Программа факультатива "Практическая математика"
рабочая программа по математике (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Программа факультативного курса «Практическая математика» направлена на подготовку учащихся девятого класса к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и труда; на отработку практических умений применять полученные математические знания на уроках труда, социально-бытовой ориентировки; в решении жизненных задач и профессиональном труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_prakticheskaya_matematika.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Программа факультатива

«Практическая математика»

Разработана учителем математики Н.Н. Никифоровой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главной задачей обучения математике в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является формирование у обучающихся системы доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, то есть способствовали их социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях.

Одним из благоприятных условий в подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации считается осуществление взаимосвязи урока математики и внеклассных форм работы, в частности факультатива.

Программа факультативного курса «Практическая математика» направлена на подготовку учащихся девятого класса к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и труда; на отработку практических умений применять полученные математические знания на уроках труда, социально-бытовой ориентировки; в решении жизненных задач и профессиональном труде.

Цели данного курса:  углубление и расширение знаний по математике, развитие математического мышления, коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, развитие их математических способностей, самостоятельности, отработка умений применять полученные знания в других образовательных областях, в жизненной практике, воспитание социально-личностных качеств.

Задачи:

1. Создать в процессе работы факультатива коррекционно-развивающую среду.

2. Углубить, полученные на уроках математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для практического применения на уроках труда, в жизненной и трудовой практике.

3. Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях.

4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности учащихся.

5. Воспитывать социально личностные качества личности (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.).

Программа предусматривает возможность изучения курса за 34 часа при одном часе занятий в неделю и рассчитана на усвоение основных математических знаний на уроке.                                                            

Программа факультативного курса включает два раздела:

  1. Математика и труд (17 ч).
  2. Математика и экономика (17 ч).

Каждый из разделов реализует выполнение следующих задач:

1. Математика и труд:

- определить для учащихся значение математических знаний и умений их применять на практике для выполнения трудовых операций на уроках швейного дела и сельскохозяйственного труда;

 - систематически повторять разделы и темы программы по математике, знания которых необходимы для выполнения практических работ на уроках труда, в дальнейшей трудовой деятельности учащихся;

 - учить осуществлять математические  расчёты при выполнении сельскохозяйственных работ (приготовление почвенных удобрений, кормов для животных, подсчёт урожая и др.); при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела (снятие мерки, построение выкройки изделия, определение нормы времени и нормы выработки  и др.).

2. Математика и экономика:

 - познакомить учащихся с экономикой семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

- определить значение математических знаний и умений их применять на практике для экономики семьи;

 - систематически повторять разделы и темы программы по математике, знания которых необходимы для выполнения практических заданий экономического характера;

 - учить осуществлять несложные экономические расчёты: определять доход и расход семьи; затраты на коммунальные услуги, продукты питания, одежду и др.

Основу организации факультативных занятий составляет решение учащимися текстовых задач экономического и трудового направления и содержания.

На занятиях большая роль отводится решению системы практических задач с экономическим содержанием, основываясь на том, что решение задач является основной формой организации процесса обучения. Система логически взаимосвязанных задач с экономическим содержанием построена с учетом реализации межпредметных связей математики с предметами труда и социально-бытовой ориентировки, позволяющих достигнуть единства воспитания экономической грамотности учащихся и повышения уровня математического развития при решении экономико-практических и профессионально-трудовых задач.

Принципом построения занятий данного курса является постановка жизненной или трудовой проблемной ситуации и отработка на её материале умения применять и совершенствовать имеющиеся математические знания, умения и навыки.

Структура факультативного занятия:

 - эмоциональный настрой занятия;

 - содержательная часть, основанная на повторении основных математических понятий и ознакомлению с опорными понятиями

экономического плана, на включении заданий и упражнений  из обязательной программы;

 - практическая работа, направленная на осуществление  межпредметной связи  (математика – труд, математика – социально-бытовая ориентировка), решение задач экономического характера,  связи обучения с жизнью;

 - занимательность.

В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию и коррекции логического мышления, повышения познавательных интересов учащихся.

Формы организации факультативных занятий могут быть разнообразны и нестандартны. Однако они должны быть направлены на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должны соблюдать соотношение учебного материала по объёму; чередование; а также включать формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Формы организации факультативных занятий:

- моделирование проблемных ситуаций;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 - моделирование реальных жизненных ситуаций;

 - индивидуальная работа;

 - работа в парах и в группах;

 - игровая;

 - деловая игра;

 - соревнование;

 - конкурс;

 - межпредметные связи (синтезирование понятий);

 - и др.

