Внеурочные мероприятия
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
с углубленным изучением японского и английского языков
Выборгского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
с углубленным изучением японского и английского языков
Выборгского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТА» Педагогическим советом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга Протокол от 21. 05. 2019 г. №6 «УЧТЕНО МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ» Протокол заседания Совета родителей №3 от 06.05.2019 г. «УЧТЕНО МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ» Протокол заседания Совета обучающихся №3 от 06.05.2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга ________________ Н.А. Полякова Приказ от 27.05. 2019 г № 146 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Математика для любознательных»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 11-13ЛЕТ
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРИНА Л.В..
Санкт-Петербург
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика для любознательных» является программой технической направленности.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования и разработана в соответствии с современными нормативными документами в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
- Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" // Минюст России 29.11.2018 N 52831);
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020» // Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».
Программа «Математический марафон» модифицированная, призвана создать у учащихся представления в области наук, прежде всего, с точки зрения их развития и современного состояния. Такие представления строятся вне рамок школьных предметов и базируются не на решении специально составленных стандартных задач, а на основе прямых контактов учащихся с явлениями, изучаемыми этими науками.
Новизна: в специальном курсе теория тесно связана с практической деятельностью. Она является средством развития интереса к прикладной математике.
Актуальность
В программе «Математика для любознательных» математика понимается как уникальная форма человеческой культуры, основанная на сокровищнице фактов, накопленных во многих цивилизациях на протяжении несколько тысячелетий. Особое внимание уделяется личным аспектам отношений учащихся с математикой – независимо от успехов в ней, принадлежности к математическим школам, профильным классам и т.п. На первый план выдвигается непосредственно получаемое удовольствие от удачно проведённого математического эксперимента. Учащийся, занимающийся экспериментальной математикой, способен сформировать более адекватное представление о математике, поскольку выходит за рамки школьной программы, почти отождествляющей математическую деятельность с решением задач, а математические способности – со способностями к быстрому и правильному решению трудных задач.
Несколько упрощая, можно сказать, что наличие этого удовольствия является и необходимым, и достаточным условием «целесообразности» занятий экспериментальной математикой.
Педагогическая целесообразность
заключается в том, что в основу математических знаний учащегося кладётся не набор заученных формулировок, а ряд сознательно проверяемых им фактов.
Отличительные особенности
В программе отсутствуют немотивированные задачи («повышенной трудности» или иные), учащийся работает с сознательно выбранными классами объектов и самостоятельно ставит вопросы об этом классе объектов. Отличительной особенностью организации занятий является форма «Математика для любознательных», которая позволяет гибко сочетать индивидуальные и групповые занятия и проводить их одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 11 -13 лет.
Адресат программы
Программа «Математика для любознательных» направлена на обучение возрасте 11-13 лет, проявляющих интерес к математике.
Цель программы: формирование у учащихся представления о математике, основанного на опыте экспериментального изучения, как об уникальном виде коллективной умственной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- обучение навыкам постановки математического эксперимента;
- обучение умению наблюдать и анализировать значимые явления и события окружающей жизни;
- обучение формированию гипотез, их подтверждению и опровержению;
- обучение навыкам постановки нетривиальных вопросов и получения точных ответов на них, обобщения наблюдаемых явлений;
- обучение современным технологиям проведения математического эксперимента, поиска информации об аналогичных исследованиях, представления полученных результатов.
Развивающие:
- развитие интереса к какому-либо кругу математических проблем;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- развитие математической интуиции, чувства глубины математических проблем;
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
- создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений;
- развитие навыков коллективной интеллектуальной деятельности и творческого сотрудничества;
- развитие навыков установления межпредметных связей.
Воспитательные:
- воспитание интеллектуальной честности, умения признавать ошибочность гипотезы, выработка навыков уточнения и детализации предположений;
- создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, а также развитие способности к содержательному общению с людьми разных возрастов;
- воспитание гражданина с активной жизненной позицией;
- формирование созидающей личности.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп
В объединение принимаются все желающие в возрасте 11-13 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Занятия в индивидуальной форме также служат для подготовки ребенка к олимпиадам и конкурсам. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.
Сроки реализации программы – 1 год
1 раз в неделю, т.е. 34 академических часа за год.
Программа, предусматривается постепенное усложнение материала, повышение требований к качеству выполнения работ.
Не все дети, возможно, пройдут программу целиком; однако и усвоение лишь части разделов полезно для развития мышления ребёнка. В случае освоения программы целиком можно уверенно сказать, что в ребенке обнаружена серьёзная склонность к занятиям математикой. Полностью освоив программу, ребята могут продолжить работу, сосредотачиваясь на более сложных проектах (по возможности, обладающих научным содержанием). Некоторые дети, освоив программу, затем могут оказывать помощь преподавателю в работе с начинающими.
