Урок в 6 классе "Решение задач уравнением"
методическая разработка по математике (6 класс)

Анисимова Светлана Вениаминовна

Урок с элементами разноуровнего обучения, самопроверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reshenie_zadach_uravneniem.docx55.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроках

математики на примере разработки урока по теме:

«Решение  задач с помощью уравнений»

Анисимовой Светланы Вениаминовны,

учителя математики, первая квалификационная категория,

автономная некоммерческая организация «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», г. Москва

Цели урока:

  • Выработать навыки решения уравнений и  задач методом составления уравнения, развивать вычислительные навыки, логическое мышление учащихся,умение ориентироваться в различных ситуациях, приближенных к жизни.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи;
  • Формирование способности фиксировать собственные затруднения.

Планируемые результаты формирования УУД

  • В  сфере личностных универсальных учебных действий:
  • воспитание неформального отношения к математической деятельности;
  • умение ориентироваться в различных ситуациях, приближенных к жизни;
  • контролировать и оценивать свои действия;
  • воспитание самостоятельности, взаимопомощи, ответственности.

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
  • выбор заданий различного уровня сложности для самостоятельной    работы;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  •  самоконтроль и взаимоконтроль.

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий:
  • выработать навыки решения уравнений и  задач методом составления уравнения;
  • повторение  правил нахождения неизвестных компонентов в уравнении;
  • проверка правил переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
  • организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и   сверстниками,
  •  адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать ее в виде схем, таблиц, образцов решений;
  • развитие культуры математической речи.

Оборудование и материалы:  проектор, документ-камера, карточки с заданиями, карточки с ответами, листочки для решения, листы самоконтроля.

Примерный план проведения урока

Этапы урока

Задачи

Виды деятельности

Примечание

1

Организационный момент

Проверка готовности учащихся. Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности

 Беседа с учащимися,

фронтальная работа

Раздаются  листочки с задачами. Оценочные листы. Критерии оценки.

Приложение 1.

2

Актуализация знаний учащихся

Подготовка к деятельности через повторение и актуализацию опорных знаний

Комментированное решение уравнений, обобщение правил решения уравнений.В классе фронтально.

Решение  каждого  уравнения выводится на экран проектора. Учащиеся комментируют решение.

3

Обобщение знаний и их применение для выполнения практических заданий

Проверка знаний учащихся с применением  метода самоконтроля

Самостоятельная работа по вариантам

После выполнения работы ученики берут листочки с ответами (Приложение 2)  для самопроверки и заполняют лист самоконтроля.

3

Получение новых знаний

Организация деятельности для формирования умений использовать полученные знания

Фронтальная и групповая работа учащихся

Учащимся раздаются карточки заданий. Выполнение задания проверяется у доски.

4

Закрепление новых знаний в ходе практического решения задач

Выработать навыки решения задач с помощью уравнений

Индивидуальная  работа учащихся

На экран проектора выводятся 3 варианта самостоятельной работы разного уровня. Учащиеся выбирают один вариант для решения. Учитель комментирует критерии оценки за самостоятельную работу.

4

Итоги

Подведение итогов урока

Рефлексия

Выдаются листы с ответами. Приложение 3.

В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали: каждый оценивает свою работу на уроке, заполнив  оценочный лист, свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам предлагается карточка самооценки деятельности учащегося на уроке.

5

Домашнее задание

Постановка задания на дом

Домашняя практическая работа

Каждый ученик берет вариант для работы дома.

Этапы урока

  1. Организационный момент. Объявление темы урока, плана, целей и задач. (2 мин)
  2. Разминка. Комментированное решение уравнений. Повторение правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую (8 мин.)
  3. Самостоятельная работа  «Решение уравнений»  (15 мин)
  4. Новый материал  (работа в группах) (25 мин.)
  5. Самостоятельное решение задач (25 мин)
  6. Подведение итогов, домашнее задание (5 мин).

Ход урока

  1. Прокомментировать решение уравнений:

  1. 0,6у + 4 = 0,2у
  2. 1,3 ─ 0,6с = 0,2 ─ 0,5с
  3. 7 ─ 6,4х = 3,6х.
  4. = ;      

  1. Самостоятельная работа «Решение уравнений».

Вариант 1.

  1. 4,37 +6,7x = 7,75 + 9,3x;  1 балл
  2. 4(3─ x) ─ 11 = 7(2x ─ 5);  1 балл
  3.  ─ m = ─3m;         2 балла
  4. = .                  2 балла

Вариант 2.

  1. 1)  8,9x +17,54 = 5,4x + 2,84;   1 балл
  2. 2)  3(5─ x) + 13 = 4(3x ─ 8);     1 балл
  3. 3)  n = ─ 4n;              2 балла

 4) = .                            2 балла

  1. Новый материал.

