя руками одновременно. Потом их обвести и раскрасить. Дерево посередине тоже рисуем двумя руками одновременно, начиная снизу.

VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами

«Брат 1»          +1= +5 – 4

«Брат 2»          +2= +5 – 3

«Брат 3»          +3= +5 – 2

«Брат 4»          +4= +5 – 1

Предлагаю закрепить формулы на практике.

+1=+5-4

+2=+5-3

+3=+5-2

+4=+5-1

4+1

34+11

3+2

53+22

3+3

43+33

4+4

24+44

24+1

64+21

13+2

23+12

2+3

22+33

11+41

11+44

14+31

114+221

23+3

113+12

22+3

212+313

14+4

114+224

44+11

224+12

33+2

533+202

32+3

223+331

14+34

334+114

VIII. Домашнее задание.

1.Отработать правила сложения по теме «Брат».

2.Выполнять упражнения из нейрогимнастики.

3.Ежедневно 5 минут уделять внимание на развитие моторики на абакусе.

4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом (формулы сложения по теме «Брат»).

5.Счет ментально 7-10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....

Конспект занятия "Экзамены в помощь самопознанию"

«Экзамены в помощь самопознанию»,Конспект психолого-педагогического занятия с элементами тренинга для учащихся 11 классов Цель: отработка с учащимися навыков психологической готовности к экзамена...

Конспект занятия №2. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

Конспект занятия по ментальной арифметикепо теме "Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата»....

Конспект занятия №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.

Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами вычитания  «Помощь брата»...