Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Развитие человека, как духовно-нравственное, так и творческое и профессиональное невозможно при отсутствии навыков к самоанализу.
Готовность ребёнка к дальнейшему самоанализу особенно важна для динамично развивающегося общества, в котором каждый должен самостоятельно определять содержание своей деятельности, находить средства её реализации, принимать решения, самостоятельно себя оценивать и при необходимости корректировать свою деятельность. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: формирование у учащихся навыков самоанализа способствует реализации новых стандартов второго поколения и нового системного подхода к изучению иностранного языка, а также важным фактором при системе контроля и оценивании деятельности учащихся.
Формирование навыков самоанализа является одним из эффективных методов контроля и оценки, так как деятельность осуществляет самим учащимся, а свобода выбора очень важна для подростка. Это способствует развитию таких личностных качеств, как умение мыслить критически, активно и целенаправленно познавать мир, умение работать в сотрудничестве.
Процесс самоанализа должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе всей деятельности, что поможет ребёнку избежать многих ошибок. Не следует забывать, что формирование у школьников способности к самоанализу учебной деятельности должно быть объективным и адекватным. Всем хорошо известно, что завышенная, равно как и заниженная самооценка может привести к крайне печальным результатам. Поэтому формирование умений самоанализа давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важный фактор для полного и гармоничного развития личности. Чтобы научить осуществлять самоанализ, нужно научиться принимать и понимать анализ учителя и только потом осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, её анализ и при необходимости корректировку.
Чтобы помочь детям в реализации столь сложной задачи, после выполнения того или иного задания необходимо попросить детей самостоятельно проанализировать свою работу, ответив на английском языке на следующие вопросы:
- Оцени свою работу (неудачная, не очень удачная, в целом неплохая, хорошая, очень хорошая, лучшая из того, что я уже делал). Почему ты так думаешь?
- Что ты можешь сказать про сам материал в данной работе (трудный, средний, лёгкий, скучный, интересный, актуальный, ненужный)? Что вызвало трудность? Что бы ты хотел поменять?
- Сколько времени затратил на выполнение работы?
- Можно ли было выполнить работу быстрее? Почему?
- Было ли для тебя что-то новое в твоей работе?
- Где было больше всего ошибок?
Выполнение такого рода заданий повышает уровень мотивации, так как для любого подростка важно, чтобы выслушали его мнение, проявили интерес к тому, что у него не получается. А когда ребёнок самостоятельно учится понимать, где он ошибся, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы преодолеть препятствие, возрастает не только мотивация, но и самосознание учащегося, растёт чувство ответственности и способность к самоопределению в этом мире.
При аудировании или работе над чтением текста дети получают такое задание, которое тоже помогает сформировать навыки самоанализа:
- При выполнении заданий на установление соответствий: чьё высказывание вам ближе всего и почему? С кем вы категорически не согласны? Добавьте своё высказывание по данному вопросу.
- При выполнении заданий на True False Not Stated: ,были ли ошибки в определении неправда и в тексте не сказано? Что повлияло на этот выбор? Если не ты согласен с правильным ответом, обоснуй свою точку зрения.
- При выполнении заданий на множественный выбор: были ли ошибки в предложениях, где возникли трудности с пониманием незнакомого слова?
При работе над грамматикой полезны следующие вопросы:
- Делал ли ты уже ошибку на данное грамматическое явление?
- Почему ты выбрал именно эту грамматическую категорию?
- Какие трудности возникли с выбором ответа?
Задания на словообразование и лексику тоже требуют самоанализа:
- Встречалось ли тебе то слово, где ты сделал ошибку?
- Будет ли оно тебе полезно в будущем?
Кроме всего прочего в конце каждой четверти возможно устраивать смотр лучших работ учащихся. Каждый учащийся по собственному выбору отбирает в своё «досье» работы, выполненные им самостоятельно на уроке, дома, внеклассных мероприятиях, те работы, которыми он особенно гордится. Каждая работа сопровождается комментарием, что особенного в этой работе, что ему удалось, а что не очень, что он хотел бы поменять.
Можно сформулировать следующие принципы данного вида работы:
- Самоанализ и самооценка результатов (промежуточных и итоговых): владение учеником соответствующей лексики, сформированность грамматического навыка, владение разными видами речевой деятельности. Умения принимать самостоятельные решения и прогнозировать их последствия.
- Систематичность и регулярность самоанализа. Задача учащегося – регулярно тщательно анализировать свои работы, вносить необходимые коррективы.
- Логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
- Аккуратное и эстетичное выполнение всех работ.
В завершении можно выделить плюсы приведенной системы формирования самоанализа:
- Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом;
- Формируются метапредметные умения и навыки;
- Происходит становление личных характеристик, формирование полноценной личности;
- Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навык коррекции самостоятельной работы;
- Учащийся понимает необходимость систематичной работы в усвоении учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-471077-1612102429.jpg)
Игры для старших классов на уроках английского языка
Игровые формы обучения английскому языку значительно облегчают преподавание этого предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1090684-1547531367.jpg)
Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка
Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...
Материалы для совершенствования коммуникативных навыков в области говорения в старших классах на уроках немецкого языка и написания эссе по формату ОГЭ
Материал содержит аутентичные тексты - эссе носителей немецкого языка на самые актуальные темы современности, темы, которые содержатся в УМК по немецкому языку для 9-11-х классов, а также вопросы, кот...
Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка
Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1367185-1645890521.jpg)
Формирование у учащихся ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка
Проблема повышения культурного уровня школьников средствами иностранного языка приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется широкое сотрудничество с зарубежным...