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Материально-техническое обеспечение
Необходимые условия для реализации программы
• требуемое количество учебного времени;
• помещение для проведения практических занятий;
• возможность копирования раздаточных материалов;
• цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;
• наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;
• существование математической библиотеки;
• возможность работы на компьютере;
• наличие специальных математических программ.
Формы проведения занятий
Занятия групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые.
Традиционное занятие, практическое занятие.
Лекция, дискуссия, учебная игра, лабораторная работа, конференция, презентации, семинары, диспуты, круглые столы, конкурсы.
Для полноценной работы необходим выбор темы каждым учащимся. Такая тема связана с некоторым классом изучаемых объектов и, как правило, учащийся получает от преподавателя вопросы (а также, что очень важно, ставит вопросы сам!), естественные для этого класса изучаемых объектов. Существенная часть работы связана с выполнением довольно обширных самостоятельных заданий. Необходимо ведение индивидуальных тетрадей – обычно с продолжениями. В некоторых случаях учащиеся работают небольшими группами. Иногда старшие учащиеся помогают младшим, иногда – «передают» им темы.
Результаты удачных компьютерных экспериментов обычно сразу демонстрируются всем участникам. В конце учебного года, по возможности, проводятся отчётные конференции, в ходе которых учащиеся демонстрируют результаты своих самостоятельных исследований.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование навыков постановки математического эксперимента;
- умение ставить нетривиальные вопросы и получать точные ответы,
- умение обобщать наблюдаемые явления.
Метапредметные:
- овладение способностью к формированию гипотез, их подтверждению и опровержению;
- приобретение математической интуиции, чувства трудности и глубины математических проблем.
Предметные:
- развитие индивидуального интереса к какому-либо кругу математических проблем.
- усвоенность материала (проверка проходит как непрерывно в процессе индивидуальных бесед с преподавателем, так и во время выступления учащихся на отчётных конференциях)
- приобретение знаний (проверка осуществляется в процессе обсуждения педагогом с учащимся результатов индивидуальных вне групповых занятий).
По завершении очередного этапа работы над темой учащиеся, как правило, пишут отчёты, по возможности – на компьютере с использованием современных технологий.
Способы проверки результативности
- Педагогическое наблюдение.
- Собеседование.
- Самооценка.
- Отзывы детей и родителей.
- Коллективное обсуждение работы.
- Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах.
Способы фиксации результата
1. Дневник педагогических наблюдений.
2. Грамоты, дипломы.
3. Конкурсы.
4. Научно-технические конференции.
Формы подведения итогов реализации программы:
– отчёты по полученным результатам. В письменной форме они представляют собой компьютерные тексты, написанные в форме, естественной для конкретной возрастной категории учащегося, но включающей элементы «взрослой» научной работы (постановка проблемы, обзор полученных результатов, использованная литература и т.п.).
Кроме того, проводятся небольшие конференции, на которых учащиеся рассказывают друг другу о полученных результатах и обсуждают их вместе с преподавателем.
Вводный контроль осуществляется в виде тестирования, чтобы выяснить уровень знаний учащихся и иметь возможность откорректировать распределение учебных часов в курсе.
Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах, по итогам выполнения письменных работ.
Важен контроль за изменением познавательных интересов воспитанников, в связи, с чем на разных этапах обучения производится анкетирование.
Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, занятиях-исследованиях, при выполнении письменных рефератов на заданную тему, индивидуальных исследовательских работ, при участии в научных конференциях.
- Воспитание индивидуальности. Под ред. Степанова Е.Н. – М.: Творческий центр, 2015.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика\ Т.Д. Гаврилова – Волгоград: Учитель, 2018.
- Гетманова А.Д. Логические основы математики/ А.Д. Гетманова – М.: Дрофа, 2017.
- Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. (Комплект с СД-диском).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное мероприятие по предмету МХК "Знатоки"
Конкурс "Знатоки" рассчитано на учащихся среднего школьного возраста изучающих предмет "Мировая художественная культура" не менее двух лет.Цель: Определение развития интереса к изучаемому предмету и к...
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни"....
Внеурочное мероприятие "Добру откроются сердца"
Данный материал служит приложением к игре-путешествию "Добру откроются сердца". Содержит высказывания знаменитых людей о добре и зле, картинки по станциям путешествия, задания для учащихся....
внеурочное мероприятие"Рождественские символы"
Старшеклассники рассказывают учащимся младших классов о рождественских символах на английском языке. Младшие школьники заранее разучивают рождественские песенки и стихи.Они также принимают участие в к...
Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.
Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...
Открытое внеурочное мероприятие по СБО по теме «Питание» Сценарий мероприятия «Кулинарный поединок».
Цели:Дидактические: знать - ТБ при кулинарных работах;- санитарные требования при приготовлении пищи;- способы нарезки различных продуктов;- сервировку стола.Уметь – применять правила ТБ при выполнени...