Формы контроля: контролирующая беседа, тесты и др.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях

необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к изучаемому материалу.

Основные методы:

 - продуктивные, частично-поисковые методы;

 - проблемные методы;

 - практические методы (упражнения, решение задач, практические работы)

 - наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций)

 - игра;

 - дифференцированный инструктаж к выполнению заданий;

 - дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.

Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами.

Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни и профессиональному труду.

Программа факультативного курса носит ориентировочный характер. Учитель может скорректировать программу: по своему усмотрению исключить из программы или дополнить её некоторыми темами, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес или потребность. 

При определении тем программы раздела «Математика и труд» необходимо учитывать направления трудового обучения, по которым организовано обучение данного класса.

Для отработки практических умений и навыков применять математические знания на уроках труда, учащиеся делятся на группы в соответствии с направлением трудового обучения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

 - единицы измерения массы, длины, времени, стоимости, площади, объёма; их соотношения;

 - массу или объём емкостей ведра, мешка, кузова автомашины, конной повозки, тракторной тележки;

 - единицы измерения земельных площадей;

 - обыкновенные и десятичные дроби;

 - проценты;

 - геометрические фигуры и тела, их свойства;

 - масштаб;

 - основные понятия экономики: деньги, бюджет, качество жизни, накопление, реальный доход, цена, стоимость жизни, норма времени, норма выработки, тарифная ставка, расценка, заработная плата, налоги, отчисления заработной платы, трудовые ресурсы, режим экономики, продукция, качество продукции, прибыль, капиталовложения, трудовой договор, предпринимательство, рынок, конкуренция, бизнес, ценные бумаги, инфляция;

 - главные экономические зависимости между: выручкой, доходом, издержками, ценой, прибылью, заработной платой, налогами;

 -  структуру семейного бюджета.                             

Учащиеся должны уметь:

 - складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;

 - складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

 - находить проценты от числа, число по проценту;

 - пользоваться измерительными инструментами; строить с помощью линейки, циркуля, транспортира лекала линии, углы, окружности;

 - вычислять земельные площади, площади помещений в квартире;

 - делать планировку на бумаге земельного участка по сад и огород, квартиры в заданном масштабе;

 - рассчитывать расход ткани на пошив изделия;

 - ориентироваться во времени;

 - решать текстовые задачи на определение продолжительности начала и конца события;

 - решать текстовые задачи на расчёт нормы минеральных удобрений и кормов для домашних животных;

- применять основные экономические понятия для анализа конкретной экономической ситуации, устанавливать логические связи между ними;

-     рассчитывать заработную плату рабочего согласно тарифной сетке; на основе проделанной конкретной работы в соответствии с существующими расценками;

-     составлять  статьи дохода и расхода семьи;

 - производить расчёт необходимого для ремонтных работ строительного материала;

 - рассчитывать стоимость отдельных видов ремонтных работ;

 - проводить подсчёт стоимости коммунальных услуг, услуг связи;

 - сравнивать стоимость покупки товаров в магазине, на рынке, на распродаже.

Тематическое планирование занятий и содержание программы

п/п

Название раздела и тем программы

Коли-чество часов

I.

Математика и труд

17

1.

Введение. Значение математических знаний в жизни и трудовой деятельности человека. Применение математических знаний и умений на уроках сельскохозяйственного труда и швейного дела.

1

2.

Меры длины. Как появились меры длины. Как измеряли длину на Руси. Инструменты для измерения длины. Отработка измерительных и чертёжных навыков. Построение отрезков, прямоугольника. Решение задач на отработку вычислительных навыков с числами, полученными при измерении длины.

2

3.

Геометрия и земледелие. Меры площади.

Измерение и вычисление площади прямоугольника.

Единицы измерения земельных площадей.

2

4.

Решение задач и выполнение практических работ на темы:            -    «Организация приусадебного овощеводства и садоводства»  (вычисление площади участка, планировка участка, размётка места посадки фруктовых деревьев, определение длины и ширины грядок и т.д.).

  - «Норма и расчёт расхода ткани на пошив изделия при разной её ширине».

2

5.

Масштаб. Использование знаний о масштабе на уроках швейного дела, сельскохозяйственного труда.

Практическая работа (по направлениям труда):

1. Выполнение планировки садового участка в заданном масштабе. 2. Раскрой швейного изделия в заданном масштабе (выполняется по готовому образцу).

2

6.

Меры времени. Как люди измеряли время. Изобретение календаря. Календарь садовода и овощевода. Ориентировка во времени. Рабочее время и время отдыха. Норма времени и норма выработки. Решение арифметических задач на определение продолжительности начала и конца события.

