Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"
учебно-методический материал по математике
Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_na_gmo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на ГМО.
"Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов".
Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности является исключительно важной. Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации.
Мотивы в учебной деятельности можно классифицировать следующим образом.
Познавательные мотивы | Социальные мотивы |
Внешние | |
Общественное поощрение творческой активности Признание авторства изобретений | Учиться, чтобы получать вознаграждение Учиться, чтобы не наказывали Мотивация престижа – быть первым, лучшим Мотивация благополучия – стремление получить одобрение родителей товарищей Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими |
Познавательные мотивы | Социальные мотивы |
Внутренние | |
Ориентация на овладения новыми знаниями разного уровня Творческий познавательный интерес Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей Учиться, чтобы удовлетворить свое любопытство Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции | Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным |
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.
Способы повышения мотивации
Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию учения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:
содержание обучения;
игровые формы организации обучения;
современные информационно-коммуникационные технологии;
собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее).
Содержание обучения определяется в первую государственными образовательными стандартами. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории математики, из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами. Формируя, таким образом, содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении тем математики: «Тригонометрия», «Применения производной» и т.д. Это говорит о том, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.
Основной мотивационный фактор – это стремление связать усваиваемый материал с собственным практическим опытом. Практика доказывает необходимость полученных знаний и этим повышает мотивационный уровень учения математики. Любую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации учения математики.
Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.
Формированию мотивации способствуют: необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.
Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию.
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока.
Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
- Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности учащихся
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, АНАЛИЗ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И ВЫВОДЫ....
Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка
Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....
Мотивационный аспект учебно – познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин на примере биологии
Привлечь к изучению предмета, когда "вокруг ЕГЭ"....
Выступление по теме: "Мотивация учебной деятельности и её формирование"
Проблема мотивации в школе (на уроке английского языка)...
«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...
Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»
«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...