Урок в 6 классе "Решение задач уравнением"
методическая разработка по математике (6 класс)
Урок с элементами разноуровнего обучения, самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reshenie_zadach_uravneniem.docx | 55.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроках
математики на примере разработки урока по теме:
«Решение задач с помощью уравнений»
Анисимовой Светланы Вениаминовны,
учителя математики, первая квалификационная категория,
автономная некоммерческая организация «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», г. Москва
Цели урока:
- Выработать навыки решения уравнений и задач методом составления уравнения, развивать вычислительные навыки, логическое мышление учащихся,умение ориентироваться в различных ситуациях, приближенных к жизни.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи;
- Формирование способности фиксировать собственные затруднения.
Планируемые результаты формирования УУД
- В сфере личностных универсальных учебных действий:
- воспитание неформального отношения к математической деятельности;
- умение ориентироваться в различных ситуациях, приближенных к жизни;
- контролировать и оценивать свои действия;
- воспитание самостоятельности, взаимопомощи, ответственности.
- В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- выбор заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- самоконтроль и взаимоконтроль.
- В сфере познавательных универсальных учебных действий:
- выработать навыки решения уравнений и задач методом составления уравнения;
- повторение правил нахождения неизвестных компонентов в уравнении;
- проверка правил переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
- В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками,
- адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать ее в виде схем, таблиц, образцов решений;
- развитие культуры математической речи.
Оборудование и материалы: проектор, документ-камера, карточки с заданиями, карточки с ответами, листочки для решения, листы самоконтроля.
Примерный план проведения урока
№ | Этапы урока | Задачи | Виды деятельности | Примечание |
1 | Организационный момент | Проверка готовности учащихся. Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности | Беседа с учащимися, фронтальная работа | Раздаются листочки с задачами. Оценочные листы. Критерии оценки. Приложение 1. |
2 | Актуализация знаний учащихся | Подготовка к деятельности через повторение и актуализацию опорных знаний | Комментированное решение уравнений, обобщение правил решения уравнений.В классе фронтально. | Решение каждого уравнения выводится на экран проектора. Учащиеся комментируют решение. |
3 | Обобщение знаний и их применение для выполнения практических заданий | Проверка знаний учащихся с применением метода самоконтроля | Самостоятельная работа по вариантам | После выполнения работы ученики берут листочки с ответами (Приложение 2) для самопроверки и заполняют лист самоконтроля. |
3 | Получение новых знаний | Организация деятельности для формирования умений использовать полученные знания | Фронтальная и групповая работа учащихся | Учащимся раздаются карточки заданий. Выполнение задания проверяется у доски. |
4 | Закрепление новых знаний в ходе практического решения задач | Выработать навыки решения задач с помощью уравнений | Индивидуальная работа учащихся | На экран проектора выводятся 3 варианта самостоятельной работы разного уровня. Учащиеся выбирают один вариант для решения. Учитель комментирует критерии оценки за самостоятельную работу. |
4 | Итоги | Подведение итогов урока | Рефлексия | Выдаются листы с ответами. Приложение 3. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали: каждый оценивает свою работу на уроке, заполнив оценочный лист, свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам предлагается карточка самооценки деятельности учащегося на уроке. |
5 | Домашнее задание | Постановка задания на дом | Домашняя практическая работа | Каждый ученик берет вариант для работы дома. |
Этапы урока
- Организационный момент. Объявление темы урока, плана, целей и задач. (2 мин)
- Разминка. Комментированное решение уравнений. Повторение правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую (8 мин.)
- Самостоятельная работа «Решение уравнений» (15 мин)
- Новый материал (работа в группах) (25 мин.)
- Самостоятельное решение задач (25 мин)
- Подведение итогов, домашнее задание (5 мин).
Ход урока
- Прокомментировать решение уравнений:
- 0,6у + 4 = 0,2у
- 1,3 ─ 0,6с = 0,2 ─ 0,5с
- 7 ─ 6,4х = 3,6х.
- = ;
- Самостоятельная работа «Решение уравнений».
Вариант 1.
- 4,37 +6,7x = 7,75 + 9,3x; 1 балл
- 4(3─ x) ─ 11 = 7(2x ─ 5); 1 балл
- ─ m = ─3m; 2 балла
- = . 2 балла
Вариант 2.
- 1) 8,9x +17,54 = 5,4x + 2,84; 1 балл
- 2) 3(5─ x) + 13 = 4(3x ─ 8); 1 балл
- 3) ─ n = ─ 4n; 2 балла
4) = . 2 балла
- Новый материал.
С помощью уравнений можно решать многие задачи. Для этого учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм:
- неизвестную величину обозначить буквой;
- используя условие задачи, составить уравнение;
- решить составленное уравнение;
- ответить на вопрос задачи.
