Внеурочные мероприятия
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Горина Любовь Викторовна

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_dlya_lyuboznatelnyh_6_klass.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №83

с углубленным изучением японского

 и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

Протокол от 21. 05. 2019 г. №6

«УЧТЕНО МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Протокол заседания Совета родителей

№3 от 06.05.2019 г.

«УЧТЕНО МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Протокол заседания Совета обучающихся

№3 от 06.05.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ школы №83

с углубленным изучением японского

и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

________________   Н.А. Полякова

Приказ от 27.05. 2019 г № 146  

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

интеллектуальной направленности

«Математика для  любознательных»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ  11-13ЛЕТ

СОСТАВИТЕЛЬ:

 ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРИНА Л.В..

Санкт-Петербург

2019

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для любознательных» является программой технической направленности.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования и разработана в соответствии с современными нормативными документами в сфере образования:

-           Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

-        Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" // Минюст России 29.11.2018 N 52831);

-             Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020» // Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010;

-         СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;

-         Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».

Программа «Математический марафон» модифицированная, призвана создать у учащихся представления в области наук, прежде всего, с точки зрения их развития и современного состояния. Такие представления строятся вне рамок школьных предметов и базируются не на решении специально составленных стандартных задач, а на основе прямых контактов учащихся с явлениями, изучаемыми этими науками.

Новизна: в специальном курсе теория тесно связана с практической деятельностью. Она является средством развития интереса к прикладной математике.

Актуальность

В программе «Математика для любознательных» математика понимается как уникальная форма человеческой культуры, основанная на сокровищнице фактов, накопленных во многих цивилизациях на протяжении несколько тысячелетий. Особое внимание уделяется личным аспектам отношений учащихся с математикой – независимо от успехов в ней, принадлежности к математическим школам, профильным классам и т.п. На первый план выдвигается непосредственно получаемое удовольствие от удачно проведённого математического эксперимента. Учащийся, занимающийся экспериментальной математикой, способен сформировать более адекватное представление о математике, поскольку выходит за рамки школьной программы, почти отождествляющей математическую деятельность с решением задач, а математические способности – со способностями к быстрому и правильному решению трудных задач.

Несколько упрощая, можно сказать, что наличие этого удовольствия является и необходимым, и достаточным условием «целесообразности» занятий экспериментальной математикой. 

Педагогическая целесообразность

заключается в том, что в основу математических знаний учащегося кладётся не набор заученных формулировок, а ряд сознательно проверяемых им фактов.

Отличительные особенности

В программе отсутствуют немотивированные задачи («повышенной трудности» или иные), учащийся работает с сознательно выбранными классами объектов и самостоятельно ставит вопросы об этом классе объектов. Отличительной особенностью организации занятий является форма «Математика для любознательных», которая позволяет гибко сочетать индивидуальные и групповые занятия и проводить их одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 11 -13 лет.

                                                   Адресат программы

Программа «Математика для любознательных» направлена на обучение возрасте 11-13 лет, проявляющих интерес к математике. 

Цель программы: формирование у учащихся представления о математике, основанного на опыте экспериментального изучения, как об уникальном виде коллективной умственной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение навыкам постановки математического эксперимента;
  •  обучение умению наблюдать и анализировать значимые явления и события окружающей жизни;
  •   обучение формированию гипотез, их подтверждению и опровержению;
  •   обучение навыкам постановки нетривиальных вопросов и получения точных ответов на них, обобщения наблюдаемых явлений;
  •   обучение современным технологиям проведения математического эксперимента, поиска информации об аналогичных исследованиях, представления полученных результатов.

Развивающие:

  •  развитие интереса к какому-либо кругу математических проблем;
  •  развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • развитие математической интуиции, чувства глубины математических проблем;
  • развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
  • создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений;
  • развитие навыков коллективной интеллектуальной деятельности и творческого сотрудничества;
  • развитие навыков установления межпредметных связей.

Воспитательные:

  • воспитание интеллектуальной честности, умения признавать ошибочность гипотезы, выработка навыков уточнения и детализации предположений;
  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач;
  • организация диалога обучающихся со сверстниками, а также развитие способности к содержательному общению с людьми разных возрастов;
  • воспитание гражданина с активной жизненной позицией;
  • формирование созидающей личности.