С помощью уравнений можно решать многие задачи. Для этого  учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм:

  1. неизвестную величину обозначить буквой;
  2. используя условие задачи, составить уравнение;
  3. решить составленное уравнение;
  4. ответить на вопрос задачи.

Задание 1.

Составь задачу, которую можно решить с помощью данного уравнения:

  1. х + ( х + 5) = 94
  2. 6х ─ х = 20;
  3. 7х + х = 24;
  4. (34 ─ х) ─х  = 2.

 Задание 2.

Работа идет в группах. Всей группой решаются задачи 1-5. Можно просить консультацию учителя.

Решения задач каждая группа представляет у доски (по одной от группы). Все участвуют в обсуждении. Решения записываются в тетрадь.

Задача 1.    Старик за два дня поймал 13,1 кг рыбы, причем в первый день поймал рыбы на кг  меньше, чем во второй день. Сколько рыбы поймал старик в первый день?

Составь схему и уравнение к задаче.

Решение:

Image2369

Задача 2.   Найдите число, которого равны  12.

Задача 3.    Мама в 6 раз старше сына, а сын на 25 лет младше мамы. Сколько    лет маме?

Задача 4.  Лодка  за 0,3 часа по течению  реки проплывет такой же путь, что и за 0,5 часа против течения. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения реки 2,1 км/ч?

Задача 5.  На солнышке грелись несколько кошек. У них вместе лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?

  1. Задачи для самостоятельного решения.

 1 уровень.

1. Одно число в 5 раз больше другого, а их сумма равна 42. Найди неизвестные числа  (1 балл).

2.  Одно число в 7 раз больше другого, а их разность равна 54. Найди неизвестные числа  (1 балл).

3.  В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить во второй 20 л, то молока в бидонах будет поровну. Сколько молока в каждом бидоне? (1 балл).

4. Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего  за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе и на проселочной дороге.  (2 балла).

2 уровень

1. Определите скорость полета шмеля, если известно, что она в 4 раза и на 15 м/с меньше скорости полета скворца? (1 балл)

2. Можно ли 114 карандашей разложить в три коробки так, чтобы во второй коробке было на 2 карандаша меньше, чем в первой и на 12 карандашей больше, чем в третьей? (1 балл)

3. Десяти собакам и кошкам скормили 56 галет. Каждой собаке досталось 6 галет, а каждой кошке – 5. Сколько было собак и сколько кошек? (2 балла)

4.  Разность двух чисел 33. Найдите эти числа, если 0,3 большего из них равны меньшего. (2 балла)

3 уровень

1. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если известно, что у них  вместе  19 голов и 46 ног? (2 балла)

2.Старинная задача (Греция). Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?

- Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть музыку, седьмая часть пребывает в молчании и, кроме этого, есть еще три женщины. (2 балла)

3. В растворе содержится 40%  соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70% соли. Сколько  граммов соли было в растворе первоначально? (подсказка:  попробуй составить  пропорцию) (2 балла)

4. Разведчик доложил командиру, что поезд, за которым он  вел наблюдение, прошел мимо него за 15 сек., а  мост поезд прошел полностью за 45 сек. Командир знал, что длина моста 450 м и быстро вычислил длину и скорость поезда. Сделай это и ты. (3 балла)

Приложение 1.

Оценочный лист учащегося

Учебные элементы

Количество баллов

оценка

Самостоятельная работа

Задачи для самостоятельного решения

Критерии оценки

Учебные элементы

Количество баллов

оценка

Самостоятельная работа

2-3 балла

4-5 баллов

6  баллов

«3»

«4»

«5»

Задачи для самостоятельного решения

2-3 балла

4-5 баллов

6-9 баллов

«3»

«4»

«5»

 Приложение 2.

Таблица ответов к самостоятельной работе

Номер уравнения

Вариант 1

Вариант 2

1

-1,3

-4,2

2

2

4

3

1,5

1 1/3

4

-1

-2

Приложение 3.

 Таблица ответов к задачам для самостоятельного решения

Номера задач

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

7;  35

5 м/с; 20 м/с

15;   4

2

9;   63

Нет,

28

3

20;   60

6 собак, 4 кошки

160 г

4

60км/ч;45 км/ч

60;   27

Длина поезда 225м, V=15 м/с

 

 Карточка самооценки деятельности учащегося на уроке

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Критерий

Оценка деятельности

Комментарии

На уроке я работал  

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Новый материал мне кажется

легким / трудным

Мне кажется, что я  с домашним заданием

справлюсь /не  справлюсь

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.

  Обучение  всех  детей  по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

урок 20-ти задач "Уравнение" для 5-6 классов Презентация

Презентация содержит 20 уравнений различной сложности. Наличие гиперссылок позволяет использовать ее в различных методических ситуациях:устный счет, диктант, самостоятельная работа, игровая программа,...

Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.

Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....