Задание 1.
Составь задачу, которую можно решить с помощью данного уравнения:
- х + ( х + 5) = 94
- 6х ─ х = 20;
- 7х + х = 24;
- (34 ─ х) ─х = 2.
Задание 2.
Работа идет в группах. Всей группой решаются задачи 1-5. Можно просить консультацию учителя.
Решения задач каждая группа представляет у доски (по одной от группы). Все участвуют в обсуждении. Решения записываются в тетрадь.
Задача 1. Старик за два дня поймал 13,1 кг рыбы, причем в первый день поймал рыбы на кг меньше, чем во второй день. Сколько рыбы поймал старик в первый день?
Составь схему и уравнение к задаче.
Решение:
Задача 2. Найдите число, которого равны 12.
Задача 3. Мама в 6 раз старше сына, а сын на 25 лет младше мамы. Сколько лет маме?
Задача 4. Лодка за 0,3 часа по течению реки проплывет такой же путь, что и за 0,5 часа против течения. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения реки 2,1 км/ч?
Задача 5. На солнышке грелись несколько кошек. У них вместе лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?
- Задачи для самостоятельного решения.
1 уровень.
1. Одно число в 5 раз больше другого, а их сумма равна 42. Найди неизвестные числа (1 балл).
2. Одно число в 7 раз больше другого, а их разность равна 54. Найди неизвестные числа (1 балл).
3. В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить во второй 20 л, то молока в бидонах будет поровну. Сколько молока в каждом бидоне? (1 балл).
4. Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе и на проселочной дороге. (2 балла).
2 уровень
1. Определите скорость полета шмеля, если известно, что она в 4 раза и на 15 м/с меньше скорости полета скворца? (1 балл)
2. Можно ли 114 карандашей разложить в три коробки так, чтобы во второй коробке было на 2 карандаша меньше, чем в первой и на 12 карандашей больше, чем в третьей? (1 балл)
3. Десяти собакам и кошкам скормили 56 галет. Каждой собаке досталось 6 галет, а каждой кошке – 5. Сколько было собак и сколько кошек? (2 балла)
4. Разность двух чисел 33. Найдите эти числа, если 0,3 большего из них равны меньшего. (2 балла)
3 уровень
1. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если известно, что у них вместе 19 голов и 46 ног? (2 балла)
2.Старинная задача (Греция). Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
- Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть музыку, седьмая часть пребывает в молчании и, кроме этого, есть еще три женщины. (2 балла)
3. В растворе содержится 40% соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70% соли. Сколько граммов соли было в растворе первоначально? (подсказка: попробуй составить пропорцию) (2 балла)
4. Разведчик доложил командиру, что поезд, за которым он вел наблюдение, прошел мимо него за 15 сек., а мост поезд прошел полностью за 45 сек. Командир знал, что длина моста 450 м и быстро вычислил длину и скорость поезда. Сделай это и ты. (3 балла)
Приложение 1.
Оценочный лист учащегося
Учебные элементы | Количество баллов | оценка |
Самостоятельная работа | ||
Задачи для самостоятельного решения |
Критерии оценки
Учебные элементы | Количество баллов | оценка |
Самостоятельная работа | 2-3 балла 4-5 баллов 6 баллов | «3» «4» «5» |
Задачи для самостоятельного решения | 2-3 балла 4-5 баллов 6-9 баллов | «3» «4» «5» |
Приложение 2.
Таблица ответов к самостоятельной работе
Номер уравнения | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | -1,3 | -4,2 |
2 | 2 | 4 |
3 | 1,5 | 1 1/3 |
4 | -1 | -2 |
Приложение 3.
Таблица ответов к задачам для самостоятельного решения
Номера задач | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
1 | 7; 35 | 5 м/с; 20 м/с | 15; 4 |
2 | 9; 63 | Нет, | 28 |
3 | 20; 60 | 6 собак, 4 кошки | 160 г |
4 | 60км/ч;45 км/ч | 60; 27 | Длина поезда 225м, V=15 м/с |
Карточка самооценки деятельности учащегося на уроке
Фамилия, имя учащегося________________________________________
Критерий | Оценка деятельности | Комментарии |
На уроке я работал | активно / пассивно | |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | |
Новый материал мне кажется | легким / трудным | |
Мне кажется, что я с домашним заданием | справлюсь /не справлюсь |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.
Обучение всех детей по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
урок 20-ти задач "Уравнение" для 5-6 классов Презентация
Презентация содержит 20 уравнений различной сложности. Наличие гиперссылок позволяет использовать ее в различных методических ситуациях:устный счет, диктант, самостоятельная работа, игровая программа,...
Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.
Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....