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

В объединение принимаются все желающие в возрасте 11-13 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия в индивидуальной форме также служат для подготовки ребенка к олимпиадам и конкурсам. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.

Сроки реализации программы – 1 год

1 раз в неделю, т.е. 34 академических часа за год.

Программа, предусматривается постепенное усложнение материала, повышение требований к качеству выполнения работ.

Не все дети, возможно, пройдут программу целиком; однако и усвоение лишь части разделов полезно для развития мышления ребёнка. В случае освоения программы целиком можно уверенно сказать, что в ребенке обнаружена серьёзная склонность к занятиям математикой. Полностью освоив программу, ребята могут продолжить работу, сосредотачиваясь на более сложных проектах (по возможности, обладающих научным содержанием). Некоторые дети, освоив программу, затем могут оказывать помощь преподавателю в работе с начинающими.

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.

Материально-техническое обеспечение 

Необходимые условия для реализации программы

•  требуемое количество учебного времени;

•  помещение для проведения практических занятий;

•  возможность копирования раздаточных материалов;

•  цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;

•  наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;

•  существование математической библиотеки;

•  возможность работы на компьютере;

•  наличие специальных математических программ.

Формы проведения занятий

Занятия групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые.

Традиционное занятие, практическое занятие.

Лекция, дискуссия, учебная игра, лабораторная работа, конференция, презентации, семинары, диспуты, круглые столы, конкурсы.

Для полноценной работы необходим выбор темы каждым учащимся. Такая тема связана с некоторым классом изучаемых объектов и, как правило, учащийся получает от преподавателя вопросы (а также, что очень важно, ставит вопросы сам!), естественные для этого класса изучаемых объектов. Существенная часть работы связана с выполнением довольно обширных самостоятельных заданий. Необходимо ведение индивидуальных тетрадей – обычно с продолжениями. В некоторых случаях учащиеся работают небольшими группами. Иногда старшие учащиеся помогают младшим, иногда – «передают» им темы.

Результаты удачных компьютерных экспериментов обычно сразу демонстрируются всем участникам. В конце учебного года, по возможности, проводятся отчётные конференции, в ходе которых учащиеся демонстрируют результаты своих самостоятельных исследований.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование навыков постановки математического эксперимента;
  • умение ставить нетривиальные вопросы и получать точные ответы,
  • умение обобщать наблюдаемые явления.

Метапредметные:

  • овладение способностью к формированию гипотез, их подтверждению и опровержению;
  • приобретение математической интуиции, чувства трудности и глубины математических проблем.

Предметные:

  • развитие индивидуального интереса к какому-либо кругу математических проблем.
  • усвоенность материала (проверка проходит как непрерывно в процессе индивидуальных бесед с преподавателем, так и во время выступления учащихся на отчётных конференциях)
  • приобретение знаний (проверка осуществляется в процессе обсуждения педагогом с учащимся результатов индивидуальных вне групповых занятий).

По завершении очередного этапа работы над темой учащиеся, как правило, пишут отчёты, по возможности – на компьютере с использованием современных технологий.

Способы проверки результативности 

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Собеседование.
  3. Самооценка.
  4. Отзывы детей и родителей.
  5. Коллективное обсуждение работы.
  6. Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах.

Способы фиксации результата 

1. Дневник педагогических наблюдений.

2. Грамоты, дипломы.

3. Конкурсы.

4. Научно-технические конференции.

Формы подведения итогов реализации программы: 

– отчёты по полученным результатам. В письменной форме они представляют собой компьютерные тексты, написанные в форме, естественной для конкретной возрастной категории учащегося, но включающей элементы «взрослой» научной работы (постановка проблемы, обзор полученных результатов, использованная литература и т.п.).

Кроме того, проводятся небольшие конференции, на которых учащиеся рассказывают друг другу о полученных результатах и обсуждают их вместе с преподавателем.

Вводный контроль осуществляется в виде тестирования, чтобы выяснить уровень знаний учащихся и иметь возможность откорректировать распределение учебных часов в курсе.

Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах, по итогам выполнения письменных работ.

Важен контроль за изменением познавательных интересов воспитанников, в связи, с чем на разных этапах обучения производится анкетирование.  

Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, занятиях-исследованиях, при выполнении письменных рефератов на заданную тему, индивидуальных исследовательских работ, при участии в научных конференциях.