2

7.

Меры массы. Из истории мер массы. Решение текстовых задач на отработку вычислительных навыков с числами, полученными при измерении, мерами массы. Решение текстовых задач на подсчёт количества собранного урожая. Расчёт продуктов для приготовления компота из яблок, варенья из ягод.

2

8.

Меры объёма. Решение текстовых задач на отработку вычислительных навыков с числами, полученными при измерении, мерами объёма. Расчёт норм минеральных удобрений для подкормки почвы. Расчёт норм кормов для домашних животных.

1

9.

Угол. Линии. Направление линий. Угол наклона. Использование знаний на уроках швейного дела, сельскохозяйственного труда.

Определение угла наклона для среза деревьев.

Отработка навыков построения чертежа с использованием лекала.

1

10.

Меры стоимости. Проценты. Решение текстовых задач на отработку вычислительных навыков с числами, полученными при измерении, мерами стоимости.

Решение задач на нахождение процентов от числа и числа по проценту. Практическая работа по начислению заработной платы (швеи-мотористки и работников сельскохозяйственного труда: скотника, доярки, садовника).

2

п/п

Название раздела и тем программы

Коли-чество часов

II.

Математика и экономика

17

1.

Введение. Понятие об экономике.

Меры стоимости. Денежные купюры и монеты, их обмен и размен.  Значение математических знаний и умение их применять на практике для экономики семьи.

1

2.

Заработная плата. Бюджет семьи. Структура семейного бюджета (доходы и расходы).

Все действия с числами, полученными при измерении, единицами стоимости.

Проценты. Решение задач на нахождение процентов от числа и числа по проценту. Решение задач на определение дохода семьи в месяц. Решение задач на нахождение суммы подоходного налога заработной платы и других отчислений от заработной платы ( в пенсионный фонд, в профсоюзный фонд).

2

3.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении, единицами стоимости. Понятия «дороже – дешевле», «больше на…», «меньше на…».

Составление статей расходов семьи, состоящей из определённого количества человек, на месяц, на день.

1

4.

Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи.

1

5.

Расходы на питание, на одежду. Определение денежных затрат на продукты питания и одежду в месяц, в год.

1

6.

Решение задач на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобождённых  средств в иные статьи расходов, которые обеспечат более высокий качественный уровень жизни семьи.

1

7.

Дидактическая игра «Семейный праздник».

Меры массы. Составление меню и расчёт продуктов питания на одну порцию, на несколько порций. Определение затрат на организацию праздника.

Обыкновенные дроби. Нахождение дроби числа и числа по его одной доле.  Деление круга, квадрата, прямоугольника на равные части. Способ деления торта по количеству гостей.

1

8.

Все действия с числами, полученными при измерении, единицами стоимости. Бюджет школьника. Решение задач на определение ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов.

1

9.

Меры длины. Меры площади. Понятие квадратного и погонного метра. Определение площади пола, стены, окна, потолка. Определение необходимого количества строительного материала для ремонта.

1

10.

Практическое занятие. «Расчёт стоимости отдельных видов ремонта и ремонта всей квартиры в целом».

1

11.

Подсчёт стоимости коммунальных услуг. Заполнение квитанций по оплате электроэнергии, водоснабжения.

1

12.

Расчёт затрат для поездки на транспорте. Сравнение стоимости билетов в зависимости от вида транспорта.

Расчёт необходимых затрат для поездки на отдых.

1

13.

Оплата телефонной связи. Решение задач на сравнение тарифов междугородней телефонной связи, пользования домашними и мобильными телефонами.

1

14.

Запись мер массы, длины и стоимости десятичными дробями.

Решение задач на вычисление стоимости товаров повседневного спроса, цена которых выражена десятичными дробями.

1

15.

Проценты. Решение задач на сравнение стоимости покупки товаров в магазинах, на рынках, на распродажах. Процентные скидки на товар.

1

16.

Масштаб. Решение задач: вычисление затрат на приобретение мебели. Рациональная расстановка мебели в квартире (с учётом размера, особенности площади; наличия мебели) – расстановка на макете с использованием масштаба.

1

34ч

ЛИТЕРАТУРА

  1. Девяткова Т.А. «Программно-методическое обеспечение для X – XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя». М., 2004.
  2. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  3.  Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2 / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 240с.
  4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  5. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
  6. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск, 1995.
  7. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы  / Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 320с. – (Коррекционная школа).
  8. http://yandex.ru/yandsearch?text=Курс+математики+и+экономический+

практикум+предлагает+обучение+учащихчя+10+классов+решению...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы

Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...