Календарно – тематический план

объединения «Математика для любознательных»

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Формы и способы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. План работы объединения. Т.Б. Противопожарная безопасность.
Логическая мозаика

1

0,5

0.5

Беседа.

2

Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.

1

0.5

0,5

Опрос

3

.  

Задачи на маневрирование

1

0.5

0.5

Беседа

Тестирование

4

Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений

1

0.5

0.5

Текущий

5

Задачи на переливание.

1

0.5

0.5

опрос

Текущий

6

Задачи на взвешивание.

1

0.5

0.5

опрос

Наблюдение

7

Решение логических задач с помощью таблиц.

1

0.5

0.5

Наблюдение

Текущий

8

Диаграммы.

1

0.5

0.5

Игра

Текущий

9

Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач

1

0.5

0.5

опрос

Тестирование

10

Способ умножения для комбинаторных задач.

1

0.5

0.5

Игра

Текущий

11

Случайные события

1

0.5

0.5

Тестирование

Текущий

12

Частота и вероятность случайных событий.

1

0.5

0.5

Игра

Текущий

13

Вероятность равновозможных событий.

1

0.5

0.5

Наблюдение

Текущий

14

Шкала вероятности.

1

0.5

0.5

Обсуждение

Текущий

15

Вероятность вокруг нас.

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

16

Логика перебора.

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

17

Кодирование.

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

18

Перестановки.

1

0.5

0.5

Наблюдение

Тестирование

19

Шкала вероятностей.

2

0.5

0.5

Наблюдение

20

Геометрия бумаги в клеточку.

0.5

0.5

Тестирование

Наблюдение

21

Геометрическая головоломка «Танграмм».

2

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

22

Геометрическая головоломка «Пентамино».

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

23

Геометрическая головоломка «Волшебный круг».

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

24

Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо».

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

25

Задачи со спичками

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

26

Задачи со спичками

2

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

27

Конструкции из кубиков.

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

28

Конструкции из кубиков.

1

0.5

0.5

Беседа

Обсуждение

29

Топологические опыты.

1

0.5

0.5

Тестирование

Наблюдение

30

Прогулки по лабиринтам.

1

0.5

0.5

Тестирование

Наблюдение

31

Осевая симметрия.
Центральная симметрия.
Зеркальное отображение.
Симметрия. Орнаменты. Бордюры

1

0.5

0.5

Тестирование

Наблюдение

32

Ребусы. Магические квадраты.

1

0.5

0.5

Наблюдение

Опрос

33

Решение олимпиадных задач

1

0.5

0.5

Опрос

34

Решение олимпиадных задач

1

0.5

0.5

Наблюдение

Опрос

Итого:                                                               34

17

17

                                             

                                             Список литературы

  1. Воспитание индивидуальности. Под ред. Степанова Е.Н. – М.: Творческий центр, 2015.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика\ Т.Д. Гаврилова – Волгоград: Учитель, 2018.
  3. Гетманова А.Д. Логические основы математики/ А.Д. Гетманова – М.: Дрофа, 2017.
  4. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. (Комплект с СД-диском).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие по предмету МХК "Знатоки"

Конкурс "Знатоки" рассчитано на учащихся среднего школьного возраста изучающих предмет "Мировая художественная культура" не менее двух лет.Цель: Определение развития интереса к изучаемому предмету и к...

Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".

Внеурочное мероприятие  "Классика бардовской песни"....

Внеурочное мероприятие "Добру откроются сердца"

Данный материал служит приложением к игре-путешествию "Добру откроются сердца". Содержит высказывания знаменитых людей о добре и зле, картинки по станциям путешествия, задания для учащихся....

внеурочное мероприятие"Рождественские символы"

Старшеклассники рассказывают учащимся младших классов о рождественских символах на английском языке. Младшие школьники заранее разучивают рождественские песенки и стихи.Они также принимают участие в к...

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Открытое внеурочное мероприятие по СБО по теме «Питание» Сценарий мероприятия «Кулинарный поединок».

Цели:Дидактические: знать - ТБ при кулинарных работах;- санитарные требования при приготовлении пищи;- способы нарезки различных продуктов;- сервировку стола.Уметь – применять правила ТБ при выполнени...